Аккордов в гармонизации баса

Объем учебного времени – 2 часа

Учебная тема: Гармонизация мелодии и баса.

Цель: практически освоить способы гармонического и мелодического соединения аккордов при гармонизации баса в процессе анализа музыкальных примеров и решения задач.

Подготовительная работа.Изучите теоретический материал по указанной выше теме, обратив внимание на особенности гармонического и мелодического соединений аккордов при гармонизации баса главными, побочными трезвучиями и их обращениями:

§ с использованием перемещений аккордов;

§ с фригийскими оборотами в мелодии и басу;

§ с восходящим или нисходящим поступенными ходами в басу (I–II–III или III–II–I ступени) с проходящим VII6 при гармонизации II ступени;

§ с характерным нисходящим ходом мелодии от III к I ступени в заключительной каденции с использованием III6(D6)–T.

Практические задания:

Задание 1. Постройте с использованием нисходящего мелодического тетрахорда (I–VII–VI–V) и исполните на музыкальном инструменте в тональностях cis-moll и fis-moll предлагаемыефригийские обороты:

1) t–III – s – D – t;2)t6 –VII6–VI6–D6.

Задание 2. Постройте с использованием нисходящего тетрахорда в басу (I–VII–VI–V) и исполните на музыкальном инструменте в тональностях e-moll и f-moll предлагаемыефригийские обороты:

1) t–d6 – s6 – D;2)t –VII–s6–D.

Задание 3. Постройте и исполните на музыкальном инструменте следующие обороты с проходящими VII6 и D6 в тональностях мажора с тремя ключевыми знаками:

1) 2/4 1T6 – VII6 | T – VII6 | III – S | К46 – D | T ||;

2) 3/4 1T – T6 | Sг – D46 – S6 (г) | К46 – D6 | T – S46 – T ||.

Задание 4.Письменно гармонизуйте басы:

а) (с применением К46)

аккордов в гармонизации баса - student2.ru

б) (с главными секстаккордами)

аккордов в гармонизации баса - student2.ru

в) (с проходящими и вспомогательными аккордами, в т.ч. с VII6)

аккордов в гармонизации баса - student2.ru

г) (с трезвучием III ступени)

аккордов в гармонизации баса - student2.ru

Задание 5. Сделайте письменный гармонический анализ следующего музыкального фрагмента (см. лаб. работу 1, задание 4):

Ан. Александров. Кума. Рус. нар. песня

Allegro moderato

аккордов в гармонизации баса - student2.ru

аккордов в гармонизации баса - student2.ru

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Всегда ли необходимо выбирать гармоническое соединение аккордов при гармонизации баса, почему?

2. Что изменяется в аккорде при его перемещении: мелодическое положение, расположение, или то и другое? Является ли показателем перемещения аккорда повторение звука в басу или использование в басу длительности, выдержанной несколько долей?

3. Может ли двигаться бас при перемещении аккорда, каким образом?

4. Возможно ли перемещение аккорда внутри счетной доли, почему?

5. Какое соединение (гармоническое или мелодическое) чаще всего допускается для правильного голосоведения при ходе в басу на кварту? квинту?

6. Какие ступени лада в басу указывают на использование проходящих аккордов? Какова функциональная принадлежность этих аккордов?

7. В каком гармоническом обороте используется проходящий секстаккорд VII ступени, что при этом в данном секстаккорде удваивается?

8. Что такое фригийский оборот? Каковы особенности его применения в миноре?

9. Одинаково ли гармонизуется фригийский оборот в мелодии и басу?

10. Назовите варианты гармонизации фригийского тетрахорда в мелодии и басу.

11. Какую функцию выполняет секстаккорд III ступени в каденции, что в нем удваивается, и как он в этом случае называется и обозначается?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 36, 37, 39–41, 83–88, 163, 162–166, 171–174 (темы №№ 5, 6, 13, 24, 25).

Наши рекомендации