Требования к обустройству школы (ГОСТы, СНиПы и СанПины)

Новые санитарные требования (СанПиН) для школ

Роспотребнадзор ввел новые санитарные требования, которые вступают в силу с 1 сентября 2011, для школ. Причем эти правила распространяются как на государственные школы, так и на частные.

По новому СанПиНу, начальные классы настоятельно рекомендуют разместить в отдельном блоке либо вообще в отдельно стоящем помещении, также желателен выход на открытую площадку. Продленный день (продленка) для первоклассников теперь возможна только с тихим часом. При этом спальни для девочек и мальчиков должны быть раздельными, запрещено использовать двухуровневые кровати. Занятия у начальной школы должны начинаться не ранее 8.00 часов утра. В первых классах оценки ставиться не должны и учебная неделя должна быть пятидневной. В классе должно быть не более 25 человек.

Эти расчеты проводились при условии, что вся школа обучается в одну смену. При отсутствии возможности сделать школу односменной, во вторую смену могут учиться только 2, 3, 4, 6, 7, 8 и 10-ые классы.

Также в новых правилах говориться о нагрузке школьников. Так, например, в 10-11-ых классах нагрузка не должна превышать 37 часов при пятидневной неделе. В эти часы должно входить и профильное обучение.

Объем домашних заданий по всем предметам вместе не должен превышать во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3,5 часа.

Для первоклашек должна быть только пятидневная неделя, для остальных возможна шестидневка. Количество уроков у первых классов не должно превышать четырех в день, пятым уроком может быть только физкультура, общее количество часов в неделю должно быть не более 21 часа. В 10-11 классах может быть до семи уроков в день, но не более 37 часов в неделю.

И это не все преобразования и новшества, которые внес Роспотребнадзор в санитарные правила школ. Также изменились требования к классным комнатам, спортивным площадкам, актовым залам, библиотекам, пришкольной территории.

Если кого-то интересуют эти новшества более подробно, пишите в комментариях, обязательно ответим. И напоследок, незнание или несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований влечет за собой административное наказание в виде штрафа.

СНиП(Строительные нормы и правила)

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.2*. Уменьшение от норм площадей, установленных для отдельных помещений или групп помещений, не должно превышать 5 %; для помещений, встроенных в жилые дома, - 15%.

1.3*. При проектировании зданий, групп помещений или отдельных помещений общественного назначения, предназначенных для непосредственного обслуживания населения и доступных, в соответствии с заданием на проектирование, для инвалидов и других маломобильных групп посетителей (зрителей, покупателей, учащихся и т.д.), следует руководствоваться требованиями раздела 4 настоящих норм и СП 32-101 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей».

1.4. Высоту помещений от пола до потолка общественных зданий и жилых помещений санаториев следует принимать не менее 3 м, а жилых помещений в других общественных зданиях — в соответствии со СНиП РК 3.02-01-2001. Высоту основных помещений бань и банно-оздоровительных комплексов на 100 и более мест следует принимать не менее 3,3 м, а производственных помещений прачечной-химчистки — не менее 3,6 м.

1.5*. Высота технических этажей определяется в каждом отдельном случае в зависимости от вида размещаемых в них инженерного оборудования и инженерных сетей, условий их эксплуатации. Высота в местах прохода обслуживающего персонала до низа выступающих конструкций должна быть не менее 1,8 м.

При проектировании технического этажа (технического подполья), предназначенного для размещения только инженерных сетей с трубопроводами и изоляцией трубопроводов из негорючих материалов, высота от пола до потолка может быть не менее 1,6 м.

1.6. Сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м.

1.7. Отметка пола помещений у входа в здание должна быть выше отметки тротуара перед входом не менее чем на 0,15 м.

1.8. Перечень помещений общественных зданий, которые допускается располагать в цокольных и подвальных этажах, приведен в обязательном приложении 4*. Проектирование общественных сооружений, размещаемых полностью или преимущественно в подземном пространстве, производится по специальным заданиям на проектирование.

