Vi. гармонизация баса главными трезвучиями
С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
Бас в любой фактуре имеет важное конструктивное и выразительное значение. Бас определяет гармоническую функцию и служит опорой каждой гармонической вертикали всего музыкального построения. При гармонизации баса гармонический потенциал содержится в самом звуковом составе баса. Главная задача гармонизации баса – построение связной последовательности аккордов с естественным голосоведением и осмысленной, красивой мелодией.
Практические рекомендации[2]
Перед гармонизацией баса необходимо:
· Определить тональность заданного баса;
· Определить форму, найти цезуры между предложениями;
· Выбрать начальное расположение;
· При ходе баса на квинту применять гармоническое соединение трезвучий, т.к. при мелодическом соединении возникает одностороннее движение всех голосов;
· На повторяющихся нотах баса необходимо движение мелодии, как правило, перемещение аккорда;
· Выдержанная нота в заданном басу требует развитый ритмический план, реализующийся в линии верхних голосов;
· Дробление ритма на выдержанных нотах баса более естественно к концу такта;
· Ритмический рисунок второго предложения обычно более развит по сравнению с первым;
· Звук VII ступени лада в мелодии лучше разрешать строго по тяготению, на полутон вверх;
· Для того, чтобы мелодическая линия имела диапазон для последующего развёртывания, лучше начинать её в среднем регистре;
· При гармоническом анализе фактуры с фигурационным басом следует ориентироваться на опорные точки баса.
Задания
НА ФОРТЕПИАНО
· гармонизовать фразы:
· играть периоды по заданной схеме:
24 I – IV | I – I | IV – IV | V | I – V | I – IV | V – V | I ||
2. Письменно гармонизовать следующие басы:
Задача № 79 (1) Е. Абызова.
Задача № 79 (3) Е. Абызова
Задача № 21, Б. Алексеев
Задача № 22, Б. Алексеев
Задача № 24, Б. Алексеев
Задача № 33, Б. Алексеев
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Тема: ГАРМОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ПЕРИОДА. КАДЕНЦИИ
Период– простейшая форма, выражающая относительно развитую законченную музыкальную мысль. Наиболее распространены периоды, состоящие из двух предложений, завершающихся двумя различными кадансами. Кадансом (каденцией) называется гармоническое заключение музыкального построения. В формировании периода как структуры и композиционной единицы основную роль сыграла гармония. Централизующая, опорная ладовая функция – тоника – и подчинённая ей доминанта отражены в масштабе периода: доминанта, завершающая первое предложение, тяготеет к тонике в конце второго предложения и содействует тем самым объединению обоих предложений в единое целое.
ВИДЫ ПЕРИОДОВ
Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:
I. Строение. По строению периоды бывают:
ü Квадратные- период делится на 2 одинаковых по размерам предложения. Общее количество тактов в целом равно степени числа 2: 8, 16, 32 и т.д. Квадратность классический период унаследовал от песенно-танцевальных народных жанров европейской музыкальной культуры. Пример: Бетховен Соната №8, II часть.
ü Неквадратные:
· расширенные (2-е предложение больше первого); пример: Бетховен Соната №3, II часть (4+6);
· сокращенные (2-е предложение меньше первого); пример: Бетховен Соната №7 (5+4);
· симметричные (делятся на 2 одинаковых предложения, но количество тактов не соответствует норме квадратности (6+6, 7+7 и т.д.) Чайковский «Русская песня» из Детского альбома (6+6).
ü Периоды из 3-х предложений. Шопен Прелюдия №9, Ми мажор (4+4+4).
ü Период единого строения – не делится на предложения. Пример: Бетховен, Соната №6, Allegretto.
II. Тематизм.
ü Период повторного строения. Начала предложений хотя бы отчасти тематически сходны. Пример: Гайдн, Соната Ре мажор, I часть, ГП; Моцарт, Соната №12, Фа мажор, II часть.
ü Период неповторного строения - предложения содержат разный тематический материал, чаще всего 2-е предложение продолжает тему 1-го. Пример: Бетховен, Патетическая соната, II часть.
III. Тональное оформление.
ü Однотональный период – заканчивается в основной тональности.
ü Модулирующий период - заканчивается в другой тональности по сравнению с началом. Пример: Чайковский, «Вальс» из Детского альбома.
ВИДЫ КАДАНСОВ
Кадансы (каденции) – функциональные обороты, гармоническое заключение музыкального построения. Кадансы классифицируются:
ü по месту в форме периода;
ü по аккордовому составу;
ü по степени завершенности, устойчивости.
По месту в форме периода кадансы делятся на серединные, заключительные, дополнительные.
· Серединной называется каденция в середине периода, например, в конце первого предложения. Пример: Мендельсон. Песня без слов ор.30.
· Заключительной называется каденция, завершающая период. Пример: Гайдн. Соната для фп. № 24, C-dur I ч.
