Педагогические технологии. Классификация педагогических технологий. Характеристика информационных технологий

В наше время идет становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями. Традиционные способы информации уступают место компьютерным средствам обучения. Важнейшей составляющей пед.процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Увеличивается роль науки в создании пед.технологий. Пед. технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение пед. задач. Это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле. Это совокупность псих-пед-х установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Пед. технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении; в качестве реального процесса обучения. Классификация П.Т: 1. по уровню применения (общепедагогические, частные – предметные, локальные); 2. по философской основе (материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные); 3. по ведущему фактору псих развития (биогенные, социогенные. психогенные); 4. по научной концепции усвоения опыта (ассоциативно-рефлекторные, развивающие); 5. по типу организации и управления познавательной деятельностью (авторитарные, дидактоцентрические, технология сотрудничества);

6. по категории обучающихся (массовая, продвинутого уровня - углубленного изучения, работа с отклонениями); 7. на основе гуманизации и демократизации пед. отношений; 8. на основе эффективности организации и управления процессом обучения; 9. использующие методы народной педагогики; 10. на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся; 11. альтернативные.

Пед. технологии бывают технологии обучения (дидактические) и технологиями воспитания. Технология воспитания: коллективные творческие и личностно-ориентированные дела, тренинги общения, шоу-технологии, технологии групповой проблемной работы (диспуты, дискуссии, обсуждения, разработка проектов).

Класификация2: по уровню обобщенности (макро и микро пед технологии), по содержанию (личностно-ориентиров и предметные), по деятельностным характеристикам (современные и традиционные), по уровню субъективности источника (производственные, социальные, гуманистические).

Свойства пед. Технологий – концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость, эффективность,

Компьютеризация обучения — это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники.

Информатизацияобучения — это процесс, направленный на оптимальное пользование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Он педагогический в том смысле, что в нем решаются педагогические задачи. Перечень этих задач, критерий опти­мальности, входные данные и необходи­мые результаты — все это определяется процессом обучения.

Компьютеризация — это необходимое условие информатизации, но не доста­точное. Компьютер является инструмен­том, применение которого должно приве­сти к кардинальным изменениям в про­цессе обучения.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя опреде­лению академика Б.Н.Глушкова (инфор­мационные технологии — процессы, свя­занные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология — информаци­онная. Когда же компьютеры стали широ­ко использоваться в образовании, по­явился термин "новая информационная технология обучения".

В образовании "педагогическая технология" и "информа­ционная технология" — это в определен­ном смысле синонимы.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если она:

· удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеполагание, целостность);

· решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены.

При этом средством подготовки и пе­редачи информации обучаемому является компьютер.

Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе новых информационных технологий.

Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Учитель сам определяет, что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт.

Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный ее вариант.

Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а именно о системе способов, которые в своей совокупности охватывают все характеристики процесса обучения.

Способом информатизации процесса обучения будем называть такую взаимосвязанную деятельность всего коллектива школы (администрации, учителей, психологов, медицинских работников и др.), которая заранее ориентирована на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера.

Рассмотрим группу способов информатизации процесса обучения.

1. Построение оптимального учебного плана школы.

2. Построение электронных моделей школьных учебников.

3. Построение полного внутришкольного педагогического мониторинга.

4. Построение и проведение полного внутришкольного психологического мониторинга.

5. Построение и проведение полного внутришкольного мониторинга здоровья и физического развития учащихся.

6. Прогнозирование результатов обучения учащихся и класса в целом.

7. Оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по классу в целом.

8. Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.

9. Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке.

10. Построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.

11. Оптимальное сочетание управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью на уроке.

12. Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения.

13. Тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.

Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невозможно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содержание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А.Колесникова называет его эпохой смены педагогик (от классической – к неклассической). Е.А.Ямбург говорит о «конфликте парадигм». А.Г.Асмолов, М.А.Гусаковский, В.В.Краевский, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков и другие пишут о кризисе гуманитарности, который трактуется как кризис рациональности и целостности.

Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно-воспитательный процесс.

Наши рекомендации