Тема 8. освобождение от отбывания наказания. помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

1. Освобождение от отбывания наказания с прекращением дела производством.

2. Патронат в системе средств социальной адаптации осужденных.

3. Амнистия и Помилование.

ЛИТЕРАТУРА:

1. *Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Изд-во Эксмо, 2009.

2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. № 2.

3. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 205.

4. *Михлин А.С., Селиверствов В.И. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2005.

5. *Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право. Учебник. – М.: Новый юрист, 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Утверждена Приказом Минюста РФ от 13 января 2006 г. № 2 (в ред. Приказа Минюста РФ от 08.09.2006 № 290) // СПС «Консультант +».

2. Об утверждении Инструкции о порядке приема, содержания и освобождения из мест лишения свободы осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства: Приказ ГУИН Минюста России от 8 декабря 1999 г. № 322 // СПС «Консультант +».

3. Малков, В. Уголовное право и проблемы адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы / В. Малков // Уголовное право. – 2006. - № 5. – С. 121-125.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Дайте понятие освобождения от отбывания наказания.

2. Перечислите основания освобождения от отбывания наказания.

3. Как и в каком объеме администрацией исправительного учреждения может быть оказана материальная помощь освобождаемым осужденным?

4. Раскройте содержание и порядок осуществления административного надзора за осужденными.

5. В каких случаях осужденная признается уклоняющейся от воспитания ребенка.

Задание на самоподготовку

Изучить конспект лекции по теме, соответствующие положения УИК РФ, федеральных законов и ведомственных нормативных правовых актов, указанную ниже тематическую литературу. Составить логическую схему ответа на каждый вопрос.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

Понятие освобождения от отбывания наказания; основания и условия освобождения от отбывания наказания; помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в социальной адаптации; виды контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ

Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при проведении зачета возникают по следующим темам:

1) «Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса»;

2) «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации»;

3) «Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью»;

4) «Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы».

Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным темам, рекомендуем внимательно изучить следующие нормативные правовые акты:

- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. № 2;

- Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утверждено указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314);

- Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 205.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие уголовно исполнительной политики и ее влияние на развитие уголовно-исполнительного права.

2. Роль и место уголовно-исполнительного права в системе Российского права.

3. Предмет, задачи и система науки уголовно-исполнительного права.

4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права.

5. Понятие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, его цели и задачи.

6. Принципы уголовно-исполнительного права.

7. История развития уголовно-исполнительного законодательства и права.

8. Основные средства исправления осужденных.

9. Режим в системе средств исправления осужденных.

10.Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях.

11.Меры безопасности при исполнении наказания в виде лишения свободы.

12.Понятие и значение воспитательного воздействия на осужденных.

13.Задачи, формы и методы воспитательной работы с осужденными.

14.Правовое регулирование труда осужденных.

15.Правовое регулирование общего образования осужденных.

16.Правовое регулирование профессиональной подготовки осужденных.

17.Содержание и основные формы взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказание, с общественностью.

18.Общая характеристика правового положения осужденных.

19.Международно-правовые нормы и стандарты обращения с осужденными.

20.Основные права и обязанности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

21.Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

22.Уголовно-исполнительная система и ее задачи.

23.Виды учреждений и органов, исполняющих наказания не связанные с изоляцией осужденного от общества.

24.Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с правоохранительными органами.

25.Виды наказаний, исполняемых учреждениями уголовно-исполнительной системы.

26.Общая характеристика исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

27.Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по учреждениям, исполняющим наказание.

28.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов.

29.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в исправительных колониях особого режима.

30.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в тюрьмах.

31.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в воспитательных колониях.

32.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в колониях-поселениях.

33. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в лечебных исправительных учреждениях.

34.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде пожизненного лишения свободы.

35.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста.

36.Следственные изоляторы в системе исправительных учреждений.

37.Порядок предварительного заключения под стражу.

38.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ограничения свободы.

39.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде обязательных работ.

40.Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа.

41.Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

42.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде исправительных работ.

43.Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

44.Общая характеристика оснований освобождения из мест лишения свободы.

45.Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения осужденных.

46.Порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

47.Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания.

48.Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в трудовом и бытовом устройстве.

49.Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание.

50.Правовое регулирование контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, условно осужденными и имеющими отсрочку от отбывания наказания.

51.Направление осужденных для отбывания наказания и их прием в исправительном учреждении.

52.Организация внутреннего распорядка в исправительных учреждениях.

53.Порядок приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости.

54.Порядок предоставления осужденным свиданий и телефонных переговоров.

55.Порядок переписки, получения осужденными к лишению свободы посылок, передач, бандеролей.

56.Порядок предоставления осужденным к лишению свободы права передвижения без конвоя или сопровождения.

57.Порядок предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы исправительных учреждений.

58.Применение физической силы и специальных средств к осужденным в исправительных учреждениях.

59.Меры поощрения осужденных к лишению свободы и порядок их применения.

60.Меры взыскания и порядок их применения в отношении осужденных к лишению свободы.

61.Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.

62.Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы.

63.Организация режима в следственном изоляторе и средства его обеспечения.

64.Порядок приема и размещения лиц, заключенных под стражу, категории лиц, содержащихся в следственном изоляторе.

65.Порядок проведения личного обыска и досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых.

66.Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ограничения по военной службе.

67.Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих.

68.Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

69.Правовые последствия отбывания наказания и особенности правового статуса лиц, отбывших наказание.

70.Исполнение уголовного наказания в зарубежных государствах.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ КУРСАНТА (СЛУШАТЕЛЯ, СТУДЕНТА) НА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

Результаты устных и письменных ответов курсантов на групповых занятиях определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется, если курсант в полном объеме усвоил материал темы занятия, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание предложенных для обсуждения вопросов занятия, увязывая его с задачами и деятельностью органов внутренних дел, не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы преподавателя, успешно выполнил письменные задания, продемонстрировав необходимые навыки, умение правильно применять теоретические знания в практической деятельности, правильно обосновал принятые решения, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логически стройно, аргументировано излагать материал, не допуская ошибок.

Оценка «хорошо» выставляется, если курсант знает материал темы занятия, по существу и последовательно изложил содержание предложенных вопросов для обсуждения, правильно выполнил письменные задания, в целом владеет необходимыми умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок, неточностей.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если курсант усвоил только основные положения темы занятия, содержание предложенных вопросов для обсуждения изложил поверхностно, без должного обоснования, допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала, практические задания выполнил не в полном объеме, испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если курсант не знает материал темы занятия, при ответе на вопросы преподавателя допустил существенные ошибки, не выполнил письменных заданий, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или вообще отказался от ответа на вопросы, предложенные к обсуждению на семинарском занятии.

При оценке теоретических знаний и практических умений и навыков курсанта на семинарском занятии учитывается также его текущая успеваемость по дисциплине, участие в работе на семинарских, практических, лабораторных и других видах занятий, уровень выполненных им контрольных работ, рефератов, практикумов и т.п.

Наши рекомендации