Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения обществоведения ученик должен.

Человек.Знать и понимать:

виды человеческой деятельности; причины возникновения межличностных конфликтов; пути достижения взаимопонимания; неразрывность свободы и ответственности.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

Объяснять значение ответственности и самодисциплины в человеческом поведении; приводить примеры неповторимости, уникальности каждой человеческой личности; высказывать собственные оценочные суждения о поведении людей в различных жизненных ситуациях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для осмысления опыта самопознания; для организации эффективного общения и совместной деятельности.

Общество. Знать и понимать:

Взаимосвязи сфер общественной жизни; противоречивый характер взаимодействия общества и природы.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

объяснять противоречивость общественного развития; приводить примеры явлений, относящихся к определенным сферам общественной жизни; высказывать собственное суждение о проблемах современного общества, освещаемых средствами массовой информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для осмысления опыта взаимодействия с общественными институтами; для индивидуального и коллективного решения познавательных и практических задач, связанных с проблемами общественной жизни, отражающих опыт позитивного экологического поведения.

Сфера духовной культуры.Знать и понимать:

показатели культуры личности; основные принципы и нормы морали; понятия гуманизма, свободы совести.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

характеризовать образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта; объяснять необходимость непрерывного образования в современном мире; связь науки и образования; роль науки в современном обществе; причины существования различных культур; приводить примеры крупных научных открытий; ситуаций, регулируемых нормами морали.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для осмысления опыта применения моральных норм в различных жизненных ситуациях, опыта использования учреждений культуры и дополнительного образования; решения познавательных и практических задач, связанных с проблемами духовной культуры.

Экономическая сфера.Знать и понимать:

функции денег; основные формы заработной платы и стимулирования труда, законные источники доходов и основные статьи расходов семьи; основные меры социальной поддержки безработных; основные виды налогов, уплачиваемых гражданами.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

описывать: экономическую сферу жизни общества; экономическое содержание собственности; действие рыночного механизма; рациональное поведение покупателя и потребителя; приводить примеры: экономических мер социальной защиты, различных рынков, действия рыночного механизма, разделения труда; объяснять причины различий в уровне оплаты труда.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

вычислять: доходы и расходы семьи; величины платежей за необходимые бытовые услуги; доходы от основных видов банковских услуг, предоставляемых гражданам.

Социальная сфера. Знать и понимать:

основные виды социальных норм; типичные социальные роли в подростковом возрасте; опасность межнациональных конфликтов.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

Характеризовать большие и малые социальные группы, семью как малую группу, значение семьи в жизни человека и общества; объяснить понятие социальной ответственности, значение конструктивного межнационального взаимодействия; приводить примеры различных видов социальных норм, способов разрешения социальных конфликтов; давать оценку социального значения здоровья человека, опасности негативных проявлений отклоняющегося поведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для решения познавательных и практических задач, отражающих типичные для подростка социальные роли; осмысления опыта отношений между поколениями, примеров толерантного поведения в ситуациях межнационального конфликта.

Политическая борьба.Знать и понимать:

основные направления политики государства; признаки государства; основные формы правления; политические режимы; признаки правового государства, гражданского общества.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

характеризовать: понятие политики; принципы демократии; роль государства в жизни общества; свободные выборы; основные способы политического участия граждан; приводить примеры воздействия политики на жизнь общества; демократических и антидемократических политических явлений; современных политических партий; высказывать собственное суждение о текущих политических событиях и явлениях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для ориентации в политических реалиях Российской Федерации и современного мира; для индивидуального и коллективного решения познавательных и практических задач, связанных с проблемами политической жизни; для осмысления опыта приобщения к политическим ролям участника детских общественных организаций, опыта работы с материалами СМИ по различным аспектам политической жизни.

Правовое регулирование общественных отношений.Знать и понимать:

роль права в жизни общества; сущность прав и свобод человека и гражданина; права потребителей и способы их защиты; правовые нормы получения различных форм образования; виды правоотношений; значение юридической ответственности.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

характеризовать: изменения в правовом статусе ребенка по мере его взросления (от 6 до 18 лет); виды собственности; объяснять: особенности правового статуса несовершеннолетних; видов административных взысканий; различать: отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; формы гражданской, административной и уголовной ответственности; правоспособность и дееспособность.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для определения: в какой государственный орган нужно обратиться при восстановлении нарушенных прав и разрешении конфликта (орган управления, органы внутренних дел, прокуратура, суд); формы правомерного поведения и порядка действий в типичных для подросткового возраста ситуациях; составления образцов типовых форм юридических документов (заявление, доверенность, апелляция, жалоба, иск); применение в реальной практике правил приема в учреждения профессионального образования.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы принципы формирования обществоведческого образования в школе?

2. Дайте характеристику учебно-методическому комплексу.

3. Охарактеризуйте нормативные документы и государственный стандарт по курсу «Человек и общество». Перечислите основные требования к знаниям учащихся.

Тема 33. Программы и учебники. Методическое обеспечение курса «Человек и общество»

Анализ и сравнительная характеристика различных вариантов учебных программ для 11 класса.

