Интерактивные формы взаимодействия классного руководителя с семьей воспитанника. Социальная защита детей в деятельности классного руководителя
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Е.А. Поборчая и Л.В. Козлова предлагают, как в работе с педагогами, так и с родителями, использовать следующие формы интерактивного обучения:
1. «Большой круг» – наиболее простая форма группового взаимодействия. Прием оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа проходит в три этапа.
Первый этап – участники рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.
Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап – по кругу каждый участник зачитывает свои предложения, остальные молча, выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
2. «Аквариум» – форма диалога, когда участникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».
Этот прием обеспечивает возможность увидеть участников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
3. «Круглый стол» – проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1 – 3 вопроса обсуждаемой проблемы.
При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Предоставляется слово участникам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.
Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждении дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Такие формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
4. «Вечера вопросов и ответов» – за месяц до намеченного срока мероприятия участникам предлагается подумать, какие вопросы наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1 – 1,5 недели до «Вечера» классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.
Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных участниками, раскрывается по возможности наиболее полно. Участники должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы.
5. «Деловая игра» – эффективна в том случае, если участники имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой участники получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.
Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.
Социальная защита как функция классного руководителя – это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и в узком смысле слова.
Социальная защита воспитанников в узком смысле слова – это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Это дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, дети-беженцы и остальные, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.
Социальная защита в широком смысле слова – это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.
Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.
В качестве критерия эффективности деятельности классного руководителя по социальной защите обучающихся, как указывает М.А. Ковальчук, может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя группами показателей – объективными и субъективными. Объективные – это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе, нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в оценке детей, а также специалистов-экспертов работой классного руководителя по реализации функции социальной защиты детей.
Важной задачей реализации классными руководителями функции социальной защиты обучающихся становится разработка оптимальной модели ее системы, которая может представлять взаимосвязь и взаимодействие следующих элементов: дети в целом как объект социальной защиты; различные группы и категории детей; государственные, общественные и частные институты, с которыми классный руководитель вступает во взаимодействие, реализуя функцию социальной защиты как субъекта социальной защиты; социальная инфраструктура детства; деятельность по социальной защите воспитанников. Особым компонентом системы социальной защиты детей должна быть представлена семья.
Социальная защита ребенка – это целевая функция деятельности классного руководителя, реализуя которую, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.