Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания
Социальная адаптация заключается в приспособлении освобожденного к новой социальной среде, следованию правилам, нормам, установкам, характерным для данной среды, приобретению навыков, позволяющих нормально жить в открытом обществе.
В некоторых ИУ для проведения работы по социальной адаптации осужденных создаются различные организационные формы, например, «Школы по подготовке осужденных к жизни на свободе».
Приказом начальника учреждения в школу зачисляются все осужденные, которым до освобождения остается 3-5 месяцев. Занятия в школе являются обязательными для всех зачисленных в нее осужденных. Учеба проводится по группам или потокам в нерабочее время по особому расписанию. Начальником колонии утверждается программа занятий, которая включает в себя несколько циклов: правовой, психолого-педагогический, воспитательный. Каждый цикл завершается итоговым собеседованием. В работе школы предусмотрены встречи с работниками правоохранительных органов, представителями органов власти, местной администрации, учреждений, предприятий, вузов. После окончания школы с каждым освобождаемым проводится собеседование. Важнейшим условием успешной социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, является их трудовое и бытовое устройство.
Оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим уголовные наказания в виде лишения свободы, а также должного контроля за наиболее криминогенной их частью - один из главных факторов в борьбе с рецидивной преступностью.
Несмотря на принимаемые меры по предупреждению преступлений, растет удельный вес лиц, ранее судимых, в общем числе осужденных. Так, если в 1992 г. этот показатель был равен 36,7%, то в 1996 г. - 57,3%.* Нередко освобожденные оказываются в положении отверженных. Руководители предприятий и учреждений под разными предлогами отказывают им в приеме на работу не только из-за их уголовного прошлого, но и в связи с их низкой квалификацией. Понять такую позицию руководителей предприятий и трудовых коллективов в нынешних условиях можно, но согласиться с ней нельзя. Безразличие к судьбам этой категории граждан со стороны государства способствует росту социальной напряженности в обществе.
Трудовое и бытовое устройство отбывших наказание затрудняется еще и тем, что многие из них страдают серьезными хроническими заболеваниями, являются инвалидами и престарелыми. Подавляющее большинство из них нуждается в помещении в специальные дома-интернаты, в лечебные учреждения, которых в стране явно недостаточно. Еще одним препятствием в успешной адаптации освобожденных является ст. 181 Кодекса об административных правонарушениях РФ, запрещающая руководителям предприятий принимать на работу граждан, не имеющих прописки. Прописать же, например, в общежитие можно лишь тогда, когда человек работает. Получается замкнутый круг, который нередко разрывается повторным совершением преступления. Отмена этой статьи, противоречащей ст. 27 Конституции РФ, сняла бы искусственное препятствие к трудоустройству освобожденных, провоцирующее рецидив.
До июня 1995 г. весьма негативную роль в социальной адаптации играла ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР. Согласно ей лица, осужденные к лишению свободы, теряли право на жилплощадь. Постановлением от 23 июня 1995 года № 8-П Конституционный Суд РФ признал положения этой статьи не соответствующими ст. 19, 46 ч. 1 Конституции РФ, констатировав, что временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием лишения права на жилплощадь*.
Отмена данной статьи Жилищного кодекса поможет многим освобожденным успешно решать вопросы бытового и трудового устройства, будет содействовать снижению рецидива с их стороны.
Тем же задачам призвано содействовать Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. № 11-П о признании неконституционной статьи Закона РСФСР о государственных пенсиях, предусматривавшей приостановление выплаты заработанных пенсий лицам, отбывающим наказания в виде лишения свободы. Отныне российские пенсионеры, отбывающие наказания в виде лишения свободы, будут получать государственные трудовые пенсии во время всего срока их нахождения в учреждениях, исполняющих этот вид наказания*, что нашло отражение и в ч. 7 ст. 12 УИК РФ.
Как видно, государство предпринимает меры для облегчения процесса социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, однако остается еще много нерешенных вопросов в этой сфере. Для их реализации необходимы, на наш взгляд, следующие меры: а) совершенствование правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу социальной адаптации лиц, подлежащих освобождению от наказания и отбывших его; б) четкое определение органов и организаций, ответственных за оказание помощи освобожденным из мест лишения свободы; в) предоставление определенных льгот тем предприятиям, учреждениям и организациям, которые непосредственно занимаются работой с этой категорией граждан; г) оказание им помощи в создании необходимой материальной, финансовой и производственной базы. Эти и иные вопросы следует урегулировать в специальном законе по проблемам социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, как это имеет место во многих зарубежных странах.