· Дополнительной называется каденция, завершающая дополнение к периоду. Пример: Моцарт. Соната для фп. К280 F-dur, III часть.
2. По аккордовому составу каденции делятся на:
ü автентические (из аккордов T и D);
ü плагальные (из аккордов T и S);
ü полные (из аккордов T-S-D-T).
3. По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции делятся на:
ü половинные;
ü полные;
ü прерванные.
Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. различаются:
ü полные совершенные;
ü полные несовершенные.
Полной совершенной каденция называется в том случае, если:
ü заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие);
ü Т звучит в мелодическом положении основного тона (примы);
ü Т предшествует основной вид D;
ü Т звучит на сильной доле такта.
Если хотя бы один из этих признаков в каденции отсутствует, каденция называется полной несовершенной. Пример: Шопен. Ноктюрн c-moll ор.48 №1.
Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие шестой ступени. В Мн удваивается терция. В мажоре прерванный каданс звучит мягко, в миноре – более энергично.
КАДАНСОВЫЙ КВАРТСЕКСТАККОРД. D7 В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ КАДЕНЦИИ
К64 - второе обращениетоники – представляет собой полифункциональное сочетание T и D. Между басом и группой верхних голосов возникает функциональное противоречие, требующее разрешения в D на более слабой доле такта. В К64 удваивается бас – квинтовый тон тоники.
К64 -употребляется в завершении первого и второго предложения периода, то есть в половинной и заключительной каденциях,в 4-м и 7-м тактах, после субдоминанты или тоники перед доминантовым трезвучием. Голосоведение плавное, гармоническое. Полный каданс: S | К64 - D | Т ||Сокращённо:S - К.
S К64 D T S K
Задания:
1. Определить каденции, их взаимосвязь в следующих отрывках:
ü Шуман «Альбом для юношества», ор.68 № 8, № 9;
ü Бетховен Соната № 2, Largo appassionato (т.1-8);
ü Чайковский «Осенняя песнь», ор.37-bis № 10 (т.1-9);
ü Чайковский «Сладкая греза», ор.39 № 21 и № 22 «Песня жаворонка».
2. Гармонизовать мелодии:
Задача № 35, Б. Алексеев
Задача № 40, Б. Алексеев
Задача № 42, Б. Алексеев
Задания:
1. Решить задачи, сыграть их на фортепиано:
Задача № 36, Б. Алексеев
К64
Задача № 37, Б. Алексеев
Задача № 73, Б Уткин
К64
Задача № 76, Б. Уткин
К64 К64
Перед заключительной тоникой на последней доле 7-го такта употребляется D7.Септима разрешается ходом на ступень вниз, в терцовый тон тоники.Терция D7 является VII ступенью лада и разрешается на полутон вверх, по тяготению вводного тона в тонику. В мелодическом положении терции D7 разрешается в тонику с утроенным основным тоном. Если терцовый тон D7 в альте или теноре, то тоника может быть полной. В этом случае терцовый тон D7 идёт на терцию вниз.
Примеры расположения и разрешения D7:
После Sсептима D7 является общим звуком и называется приготовленной. Во избежание параллельных квинт или октав, в соединении с S D7 применяется в неполном виде, с пропуском квинтового тона.
Если септима D7 появляется на слабой доле после К64 или Dнисходящим на секунду ходом,то такаясептима называется проходящей:
Практические рекомендации
1. При переходе К64 вD7 бас остаётся на месте, а три верхних голоса движутся на ступень вниз.
2. Если в заключительной каденции К64 оказывается в мелодическом положении квинтового тона, плавное соединение с D7 приводит к переходу в D7 в положении септимы и разрешению в Tв мелодическом положении терции, образующему полный несовершенный каданс. Чтобы получить полный совершенный каданс D7 должен содержать в сопрано терцию или квинту.
3. Перед решением задачи необходимо детально проанализировать строение периода, найти и определить каденции.
Пример гармонизации:
Задания:
1. Играть соединение T – |К64 - D7 | VI ||от шести положений первого аккорда.
2. Играть построения по данным цифровкам:
· T – D | VI – IV| К64 - D7 | T ||
· T – VI | IV– II | К64 - D7 | VI ||
· T – II | D - VI | IV – II | К64 - D7 | T ||
3. Гармонизовать на фортепиано следующие фразы:
4. Играть следующие секвенции:
5. Письменно гармонизовать следующие мелодии и басы:
Задача № 131 (3), Е. Абызова
Задача № 131 (8), Е. Абызова
Задача № 131 (9), Е. Абызова
6. Выполнить гармонический анализ:
· Л. Бетховен, соната для фп. № 3 C-dur, I ч. (начальный период);
· А. Даргомыжский, «Русалка», I д., ария Мельника;
· Подобрать примеры с К64.