Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке
(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— (2)Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
(З)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
— (4)С тобой что-то случилось?
— (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— (7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
— (9)Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — (10)Я скоро совсем убегу из дома. (П)Из-за одной Ленки убегу, — (12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!
— (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.
— (18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.
(20)Павлик засопел от обиды.
— (21)Пустяки! — сказал старик. — (22)Один поругает, другой пожалеет.
— (23)Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — (24)Брат на лодке едет кататься, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку залезу!»
(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.
— (28)А почему вы всё спрашиваете?
(29)Старик разгладил длинную бороду и сказал, чуть понизив голос:
— (30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово... (32)Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза... (ЗЗ)Помни: тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь...
— (34)А какое слово?
(35)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.
— (36)Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — (37)Он
вскочил и опрометью побежал домой.
(38)Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (39)«Разве такая поймёт волшебное слово!» — с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:
— (40)Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
(41)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— (42)Какую тебе?
— (43)Мне синюю, — робко сказал Павлик.
(44)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (45)Ему не нужна была краска. (46)Он думал теперь только о волшебном слове.
(47)«Пойду к бабушке. (48)Она как раз готовит обед. (49)Прогонит или нет?» (50)Павлик отворил дверь в кухню. (51)Старушка снимала с противня горячие пирожки.
(52)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
— (53)Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
(54)Бабушка выпрямилась. (55)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— (бб)Горяченького захотел, голубчик мой! — радостно приговаривала она,
выбирая самый лучший, румяный пирожок.
(57)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
(58)«Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. (59)3а обедом Павлик сидел притихший, потому что прислушивался к каждому слову брата. (бО)Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:
— (61)Возьми меня, пожалуйста.
(62)3а столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.
— (бЗ)Возьми его, — вдруг сказала сестра. — (64)Что тебе стоит!
— (65)Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — (бб)Конечно, возьми.
— (67)Пожалуйста, — повторил Павлик.
(68)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил его волосы:
— (69)Эх ты, путешественник! (70)Ну ладно, собирайся!
(71)«Помогло! (72)Опять помогло!» (73)Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (74)Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. (75)И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.
Al
A2
A3
Какой вариант ответа является продолжениемутверждения: «Мальчик не получал от родственников того, что хотел, потому что...»?
1) сестра и брат были жадными. 3) никто его не жалел.
2) он не умел вежливо разговаривать. 4) он был злым и драчливым.
Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «сгрести»(предложение 38).
1) собрать в одно место 3) схватить что-либо
2) сбросить 4) обнять
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
2) (41) Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— (42) Какую тебе?
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОК VI. ВАРИАНТЫ 21-24
А4
А5
А6
А7
Bl
B2
ВЗ
В4
3) (55) Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
4) — (56)Горяченького захотел, голубчик мой! — радостно приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Укажите ошибочноесуждение.
1) В слове РАДОСТНО согласный [т] не произносится.
2) В слове ВСКОЧИЛ первый звук — [ф].
3) В слове ПАЛЬЦЫ мягкость согласного [л'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ВЗЪЕРОШИЛ звуков больше, чем букв.
Укажите слово с чередующейся безударнойгласной в корне.
1) взглянув 2) побежал 3) наклонился 4) подержал
В каком слове правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С»?
1) раскрыл 2) сжал 3) ссорился 4) сгребла
В каком слове правописание суффиксаопределяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
1) длинной 2) пустынный 3) начерченные 4) путешественник
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
Замените просторечное слово «поддал»в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом.Напишите это слово.
Ответ:_______________________ .
Замените словосочетание «дверь в кухню»(предложение 50), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_______________________ .
Выпишите грамматическую основупредложения 45.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 56-61 найдите предложения с обособленным обстоятельством.Напишите номера этих предложений.
Ответ:_______________________ .
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
g5 I В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
— Возьми его/1) — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну/2* отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно/3) возьми. Брат громко засмеялся/4* потрепал мальчика по плечу/5) взъерошил его
волосы:
— Эх ты/6) путешественник! Ну ладно/7) собирайся!
Ответ:
В6
В7
В8
В9
Укажите количество грамматических основв предложении 38. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_______________________ .
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительнойсвязью.
Брат на лодке едет кататься/1* а сам меня брать не хочет. Я ему говорю:
«Возьми лучше/2* всё равно я от тебя не отстану/3* вёсла утащу/4* в лодку
залезу!»
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 58-62 найдите сложноподчинённое предложение с последовательнымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 29-35 найдите сложноепредложение с бессоюзнойи союзной сочинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___