Новые учебные пособия и учебные книги, их характеристика. Хрестоматии, дидактические материалы, тесты, статьи. Методическая литература для учителя.

Структура содержания учебно-методического комплекса.

Тематическое планирование. Определение целей темы урока.

В 1998 г. приказом Министерства общего и профессионального образования были утверждены временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, в том числе исторического и обществоведческого.

На основе обязательного минимума содержания основного образования подготовлены примерные программы по теории и обществознанию, требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Программы определяют примерное количество учебного времени, отводимого на изучение обществознания.

За последние годы выпущено в свет большое количество учебных книг по общественным дисциплинам. Федеральный комплект включает свыше 40 названий учебников по истории, 30 учебников по отдельным социальным дисциплинам. Важно отметить, что курсы по политологии, праву, философии, экономике и др. не охватывают полностью обязательный минимум, и не могут заменить интегрированный обществоведческий курс. Они могут преподаваться по выбору общеобразовательных учреждений только за счет дополнительного учебного времени (регионального и школьного компонентов).

В новых учебниках наметились позитивные изменения:

- вместо преобладающих ранее односторонних оценок политических, экономических, социальных процессов во многих учебниках появились различные оценки и подходы;

- произошел отказ от господствовавшей прежде трактовки классовой борьбы как единственной силы развития общества;

- определилось стремление большей части авторов к объективности, к взвешенным и всесторонним оценкам;

- в известной степени преодолен и взгляд на исторические события исключительно через призму современной политической жизни;

- изменились приоритеты в выборе объектов описания и анализа проблематики учебников, больше внимания стало уделяться духовной жизни общества и человека, традициям, культуре;

- наметилось преодоление схематического толкования истории как сугубо поступательного (прогрессивного) процесса.

В числе новых учебных пособий следует отметить «Введение в обществознание» А.Н. Иоффе, О.В. Кишенковой, М. Баллас; «Обществознание 8 кл.» В.О. Мушинского. – М.: ЦГО, 1999; «Обществознание 9 кл.» П.С. Гуревича; «Основы государства и права» А.Ф. Никитина; Дополнительные материалы к учебнику «Человек и общество» 10-11 кл. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение.

Следует обратить внимание на то, что в последнее время появилось много учебников, справочников, различных пособий и по истории, и по обществознанию, которые не проходили экспертизу в Федеральном экспертном совете и не были рекомендованы Министерством.

Следует отметить, что разобраться в проблеме позволяют два профессиональные журнала: «Обществознание в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе».

Вопросы для самоконтроля

1.Какие документы определяют содержание обществоведческого образования?

2.Какие изменения наметились в содержании учебников по обществознанию?

3.Какие проблемы не решены авторами современных учебников обществоведческого цикла?

Тема 34. Структура и особенности курса «Человек и общество»

Учебные программы и государственный стандарт по курсу «Человек и общество».

Учебники: структура, компоненты, виды заданий по учебнику.

Методические пособия, рабочие тетради, дополнительная литература.

В системе обществоведческой подготовки школьников за последние 3-4 года произошли существенные изменения (имеется в виду весь комплекс проблем от содержательных и методических, до организационно-педагогических)

В течение последних лет шла работа по уточнению требований к содержанию учебного предмета. Результатом этой работы стали два документа — «Образовательный минимум содержания обществоведческого образования в основной школе (он опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» № 6 за 1997) и аналогичный документ для старших классов полной средней школы (он опубликован в № 5 за 1999г.) Оба документы введены в действие приказом Министерства образования РФ. Они имеют официальный статус и являются ориентиром для авторов учебников и учителей.