1.10. Размещение мастерских, кладовых и других помещений, предназначенных по заданию на проектирование для хранения или переработки горючих материалов, под зрительными и актовыми залами, а также в подвальных и цокольных этажах зданий детских дошкольных учреждений, школ, спальных корпусов школ-интернатов и интернатов для школ, стационаров лечебных учреждений и спальных корпусов санаториев не допускается.

1.11*. Техническое подполье, в котором проложены инженерные сети, должно иметь выходы наружу (через люки размером не менее 0,6х0,6 м или двери).

1.12. В каждом отсеке подвальных или цокольных этажей (заглубленных более, чем на 0,5 м) должно быть не менее двух люков или окон шириной 0,9 м и высотой 1,2 м, кроме случаев, оговоренных в СНиП РК 1.2.9-99. Площадь такого отсека должна быть не более 700м2.

1.13. Вентиляционные камеры, насосные, машинные отделения холодильных установок, тепловые пункты и другие помещения с оборудованием, являющимся источником шума и вибраций, не следует располагать смежно, над и под зрительными и репетиционными залами, сценами, звукоаппаратными, читальными залами, палатами, комнатами врачей, операционными, помещениями с пребыванием детей в детских учреждениях, учебными помещениями, рабочими помещениями и кабинетами с постоянным пребыванием людей, жилыми помещениями, размещенными в общественных зданиях.

Естественное освещение и инсоляция помещений

1.156. В дополнение к МСН 2.04-05-95 допускается проектировать без естественного освещения: помещения, размещение которых допускается в подвальных этажах; актовые залы; конференц-залы, лекционные аудитории и кулуары; торговые залы магазинов; салоны для посетителей предприятий бытового обслуживания; демонстрационные, спортивно-демонстрационные и спортивно-зрелищные залы и катки; комнаты инструкторского и тренерского составов; помещения массажных, парильные, а также помещения бань сухого жара; помещения для стоянки машин, буфетные, приемные изолятора и комнаты персонала детских дошкольных учреждений; наркозные, предоперационные, аппаратные, весовые, термостатные, микробиологические боксы, санитарные пропускники, а также в соответствии с заданием на проектирование операционные, процедурные ренгенодиагностических кабинетов и другие подобные кабинеты и помещения.

Освещение только вторым светом можно предусматривать: в помещениях, которые допускается проектировать без естественного освещения (кроме кладовых, торговых залов магазинов и книгохранилищ): в туалетных и моечных кухонной посуды детских дошкольных учреждений: в приемных и раздевальных детских дошкольных учреждений, проектируемых для строительства в IA, IБ, IГ климатических подрайонах, а также раздевальных и ожидальнях в банях и банно-оздоровительных комплексах.

1.157. В зданиях, проектируемых для строительства в районах со среднемесячной температурой июля 210С и выше, световые проемы помещений с постоянным пребыванием людей в помещении и помещений, где по технологическим и гигиеническим требованиям не допускается проникновение солнечных лучей или перегрев помещения, при ориентации проемов в пределах 130 — 3150 проемы должны быть оборудованы солнцезащитой.

Защита от солнца и перегрева может быть обеспечена объемно-планировочным решением здания. В зданиях I и II степеней огнестойкости высотой 5 этажей и более наружную солнцезащиту следует выполнять из негорючих материалов. В одно-, двухэтажных зданиях солнцезащиту допускается обеспечивать средствами озеленения.

1.158. В зданиях высотой менее 10 этажей в коридорах без естественного освещения, предназначенных для эвакуации 50 и более человек, должно быть предусмотрено дымоудаление. Коридоры, используемые в качестве рекреации в учебных зданиях, должны иметь естественное освещение.

1.159. Помещения, имеющие естественное освещение, следует проветривать через фрамуги, форточки или другие устройства, за исключением помещений, где по технологическим требованиям не допускается проникание воздуха, или необходимо предусматривать кондиционирование воздуха.

