Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников высшей школы
В современных условиях становления инновационной образовательной среды поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательными системами, качеству подготовки и трудоустройства выпускников приобретает принципиальное значение. С одной стороны, рынок рабочих мест увеличивается, а с другой стороны повышается уровень требований к подготовке специалистов.
С целью выявления степени соответствия качества образования выпускников социально-гуманитарного направлениятребованиям работодателей был проведен анализ посредством эксперт–опроса 30 руководителей предприятий и руководителей структурных подразделений предприятий и организаций социальной сферы г. Тюмени.
Результаты анкетирования показали, что конкурентоспособность кафедры (вуза), а также выпускников, по мнению работодателей, во многом зависят от качества подготовки студентов – 86,9%, уровня квалификации профессорско-преподавательского состава – 73,9% и использования современных технологий в обучении – 60,9%. Каждый третий работодатель считает, что на качество образования молодых специалистов существенное влияние оказывает взаимодействие кафедры/вуза с предприятиями города/региона, т.к. хорошая практика в период обучения позволяет студентам сформировать практические навыки, необходимые выпускнику при трудоустройстве.
В рамках эксперт – опроса работодателям были заданы вопросы, позволяющие определить соответствие уровня теоретической и практической подготовки специалистов-выпускников социально-гуманитарного направления требованиям, предъявляемым уровнем развития современного рынка труда. Уровень подготовки выпускников большая часть работодателей оценила как высокий - 45,5%. Средний уровень качества образования отмечают 40,9% экспертов. В то же время 13,6% отмечают, что качество подготовки выпускников находится ниже среднего уровня.
Анализ ответов экспертов показал, что для работодателей является важным не только наличие глубоких теоретических знаний, но и умение использовать приобретенные знания при решении практических вопросов, способность к аналитической и инновационной деятельности. При этом большая часть работодателей удовлетворена теоретической подготовкой выпускников, считая знания глубокими – 22,2% или вполне удовлетворительными – 61,2
Поскольку современная система высшего профессионального образования строится на основе компетентностного подхода, который предполагает формирование и развитие специалиста, обладающего тремя ключевыми характеристиками: высоким уровнем образованности (обученности), способностью реализовать себя в практической деятельности и наличием у обучающегося социально активной личностной позиции, то экспертам было предложено оценить уровень сформированности общенаучных, инструментальных (профессиональных), а также социально-личностных и общекультурных компетенций.
В целом, уровень сформированности общенаучных компетенций у студентов эксперты оценили как достаточно высокий. Одинаково приоритетными для профессиональной деятельности эксперты считают такие компетенции как «умение обучаться» и «способность к восприятию, обобщению и анализу информации» (52,2%), что свидетельствует о том, что выпускники исследуемых вузов имеют высокий уровень теоретической подготовки, а также готовы формировать и развивать свой профессиональный уровень, и работодатели готовы им в этом помочь. Необходимо заострить внимание на оценке следующей общенаучной компетенции «знание и понимание законов развития, и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности». Ответы респондентов (47,4%) позволяют сделать вывод о том, что выпускники обладают глубокими теоретическими знаниями, однако, не могут полноценно применять их в своей практической деятельности для решения конкретных профессиональных задач. Все это, в очередной раз подтверждает актуальность применения инновационных организационных форм и методов обучения в процессе реализации взаимосвязи теоретического и практического обучения, нацеленного на активизацию познавательной и профессиональной деятельности учащихся, а также необходимость и актуальность внедрения в систему высшего профессионального образования практико-ориентированного подхода.
Что же касается инструментальных (профессиональных) компетенций, то эксперты выделили такие как «умение работать на общий результат, умение работать в команде» (52,2%), «умение применять полученные знания на практике» (43,5%). Наличие высокой степени освоения студентами инструментальных компетенций, по мнению работодателей, объясняется тем, что в процессе обучения в вузе студент получает профессиональные объективно необходимые знания, достаточные для выполнения основных профессиональных функций, выделения «фокус-знаний» и приращения информации, способности обучаться и самообучаться в течение всей жизни. Кроме того, в процессе обучения в высшей школе обучающийся (студент) приобретает также и профессиональные объективно необходимые умения: продуктивное познание и исследование; выполнение определенных алгоритмов профессиональной деятельности; постановка и решение познавательных задач, что способствует его становлению как профессионала и эффективной реализации в практической деятельности. Однако, «способность находить решения и готовность нести за них ответственность» работодатели оценили как удовлетворительную (39,1%), что может говорить о не достаточной подготовке студентов в области принятия нестандартных решений и проблемных ситуаций.