Тематическое содержание учебников

«Введение в обществознание» для основной школы. 8-9 кл. «Человек и общество» для старшей школы. 10-11 к.
1. Личность, свобода, ответственность Естествознание и обществознание. Человек, индивид, его потребности и способности. Личность: познай самого себя. Свобода и ответственность: правила поведения. Мораль: ценности, нормы, принципы. Личность и право. Человек и гражданин. Гражданственность, патриотизм.     II. Человек в экономике. Экономика: производство и потребление. Цена производства и цена товара. Производитель-предприниматель. Собственность. Формы права собственности. Деньги. Права потребителя. Труд и его роль в экономике. Трудовое законодательство России. Роль государства в экономике. Экономические реформы в России. III. Человек и культура. Культура в формировании личности. Образование и его роль в обществе. Роль науки в жизни общества. Религия, и ее роль в обществе. Светская культура. Искусство и его роль в обществе. Культура и межличностные отношения.   IV.Общество. Социальная структура. Общество — среда обитания человека. Семья. Брак. Семейные права и обязанности родителей и детей. Большие социальные группы: социальный класс, этносы, нация.     V.Общество и государство. Человек политический. Гражданское общество. Государство. Правовое государство. Конституция России 1993 г.   VI. Право и закон. Понятие права. Правонарушения и юридическая ответственность. Соотношение права, политики и закона. Источники права. Осуществление законов. Правосудие. VII. Глобальные проблемы человечества. Антропогенез и его теоретическое описание. Научно-техническая революция. 1. Философия человека Источники обществознания Человек и природа. Природа человека. Бытие человека. Деятельность человека. Деятельность и сознание. Сознание и подсознание. Наука — главный инструмент познания мира. Индивид и окружающий мир. Мораль и внутренний мир человека. Совесть и свобода воли. Религия и внутренний мир человека. Искусство — зеркало души. Общество и индивид. II. Социология: общество и его структура. Общественное устройство. Групповая структура: классы и страты. Этносы, нации, национальное самосознание. Культура: основные понятия. Современная культура и ее виды. Образование — главный компонент культуры. Социология семейных отношений.   III. Экономика. Повторение пройденного. Экономические системы. Измерители экономической деятельности. Экономика потребления. Экономика производителя: рост и циклы. Рынок и государство. Бюджет, налоги, экономика. Международная экономика и ее инфраструктура. Международная валютно-финансовая система. IV.Правовые системы современности. Нормы права. Источники права. Правоотношение. Система права. Правовое сознание и правовая культура. Международные пакты по правам человека и Конституция РФ. Конституционные гарантии власти народа: избирательное право. Местное самоуправление. Основные понятия гражданского права. Основные понятия уголовного права. Основные понятия административного права. V.Политическая власть и политическая система. Повторение пройденного. Государство и общество. Понятие «государство». Функции государства. Государственный аппарат. Политические формы (режимы) государств. Демократические государства. Виды авторитарных государств. Управляющие и управляемые. Элиты. Управляющие и управляемые. Массы. Политическая партия. Политическая культура. Идеология и политика. Формы и средства политической борьбы. Парламентская борьба. Внепарламентская борьба. Политический компромисс. Партнерство. Союз. VI. Заключение. Человечество на рубеже тысячелетий. Процессы глобализации. Глобальный экологический кризис. Россия и мир.  

За последние годы вышел целый ряд учебников и учебных пособий. Общее их количество уже приблизилось к полусотне. В этой связи необходимо знать перечень учебных изданий, утвержденных приказом № 3491 от 30.11.2000 г. Министерство образования РФ на 2001/2002 уч. г.:

Под ред. Боголюбова Л.Н. Введение в обществознание. 8-9 кл.1997-2000. Просвещение.

Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество. Обществознание. 10 кл. 2000. Просвещение.

Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество. Обществознание. 11 кл. 2000. Просвещение.

Кравченко А.И. Обществознание. 8-9 кл. 2000.Русское слово.

Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. 2000. Русское слово.

Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8 кл. 2000. Дрофа.

Никитин А.Ф. Основы обществознания. 9 кл. 2000. Дрофа.

Никитин А.Ф., Суворова Н.Г., Королькова Е.С., Галицкая И.Н., Мелик И.В. Обществознание. 8-9 кл. 2000. Просвещение.

Мушинский В.О. Обществознание. 9 кл. 1999. 2000. ЦГО.

Каменкова О.В., Иоффе А.И., Введение в обществознание. 8 кл. 1999.

Гуревич П.С. Обществознание. 9 кл. 1999. ЦГО.

Учебники не только прошли экспериментальную проверку до их изучения массовым тиражом, но и опираются на значительный опыт практического внедрения в школах России.

Некоторые учителя говорят, что курс «Человек и общество» довольно сложный, и учащиеся испытывают трудности при его изучении.

Реальная жизнь общества сложна и противоречива. Изучение курса направлено на помощь школьникам в ориентации в этих сложностях и противоречиях. Разобраться в тонкостях планирования предмета помогают статьи в профессиональных журналах «Преподавание обществознания в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе». Учебник «Обществознание» для основной школы (в 2-х частях) и учебник с аналогичным названием для старшей школы (в дополнение с ним подготовлены методические пособия и сборники задач и тестов) охватывают весь круг вопросов, определенных обязательным минимумом обществоведческого образования.

В соответствии со светским характером российской государственной школы, законодательными нормами и программными документами в области образовательной политики, учебник излагает научные знания, т.е. знания об обществе, которые соответствуют научным выводам, могут быть проверены (верифицированные), подтверждены опытом многих поколений людей. Эти знания характеризуются такими понятиями, как закономерность, необходимость, случайность, правило исключения из него.

В учебниках основной школы упор делается на описание предмета и его функционирования, а объяснение ограничивается тем кругом знаний, который необходим для понимания описательной части.

Учебник для основной школы дает, главным образом, эмпирическое знание, необходимое в повседневной жизни.

Учебник для полного среднего образования дает элементы теоретического знания, составляющие интеллектуальный и ценностный багаж образованного человека. Круг ценностей, лежащий в основе учебника — гуманизм.

Вопросы для самоконтроля

1. Сделайте сравнительную характеристику тематического содержания школьных программ и учебников основной школы и полной средней школы по обществознанию.

2. Перечислите авторов и учебные пособия, утвержденные Министерством образования РФ.

3. Охарактеризуйте учебно-методический комплекс по предмету «Человек и общество».

Наши рекомендации