1.160. В зданиях, проектируемых для III и IV климатических районов, должно быть предусмотрено сквозное или угловое проветривание помещений с постоянным пребыванием людей (в том числе через коридор или смежное помещение)*.

1.161. Размещение групповых в детских дошкольных учреждениях, классных помещений 1-4 классов в общеобразовательных школах и школах-интернатах и спален в школах-интернатах должно обеспечивать инсоляцию согласно СНиП 2.07.01-89*.

1.162. Независимо от освещения (бокового, верхнего или комбинированного) в учебных помещениях школ и школ-интернатов следует предусматривать левостороннее светораспределение. При недостаточности нормативного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

2.9. Площадь комнаты для отдыха (сна) учащихся первых классов школ следует принимать не менее 2 м2 на одного учащегося.

Площадь игровых для первых классов школ и учебных корпусов школ-интернатов следует принимать не менее 2 м2 на одного учащегося.

2.10. Спальные комнаты в школах-интернатах и интернатах при школах следует проектировать площадью не менее 4 м2 на одного учащегося.

2.11*. В зданиях школ и школ-интернатов следует предусматривать медицинские помещения в составе и площадью по согласованию с органами народного образования (просвещения) и Государственного санитарного надзора.

2.12. Учебные секции для 1; 2-4 классов следует проектировать обособленными и непроходными для учащихся других возрастных групп.

2.13. Лабораторные и производственные здания и помещения научно-исследовательских институтов естественных и технических наук следует проектировать в соответствии со СНиП 2.09.02-85*.

2.20. Площадь актового зала и актового зала — лекционной аудитории (без эстрады) на одно место в зале следует принимать не менее, м2:

в общеобразовательных школах, школах-интернатах, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях — 0,65;

в высших учебных заведениях — 0,8.

2.21. Общую площадь актового зала в здании следует принимать по табл. 18.

2.22. Общую площадь спортивных залов (без учета вспомогательных помещений при них, а также бассейнов и легкоатлетических манежей) следует принимая на одного учащегося (студента, слушателя) не менее, м2:

в неполных средних и средних общеобразовательных школах - 0,9

в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, а также в высших учебных заведениях - 1,0

а институтах повышения квалификации - 0,2

Необходимость устройства бассейна и легкоатлетического манежа устанавливается заданием на проектирование.

2.23. Размещение актовых и спортивных залов, общую их площадь, а также помещений для клубной работы следует уточнять в зависимости от местных условий исходя из использования соответствующих культурно-просветительных учреждений и спортивно-оздоровительных зданий и сооружений или обслуживания населения указанными помещениями учебных зданий.

2.26. Площадь общего читального зала в массовых библиотеках централизованной библиотечной системы следует принимать не менее 2,4 м2 на одно читательское место (при оборудовании читального зала одно- или двухместными столами).

3. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

3.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и аварийную противодымную вентиляцию общественных зданий следует проектировать в соответствии со СНиП РК 4.02-05-2001 и требованиями настоящего раздела.

3.2. Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (ИТП) следует проектировать для зданий с расчетным расходом теплоты за отопительный период 1000 ГДж и более с возможностью регулирования в них отпуска теплоты на отопление по отдельным технологическим зонам и фасадам, характеризующимся однотипным влиянием внешних (солнца, ветра) и внутренних (тепловыделения) факторов.

3.3. ИТП, встроенные в обслуживаемые ими здания, следует размещать в отдельных помещениях с самостоятельным входом или совмещать с помещениями установок вентиляции и кондиционирования воздуха.

Высота помещений до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,2 м.