Оценивая блок социально-личностных и общекультурных компетенций студентов, работодатели отметили такие хорошо сформированные умения студентов-выпускников как умение добиваться поставленных целей, результативность (60,9%); стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (59,3%), и что особенно важно для студентов, обучающихся по специальностям гуманитарного цикла, способность занимать активную гражданскую позицию и высокий уровень адаптации к стрессовой ситуации (52,2%).
Таким образом, эксперт-опрос работодателей позволил подтвердить наличие у выпускников социально-гуманитарного направления объективно необходимых знаний, умений и сформированных моделей профессионального поведения, необходимых студентам для дальнейшего профессионального становления, отражающих социально-функциональную направленность их профессиональной деятельности (технологическая, конструкторская, управленческая); способствующих проведению исследований, осуществлению планирования, прогнозирования, моделирования, формированию успешности в конкурентной среде профессионального обитания; овладению способами и видами делового, личностного общения, а также профессионального взаимодействия.
В процессе проведения анкетного опроса работодателям было предложено оценить уровень готовности к сотрудничеству и взаимодействию с с кафедрой/вузом. Результаты получились следующие: основными направлениями сотрудничества в тандеме «вуз – предприятие/ организация» являются: предоставление рабочих мест для практики студентов, при этом 60,9% работодателей уже сотрудничают в данном направлении, а 21,7% готовы к сотрудничеству в этом направлении
Вторым по приоритетности направлением взаимодействия выступает прием на работу выпускников социально-гуманитарного направления системы высшего профессионального образования (56,5%), а 26,1% - готовы сотрудничать по данному направлению. По мнению экспертов, взаимодействие между кафедрой/вузом и организациями социально-гуманитарной сферы развивается, так как обе стороны заинтересованы в установлении тесных контактов. Организации дают возможность кафедре/вузу отслеживать меняющиеся требования социальной отрасли к специалистам и оперативно корректировать образовательные программы, что в свою очередь способствует повышению конкурентоспособности как выпускника, так и учебного заведения. При этом у организаций появляется возможность, влияя на процесс обучения, получить специалистов, подготовленных по «специальному заказу», и даже принять непосредственное участие в подготовке, направляя своих специалистов для участия в образовательном процессе кафедры/вуза.
Проведенное анкетирование работодателей с целью определения удовлетворенности качеством подготовки выпускников социально-гуманитарного направления позволило прийти к следующим выводам:
· Качество подготовки выпускников социально-гуманитарного направления соотносится, прежде всего, с требованиями рынка труда. При этом основным критерием качества подготовки становится не столько объем теоретических знаний, сколько наличие хорошо сформированных практических умений, и навыков, а также социально-личностных и общекультурных компетенций, исключительную важность, в настоящее время, имеет моральный аспект и этика ответственности.
· Уровень теоретической подготовки студентов-выпускников достаточно высокий и соответствует требованиям работодателей. Сформированность общенаучных компетенций выпускников социально-гуманитарного направления системы высшего профессионального образования работодатели оценивают высоко;
· Уровень практической подготовки молодых специалистов не в полном объеме соответствует требованиям рынка труда, поскольку, обладая глубокими теоретическими знаниями, они не могут полноценно применять их в своей практической деятельности для решения конкретных профессиональных задач. Кроме того, способность находить решения, в том числе в нестандартных и проблемных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность у молодых специалистов не соответствует должному уровню, что ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда и затрудняет их дальнейшее трудоустройство;
· Согласно результатам анкетного опроса работодателей, современные требования к молодым специалистам сильно возросли, как к уровню теоретической подготовки, так и к уровню практической. Большое значение приобретают способность к восприятию, обобщению и анализу информации и способность к обучению, умение применять полученные знания в практической профессиональной деятельности. Немаловажное значение имеет также хорошая информационная и языковая подготовка. В оценке личностных и деловых качеств фигурируют умение добиваться поставленных целей, результативность, стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, способность занимать активную гражданскую позицию и умение адаптироваться к стрессовой ситуации. Также отмечаются умение организовывать свою работу, владение навыками принятия решения в различных нестандартных ситуациях, дисциплинированность, ответственность, коммуникабельность, включая умение не только позиционировать себя, но и работать в коллективе.