Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания наказания
В научной литературе понятие "социализация" личности рассматривается с философских, социологических, правовых, психолого-педагогических, культурологических позиций. Проблеме социализации личности в обществе в настоящее время уделяется большое внимание. Актуальной остается эта проблема и для исследователей этого важного социального явления, о чем свидетельствует целый ряд научных трудов
Социализация - это процесс социального становления индивида, формирования и развития его социальной сущности. Процесс социализации человека происходит практически всю жизнь, начиная с момента его рождения и до его смерти.
Если к человеку применяется уголовная ответственность вследствие его ненадлежащего поведения, то следует говорить о его ненадлежащей социализации и, как следствие, о необходимости его "ресоциализации".
Ресоциализация включает в себя исправление, подготовку к освобождению, включение в социально полезную деятельность и социальную адаптация в обществе.
Социальная адаптация - это приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для данной среды, приобретение навыков, позволяющих нормально жить бывшему лишенному свободы лицу в условиях гражданского общества законопослушных людей.
Процесс социальной адаптации осужденного в условиях гражданского общества после отбытия им уголовного наказания - сложная и многогранная социальная проблема.
Социальная адаптация настолько затруднена, насколько долго осужденный находится вне социума. Чем больше срок наказания, тем труднее процесс вхождения в нормальное общество.
Уголовно-исполнительное законодательство, находясь вне целостного процесса адаптации осужденных, после их освобождения ставит перед всей системой исполнения уголовных наказаний в качестве одной из основных задач - оказания осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ). Пути решения этой задачи объективируются в гл. 22 УИК.
Статья 180 УИК РФ законодательно закрепляет обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобожденных осужденных. В соответствии с указанной правовой нормой, не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.
Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Существенным элементом социальной помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, является то положение закона, в соответствии с которым осужденным, освобождаемым от отбывания таких видов наказания, как арест или лишение свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства. Они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда (ст. 181 УИК РФ).
При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Также им может быть выдано единовременное денежное пособие.
При освобождении от отбывания ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц. В случае неприбытия родных или близких освобождаемых несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также вышеуказанных осужденных, они направляются к месту жительства в сопровождении сотрудника исправительного учреждения.
В отношении несовершеннолетних, не имеющих родителей или иных лиц, у которых они могут проживать, направляется информация в комиссию по делам несовершеннолетних по прежнему месту жительства.
Для помощи несовершеннолетним, освобождающимся из воспитательных колоний, распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1760-р утверждена Стратегия государственной молодежной политики в РФ на 2006 - 2016 годы, где одним из приоритетов является интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества
Осужденные, освобождаемые от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи.
Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства.
По прибытии к месту жительства освобожденный, желающий трудоустроиться, должен обратиться в органы занятости. В этих органах осужденный может получить бесплатную консультацию по вопросам занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки. Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное время явиться для оформления.
Освобожденный имеет право на пособие по безработице, если с его трудоустройством возникли трудности.
Если безработный по решению суда обязан выплачивать алименты на содержание детей или возмещать ущерб по исполнительному листу, либо у него должны быть другие удержания, все они производятся из пособия по безработице на общих основаниях.
Выплата пособия может быть отложена, приостановлена на срок до 3 месяцев, прекращена или его размер может быть сокращен по основаниям, перечисленным в законе (например, отказ гражданина от двух предложений подходящей работы либо от двух предложений такой работы после завершения профессиональной подготовки).
В соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется контроль.