3.4. Отдельные ветви систем водяного отопления следует предусматривать для следующих помещений:

конференц-зала или обеденного зала в столовых с производственными помещениями при них (для конференц-залов с числом мест до 400 и обеденных залов — до 160, при их размещении в общем объеме здания отдельные ветви допускается не предусматривать); зрительного зала (включая эстраду), сцены (универсальной эстрады); вестибюля, фойе, кулуаров: танцевального зала; малых залов в зданиях театров, клубов, включая сцену;

библиотек с фондом 200 тыс. единиц хранения и более (для читальных, лекционных залов и хранилищ);

предприятий розничной торговли (для разгрузочных помещений и торговых залов площадью 400 м2 и более);

3.6. Схему распределения воздуха в помещениях общественных зданий надлежит принимать на основании расчета различных способов воздухораспределения.

3.7. В помещениях общественных зданий следует применять воздухораспределители, изменяющие аэродинамические и тепловые характеристики приточных струй, а также радиус обслуживаемой зоны при изменении количества и температуры приточного воздуха. Максимальную скорость притока воздуха определяют акустическим расчетом и расчетом воздухораспределения.

3.14. При проектировании в школьных зданиях воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами, в том числе поддержание в рабочее время в помещениях расчетной температуры и относительной влажности в пределах 30—60 %, а также обеспечение а неучебное время температуры воздуха не ниже 15 0С.

3.15. Рециркуляция воздуха в системах воздуш-ного отопления учебных помещений допускается только в нерабочее время.

3.16. Воздухообмен в школьных столовых надлежит рассчитывать на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни. Подачу приточного воздуха в производственные помещения пищеблока следует предусматривать через обеденный зал.

Объем подаваемого воздуха должен быть не ме-нее 20 м3/ч на одно место в обеденном зале.

3.17. В школах с числом учащихся до 200 допускается устройство вентиляции без организованного механического притока.

Электротехнические устройства

3.52*. В общественных зданиях следует предусматривать электрооборудование, электроосвещение, устройства городской телефонной связи, проводного вещания и телевидения. При технико-экономическом обосновании, а также в соответствии со специальными требованиями ведомственных строительных норм или задания на проектирование комплексы зданий, отдельные здания или помещения оборудуются устройствами местной (внутренней) телефонной связи, местными установками проводного вещания и телевидения, звукофикации, усиления и синхронного перевода речи, установками сигнализации времени, пожарной и охранной сигнализации, системами оповещения о пожаре, устройствами сигнализации загазованности, задымления и затопления, системами автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования зданий и другими видами устройств, а также комплексной электрослаботочной сетью.

Перечень помещений общественных зданий, для которых должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация, требования к автоматическому пожаротушению. См. в СН РК В.3.1-1-98.

3.53*. Электротехнические устройства общественных зданий следует проектировать в соответствии со МСН 2.04-05-95, ВСН 59-88*, Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), ВСН 60-89, а также требованиями Закона РК «Об энергетике» и другими нормативно-техническими документами, уполномоченного органа РК по энергетике.

Пожарная безопасность в школе

Основные требования по составлению плана эвакуации

План эвакуации состоит из 2-х частей: -графической и текстовой. Графическая часть представляет собой поэтажная планировка здания. Пути эвакуации на ней указываются из каждого помещения стрелками красного цвета, по самому короткому участку пути до ближайшего эвакуационного выхода. Пути следования детей (учащихся) во время эвакуации не должны пересекаться и могут меняться в зависимости от сложившейся обстановки пожара. В качестве выходов при необходимости могут быть использованы окна и приставные лестницы. Указываются места размещения эвакуированных детей вне здания, где произошел пожар.

К плану эвакуации прилагается текстовая часть плана эвакуации, представляющая собой инструкции действий работников учреждения при пожаре, способ оповещения людей, организация тушения пожара ДПД до прибытия пожарной охраны, порядок эвакуации детей, работников и материальных ценностей и другие вопросы, связанные с эвакуацией людей и тушения пожара на объекте. Для работников ночной дежурной смены разрабатываются отдельные инструкции по их действиям в случае возникновения пожара.

Занятия по изучению и отработке плана эвакуации проводятся не реже одного раза ежеквартально, с отметкой ответственного лица в специальном журнале, с указанием выявленных недостатков. При необходимости план эвакуации корректируется.

Наши рекомендации