Сущность, цели, задачи маркетинга территорий
Тема 1: Теоретические основы маркетинга территорий
1 Сущность, цели, задачи маркетинга территорий
2 Концепция маркетинга
3 Субъекты маркетинга территорий
4 Внешняя и внутренняя среда маркетинга территории
Сущность, цели, задачи маркетинга территорий
Маркетинг сегодня рассматривается как:
1. отрасль науки, изучающая рынок;
2. практическая деятельность по продвижению продукции на рынке;
3. философия бизнеса;
4. система управления, вид менеджмента в условиях рыночной экономики.
Государственное и муниципальное управление на современном этапе должно строиться на маркетинговом (рыночно- и клиентоориентированном) подходе. Это управление территорий с ориентацией на запросы субъектов рынка и воздействие на окружающую среду и ее элементы. Без этого невозможно обеспечить конкурентоспособность территории и рыночный успех субъектов хозяйствования в границах территории.
Маркетинг территории затрагивает два аспекта маркетинговой деятельности:
1. маркетинг на (внутри) территории
2. маркетинг собственно территории как объекта управления
1. Маркетинг на территории исследует маркетинговые отношения субъектов внутри территории.
2. Маркетинг собственно территории –
· управление привлекательностью территории с помощью целенаправленных информационно-рекламных действий;
· системное продвижение интересов территории и решение задач ее развития (Д. Визгалов);
· маркетинг, который рассматривает в качестве объекта внимания и продвижения территорию в целом, осуществляется как внутри, так и за ее пределами, нацелен на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ данной территории в ее интересах, в интересах внутренних и внешних субъектов, в сотрудничестве с которыми территория заинтересована.
Уровни маркетинга территорий:
1. страна в целом;
2. регион;
3. муниципалитет;
4. локальное место.
Маркетинг территорий основывается на стратегическом подходе и на связях с общественностью.
Цели маркетинга территорий – создание, поддержание, изменение отношений и/или поведения в отношении конкретных мест.
Задачи маркетинга территорий:
1) обеспечение осознания внутренними и внешними субъектами маркетинга уникальности территории как места проживания, отдыха и привлекательной возможности для инвестиций;
2) создание позитивного имиджа, образа территории;
3) формирование и продвижение бренда территории (репутационное профилирование);
4) поддержка процесса формирования и обеспечения реализации стратегии развития.
Целями маркетинга территории могут быть:
· обеспечение притягательности, престижа территории в целом;
· обеспечение привлекательности природных, материально-технических, финансовых, трудовых, социальных и других ресурсов;
· обеспечение возможностей реализации и воспроизводства этих ресурсов на территории.
Задачи маркетинга территории:
· формирование и улучшение имиджа территории, ее деловой и социальной конкурентоспособности;
· расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных и региональных программ;
· привлечение на территорию государственных заказов и развитие новых видов деятельности на территории;
· импорт ресурсов (увеличение инвестиционной привлекательности территории);
· экспорт ресурсов (стимулирование использования ресурсов территории за ее пределами в интересах развития территории).
Брендинг – наиболее продвинутая специфическая форма и стержневая технология маркетинга территорий.
Брендинг обеспечивает продвижение интересов территории и решения задач управления ее развитием. Брендинг территории появился на третьей ступени развития маркетинга территорий
Ступени развития маркетинга на территории и маркетинга территории.
Период | Модель маркетинга на территории | Особенности | Модель маркетинга территории | Особенности |
1) конец 19 – начало 20 века до Великой депрессии | Производственно-ориентированная | Спрос ненасыщенный; сбыт полностью определяется требованиями производства | «Погоня за фабричными трубами» | Индустриальный этап развития (ранний); единственная цель – привлечение на территорию промышленных объектов и соответствующих им инвестиций. Применение агрессивных, грубых и простых схем. «Продавцы территории» действуют методом проб и ошибок. Используется массовый маркетинг неприспособленных к нуждам покупателей продуктов. |
2) первая половина 20 века | Рыночно-ориентированная | Достижение первичного насыщения; поиск новых рынков (географических, в разрезе новых категорий товаров и потребительских ниш). От важности категории «объем сбыта» к важности категории «доля рынка», которую надо захватить. | Целевой маркетинг, маркетинг микс. | Индустриальный (поздний) этап развития; взамен единственной цели (привлечение бизнеса) появляется множество целей (сохранение имеющихся предприятий, создание новых, экспортное продвижение, иностранные инвестиции). Специализированный маркетинг территории сегментируют рынки и покупатели, приспосабливая продукты к их запросам. |
3) середина 70-х гг. 20 века – начало 21 века | Клиентоориентированная | Основные рынки поделены; актуальны вопросы об их переделе, разделении, кластеризации, о выборе целевых групп потребителей; формируются новые подходы к продвижению (принцип целевых аудиторий в рекламе, глобализм, инновационность, использование public relations). | Стратегический нишевой маркетинг, брендинг территории | Постиндустриальный этап; переход от маркетинга на территории к маркетингу собственно территории как комплексного продукта. Формирование рынка территории, места определения себя как особенной территории со специфическими конкурентными преимуществами для целевых отраслей промышленности. Территории совершенствуют продукты, услуги в своих нишах, создавая ценность для потребителей, особое внимание территории уделяют привлечению и формированию человеческих ресурсов. Формируется технология брендинга мест; в основе – концепции экономики событий, образов. Стратегический маркетинг рассматривается как философия досрочного рационального развития управлением территории. |
Концепция маркетинга
Этапы эволюции маркетинга: