Методика изучения мотивов участия подростков в деятельности
(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)
Методика помогает выявить мотивы участия подростков в деятельности.
Ход проведения: подросткам предлагают определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа используется следующая шкала:
0 - не привлекает совсем 3 - привлекает очень сильно
1 - привлекает слабо 2 - привлекает в значительной степени
Что привлекает в деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Желание заслужить уважение товарищей.
10.Сделать доброе дело для других.
11.Выделиться среди других.
12.Выработать определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов.
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия подростков в деятельности.
Методика "Ситуация выбора"
(разработана профессором Л.В. Байбородовой)
Методика позволяет выявить направленность личности подростков.
Ход проведения: в коллективе проводится час творчества.
Подросткам предлагают выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:
· разработка программы вечера;
· изготовление подарков для детей детского дома;
· подготовка сюрприза для детей младших отрядов;
· овладение навыками самообороны;
· изготовление украшений для вечернего платья и т. д.
При следующем проведении часа творчества подросткам рекомендуется выбрать одно занятие из предлагаемого перечня в соответствии с его главным назначением:
· проявить свои таланты;
· сделать приятный сюрприз для друзей;
· весело провести время;
· оказать помощь детскому саду или его воспитанникам в приобретении умения устанавливать контакт с людьми и т.д.
Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора подросткам, зависит от реальной ситуации в отряде или лагере, от тех дел, к которым дети готовятся в данный момент.
Обработка полученных данных.
Сопоставление результатов выбора подростками занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность личности. Выявляемые мотивы можно разделить на три группы:
· преобладание общественных мотивов;
· преобладание личностных мотивов;
· преобладание престижных мотивов.
При изучении направленности личности подростков можно определить устремленность:
- на себя; - на других людей; - неопределенную направленность.
Познай себя
Методика "Самый-самый"
Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять), вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.
Самый умный | Самый добрый | Самый красивый | Самый трудолюбивый | |||||||||||||||||
Самый глупый | Самый жестокий | Самый некрасивый | Самый ленивый | |||||||||||||||||
Обработка результатов: линия посередине или выше середины говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия – завышенная самооценка, слитком низкая – заниженная.
Анкета "Самооценка"
1. За что тебя хвалят воспитатели?
2. За что тебя любят родители?
3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?
4. Какие положительные качества присущи тебе?
5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?
6. На какие недостатки указывают воспитатели?
7. На какие недостатки обращают внимание родители?
8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?
Анкета "Кто ты?"
Инструкция: Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.
1. Уважаешь ли ты дружбу?
2. Привлекает ли тебя что-то новое?
3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?
4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?
5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?
6. Коллекционируешь ли что-нибудь?
7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?
8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?
Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6.
Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8.
Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.
Свыше 6 очков: Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.
От 3 до 6 очков: Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.
Менее 3 очков: Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.
Тест "Поставь себе оценку за вежливость"
Инструкция: Ребята! Вам следует ответить на пять вопросов. Отвечайте "да" или "нет", затем подсчитайте свои "да".
1. Говоришь ли ты "Доброе утро" своим товарищам?
2. Всегда ли ты внимательно и терпеливо слушаешь собеседника?
3. Говоришь ли "спасибо", когда встаешь из-за стола?
4. Всегда ли ты тактично ведешь себя с товарищами, проявляешь внимание и чуткость к ним?
5. Называешь ли ты по имени и отчеству взрослых, когда здороваешься с ними?
А теперь подсчитай количество своих "да". Это и будет твоя оценка за вежливость.
Рисуночный тест "Какой я?"
Инструкция: Из этих фигур выберите ту, которая вам больше понравилась.
Интерпретация результатов:
· квадрат - трудолюбивый, упорный, педантичный;
· прямоугольник - любознательный, интересующийся всем новым;
· треугольник - целеустремленная сильная личность, лидер;
· круг - доброжелательный, сочувствующий другим людям;
· зигзаг - творческий.
Тест "Лидер ли я?"
Инструкция: Внимательно прочти вопросы теста. Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру 4; если скорее согласен, чем не согласен - цифру 3; если трудно сказать - 2; скорее не согласен, чем согласен - 1; полностью не согласен - 0.
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую свое время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Еслиу меня плохое настроение, ямогуне показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).
Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А - умение управлять собой; Б - осознание цели (знаю, что хочу);
В - умение решать проблемы; Г - наличие творческого подхода;
Д - влияние на окружающих; Е - знание правил оргработы;
Ж - организаторские способности; З - умение работать с группой.
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.