Формы организации художественно-творческой деятельности детей в учреждении дополнительного образования

№№ Форма организации Название Цель
1. Занятия в студиях ИЗО и ДПИ    
2. Мастер-классы по ИЗО и ДПИ    
3. Выставки    
4. Проекты (арт-проекты)    
5. Художественные события (акции, презентации, флешмобы, хэппенинги, перфомансы и т.д.)    
6. Художественные фестивали    
7. Интерактивные экскурсии и музейные программы    
8. Гостиные, мастерские, клубы по искусству    
9. Временные творческие коллективы    
10. Олимпиады    

Посетить занятие и мастер-класс, проанализировать деятельность педагога и сделать вывод о сходстве и различии в проведении данных форм организации художественно-творческой деятельности детей

Задание.Пронаблюдать за деятельностью педагога по подготовке и проведению учебного занятия в системе дополнительного художественного образования. Результаты наблюдения занести в таблицу. Сделать выводы о результативности занятия и особенностях технологии (методики), которую использует педагог.

Элементы занятия Описание Примечания
1. Видизобразительного или декоративно-прикладного искусства      
2. Место занятия в программе педагога    
3. Тема.      
4. Цель занятия.      
5. Задачи для педагога (какие задачи педагог ставит перед собой – чему обучает, какое место оставляет для свободного поиска детей)    
6. Задачи направленные на выявление особенностей, расширение, углубление эмоционального и социального опыта ребенка      
7. Задачинаправленные на выявление особенностей, расширение, углубление интеллектуального опыта ребенка    
8. Задачинаправленные на выявление особенностей, расширение, углубление практического опыта художественной деятельности    
9. Формулировка художественно-изобразительной задачи Как педагог ставит перед детьми задачу (можно дословно)    
10. Описание хода занятия 1) Особенности проведения занятия 2 ) Время, в течение которого дети заняты деятельностью и имеют к ней повышенный интерес 3) Специфика взаимодействия педагога и ребенка на занятии (в чем проявляется)    
11. Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса 1) Музыкальный, литературный, визуальный ряд (достаточно или недостаточно) 2) Дидактические таблицы, схемы, примеры на доске    
12. Материально-техническое обеспечение учебного процесса    
13. Результат занятия(чем заканчивается занятие, как педагог подводит итог, просмотр работ, доведены ли все работы до конца)    


РЕЗЮМЕ И ВЫВОДЫ:

Задание.Пронаблюдать за деятельностью педагога по подготовке и проведению мастер-класса в системе дополнительного художественного образования. Результаты наблюдения занести в таблицу. Сделать выводы о разнице в технологии (методики) организации мастер-класса и учебного занятия.

Элементы мастер-класса Замечания эксперта Примечания
1. Название мастер-класса, автор      
2. Вид мастер-класса Обучающий, развлекательный, мастер-шоу*    
3. Продолжительность мастер-класса    
1. Характеристика Массовый, индивидуальный, разовый, один из серии и т.д.    
5. Особенности организации рабочего места и материально-техническое обеспечение процесса мастер-класса (наличие оборудования для мастер-класса, какого, на сколько человек).    
6. Особенности процесса привлечения внимания к данной деятельности(как и с помощью чего автор мастер-класса привлекает внимание клиентов к своему процессу)    
7.Задачи, которые автор ставит перед собой (чему собирается учить клиентов) и клиентами (чему предлагает научиться им)    
8. Описание хода мастер-класса(специфика взаимодействия автора и клиентов во время мастер-класса)    
9. Методическое и дидактическое обеспечение мастер-класса (наличие или отсутствие дидактических таблиц, схем, примеров, видеофильмов, фотографий и прочих наглядных материалов)    
10. Результативность мастер-класса(качество представленного результата, настроение клиента в конце мастер-класса, оценка клиентом своей работы или работы мастера, удовлетворенность своей работой и работой мастера)    
Итого 0 - признак не проявлен, 1 - проявлен частично или как ответ на вопрос, 2 - проявлен полностью  

* Обучающий мастер-класс предполагает обучение клиента, передачу технологии, получение достойного результата, демонстрирующего полученные навыки;

Развлекательный мастер-класс предполагает ознакомление клиента с технологией, показ основных приемов, получение любого результата, в котором главное – хорошее настроение клиента;

Мастер-шоу или демонстрационный мастер-класс предполагает показ автором выполнения какой-либо работы, изделия, приемов и не предполагает участие клиентов, результат – мастерски выполненная вещь и восхищение клиентов

РЕЗЮМЕ И ВЫВОДЫ:

3. Проанализировать литературные источники по описанию форм организации художественно-творческой деятельности детей. Составить аналитическую справку по изученным формам по предложенному ниже плану.

Список рекомендуемой литературы

1. Макарова Е. Освободите слона.

2. Макарова Е. В начале было детство.

3. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее.

4. Калинина Т.В. Акционизм и педагогика. Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/131

5. Акционизм (хэппенинг, перформанс, ролевая игра). http://uchebnikionline.ru/kulturologia/kulturologiya_-_matvyeyeva_ll/aktsionizm_hepening_perforkans_rolova_gra.htm

6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М., Академия, 2005г. (примеры арт-проектов в приложении).

7. Сельвикаева Е.В. Центр эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» как составляющая часть системы непрерывного художественного образование социокультурного пространства города Магнитогорска

8. Галянт И. Организация художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитания, 2013г., №1, с.97.

План составления аналитической справки

1. Дать определение терминам «акционизм», «художественная акция», «хэппенинг», «перфоманс» на основе изучения литературы по современным формам организации художественно-творческой деятельности (искусства).

2. Изучить книги Макаровой Е., описать особенности технологии ее работы с детьми (как работает над созданием художественного образа?).

3. Изучить форму «педагогический проект», описать возможности педагогического проектирования в художественном творчестве.

4. Изучить форму «интерактивные экскурсии и музейные программы» (воспользоваться предложенным списком литературы и ресурсами интернет). Описать особенности данной формы организации детской художественно-творческой деятельности.

4. Задание: моделирование занятия или мастер-класса. Для моделирования используйте таблицы из задания 2.

Наши рекомендации