Вопрос № 17. Психологическая характеристика младшего школьника
Границы младшего школьного возраста — с 6 (7) до 10(11) лет. Период младшего школьного возраста наз-т вершиной детства.Основные задачи развития ребенка в это время связаны с необх-стьюначинать системно и организованно усваивать знания, умения, форм-ть навыки.
Социальная ситуация развития — это специфическая для конкретного пери-ода жизни система отн-й человека с окруж-щей действ-тью. Эту специфику опр-ют две группы факторов. Внутренние факторы— это прежде всего те психол-кие новообразования, к-рыепоявл-ся в конце дошкольного возраста (форм-ние устойчивых чувств; появление внутренних норм регуляции своего поведения). Внешние факторы связаны с усл-ямисоц-ной микро-среды (взаимод-е в семье,сосверстниками;отн-е к реб-ку со стороны др-х людей)
Учебная деятельность(УД)—деят-сть, напр-я на приобретение индивидом новых знаний, умений, навыков или на их изм-е в процессе специально организованного и целенапр-ного обучения, и тем самым обусл-щаяизм-я в самом индивиде.
Особое значение в этой деятельности играет усвоение научных понятий, к-е отражают суть предметов и явлений.
Содержаниеуч-й д-ти связано с тем, на что она направлена (каков ее пред-мет). Предметомуч-й д-ти выступает усвоение знаний, овладение обобщен-ными способами действий, отработка приемов и сп-бовуч-х действий, а также изм-е самого субъекта деятельности.
5 компонентов УД:1)учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;
2)учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;
3)действие контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом;
4)действие оценки- определение того, насколько ученик достиг результата.
Проблеме оценки учитель должен уделять особое внимание, так как оценка влияет на многие сферы личности младшего школьника. Надо помнить, что оценка не тождественна отметке. Оценка — это процесс оценивания, осуществляемый учителем с использованием различных способов. Отметка же является формальным результатом этого процесса, выраженном в баллах.
По мнению Л. И. Божович, УД ребенка побуждается двумя видами мотивов, им-щихразную психологическую хар-ку. К познавательной мотивации отн-ся мотивация содержанием (желание познать новые факты, суть явления) и моти-вация процессом (интерес к самому процессу учения). К социальным мотивам отн-ся «статусный мотив», мотив хорошей отметки и мотив самоутверждения.
Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превра-щаться в самостоятельную деятельность ученика, УД через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение.
Основными видами деят-сти для ребенка продолжают ост-ся игра, рисование, конструирование..
В условиях УД ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деят-ть, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требова-ния, Дети должны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка.
Кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, он старается этого не показать.Возникают трудности воспитания ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний..Кризис требует перехода к новой соц.ситуации, требует новогосод-я отношений. В наших условиях тенденция к нейвыражается в стремлении скорее пойти в школу.Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника.Основными новообразованиями младшего школьника являются произвольность, внутренний план действия и рефлексия.
1.Развитие самосознания.
К младшему школьному возрасту у ребенка значительно усложняется внутренний мир, что непосредственно связано с его самосознанием. Развитие самосознания позволяет младшему школьнику активно использовать механизм рефлексии.
Рефлексия — процесс самопознания индивидом своих психических процессов и состояний.
Благодаря ей младший школьник выстраивает образ «Я», на основе которого формируется самооценка. На характер самооценки решающее значение оказывают оценки, даваемые ребенку значимыми людьми..
Планирование(или «внутренний план действий») состоит в поиске и построении системы возможных действий и в определении оптимального действия, соответствующего условиям задачи.
2.Развитие эмоциональной сферы.Эмоциональное развитие младшего школьника во многом определяется изменениями в связи с началом новой деятельности и расширением круга общения. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на происходящие события. Благодаря развитию произвольности младший школьник более сдержан в выражении своих эмоций по сравнению с дошкольниками, однако ему по- прежнему часто свойственны непосредственность и откровенность выражения большинства своих эмоциональных переживаний.
Часто в рассматриваемом возрасте у детей появляются страхи. Один из наиболее характерных страхов — страх получения плохой оценки в школе, который может породить высокую тревожность. Данная ситуация обусловлена, в первую очередь, позицией родителей и педагогов в отношении учебы. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции и чувства, в частности, чувство ответственности, чувство доверия к людям, эмпатия (сопереживание). Развиваются и нравственные чувства.
3.Развитие мотивационной и волевой сфер.Появляются новые мотивы, интересы и желания, усложняются взаимоотношения между различными побуждениями, формируются более устойчивые мотивационные образования, развивается способность к сознательному, волевому контролю своего поведения и деятельности.
Усложнение мотивационной сферы связано с построением иерархии мотивов, с появлением ситуации доминирования одних мотивов над другими. Изменяется и мотивация межличностного взаимодействия младших школьников. Если в начале возрастного периода взаимодействие ребенка с другими детьми в классе осуществляется главным образом через учителя, то к концу периода значительно возрастает интенсивность общения непосредственно между учениками.
Развитие решительности, терпеливости и настойчивости характеризует волевую сферу младших школьников.
4.Развитие познавательной сферы.
На развитие восприятия большое влияние оказывает деятельность ребенка. Учебная, игровая деятельность, рисование, различные виды конструктивной деятельности создают благоприятные условия для формирования способности к тонкой дифференциации свойств предметов.
Важнейшей характеристикой психического развития младшего школьника является развитие произвольности егопознавательных процессов. На начальном этапе обучения считается нормальным, если младшиешкольники способны концентрироваться на нужном объекте в течение 10—20 минут. Считается, что к 10—11 годам объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного вниманияу детей почти такие же, как и у взрослого человека,
В основе развития памяти младшего школьника, как впрочем и любого познавательного процесса, лежит учебная деятельность. Усвоение новых знаний предопределяет развитие у ребенка произвольной памяти. Младший школьник должен запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно (как это было в дошкольном возрасте), а то, что требует учебная деятельность. В учебной деятельности запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер, становятся гораздо более активными, начинается овладение осмысленным запоминанием и освоение способов заучивания и воспроизведения информации.
В младшем школьном возрасте наблюдается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, что выражается в способности младшего школьника логически рассуждать. Особое значение для его общего познавательного развития имеет знакомство и освоение письменной речи, которая по сравнению с устной имеет свою специфику.