Требования к современной вузовской лекции.
Тема: Методика подготовки и проведения лекции
Цель: актуализировать и углубить знания студентов о лекции как основной форме обучения, методике её проведения и подготовки.
Содержание:
1. Лекция, её функции.
2. Требования к современной вузовской лекции.
3.Структура вузовской лекции.
4. Особенности подготовки и проведения традиционной лекции.
Основная литература:
Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И.Образцов, А.И. Уман. – Педагогическое общество России – М., 2004
Лекция, её функции.
В высшей школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Слово «лекция» имеет латинский корень «lection» — чтение. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала в вузе. В их аргументах есть значительная мотивированность, над чем преподавателям следует задуматься. Каковы же доводы противников лекции?
1.Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
2.Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.
3.Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4.Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.
Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала, оптимальным сочетанием лекции с другими методами обучения - семинаром, практическим и лабораторным занятием, самостоятельной подготовкой обучающихся. В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций, о которых более подробно будет идти разговор во втором подразделе главы.
Наряду с отмеченным следует указать, что в образовательном процессе вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, такие ситуации возникают:
· при отсутствии учебников по новым, только формирующимся учебным курсам: лекция является основным источником информации;
· если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще
отражение в существующих учебниках или некоторые его разделы уста
рели (в современных условиях информационного прогресса это стано-
вится очень актуальным);
· в случае, если отдельные темы, изложенные в учебнике, особенно
трудны для самостоятельного изучения и поэтому требуют методичес-
кой переработки лектора;
· когда по основным проблемам курса существуют разноречивые мне-
ния, взгляды, то лекция необходима для их объективного освещения;
· лекция ничем не может быть заменена, когда особенно необходи-
мо личное эмоциональное воздействие лектора на обучающихся. В этом
случае эмоциональная окраска лекции в сочетании с глубоким научным
содержанием создает гармонию мысли, слова и восприятия.
Кратко раскроем дидактические и воспитательные цели лекции, ее основные функции.
Дидактические и воспитательные цели лекции:
♦ дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные зна-
ния, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конк-
ретной теме;
♦ обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совмес-
тно с преподавателем;
♦ воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь
к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
Основными функциями лекциивыступают познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая.
Познавательная функция лекциивыражается в обеспечении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Именно на лекциях впервые знакомят слушателей со всей системой изучаемых в вузе дисциплин и наук, помогают разобраться во всех смыслах их положений, понять противоположные точки зрения, особенности подходов разных авторов и обоснованно оценить их достоинства и недостатки. При этом весь учебный материал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. В таком общении лектора с аудиторией выявляется степень понимания и усвоения материала, изложение которого дополняется, варьируется, индивидуализируется с учетом особенностей обучающихся и их реакции.
Развивающая функция лекциисостоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т.е. учит их думать, мыслить научно, на современном уровне. Логическое, доказательное изложение материала, стремление лектора не просто передать сведения, а доказать их истинность, привести студентов к обоснованным выводам, всем стилем лекции учить их думать, искать ответы на сложные проблемы, показывать приемы такого поиска - именно это характеризует развивающую функцию и создает условия для активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе ее восприятия.
Воспитательная функция лекцииреализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему специалисту.
Воспитательный эффект в процессе лекции имеют и такие аспекты, как авторитет преподавателя, отношение аудитории к его личности, преподаваемой им дисциплине.
Организующая функция лекциипредусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание студентов на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить.
Анализ функций, присущих лекции, показывает ее ведущую роль в числе других форм и методов обучения, так как она дает обучающимся исходные научные знания.
Требования к современной вузовской лекции.
Лекция – логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи. Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни.
С учетом этих требований каждая лекция в вузе должна:
· иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
· иметь твердый теоретический и методический стержень, важную
проблему;
· иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
· быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное
количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь
четко выраженную связь с практикой;
· быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их
решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;
· обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов
необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;
· находиться на современном уровне развития науки и техники, со-
держать прогноз их развития на ближайшие годы;
· отражать методическую обработку материала (выделение главных
мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
· быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудио
визуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
· излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех
вновь вводимых терминов и понятий;
· быть доступной для восприятия данной аудиторией.
Кроме научного содержания, большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала обучающимися, так как в конечном счете в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения.
Главное в лекции — это мысль, логичность, умение показать интересное в излагаемом вопросе, дать формулировки — сжатые, точные и запоминающиеся, добиться подъема интеллектуальной энергии обучающихся, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответной мыслительной реакции. В этом случае будет обеспечено и непроизвольное запоминание. Лекция призвана вызывать у слушателей размышления, подсказывать направление самостоятельной работы мысли, побуждать к действию, быть школой научного мышления.