Требования к современной вузовской лекции.

Тема: Методика подготовки и проведения лекции

Цель: актуализировать и углубить знания студентов о лекции как основной форме обучения, методике её проведения и подготовки.

Содержание:

1. Лекция, её функции.

2. Требования к современной вузовской лекции.

3.Структура вузовской лекции.

4. Особенности подготовки и проведения традиционной лек­ции.

Основная литература:

Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И.Образцов, А.И. Уман. – Педагогическое общество России – М., 2004

Лекция, её функции.

В высшей школе при устном изложении учебного материала в основ­ном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Слово «лекция» имеет латинский корень «lection» — чтение. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего кур­са обучения и представляет собой способ изложения объемного теорети­ческого материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные ос­новы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспек­тивы развития соответствующей области науки и техники, концентриро­вать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала в вузе. В их аргументах есть значительная мотивированность, над чем преподавателям следует заду­маться. Каковы же доводы противников лекции?

1.Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2.Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.

3.Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4.Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.

Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала, оптимальным сочетанием лекции с другими методами обучения - семина­ром, практическим и лабораторным занятием, самостоятельной подго­товкой обучающихся. В определенной степени остроту названных проти­воречий снимает возможность применения в учебном процессе нетради­ционных видов чтения лекций, о которых более подробно будет идти разговор во втором подразделе главы.

Наряду с отмеченным следует указать, что в образовательном про­цессе вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, такие ситуации возникают:

· при отсутствии учебников по новым, только формирующимся учебным курсам: лекция является основным источником информации;

· если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще
отражение в существующих учебниках или некоторые его разделы уста­
рели (в современных условиях информационного прогресса это стано­-
вится очень актуальным);

· в случае, если отдельные темы, изложенные в учебнике, особенно
трудны для самостоятельного изучения и поэтому требуют методичес-­
кой переработки лектора;

· когда по основным проблемам курса существуют разноречивые мне­-
ния, взгляды, то лекция необходима для их объективного освещения;

· лекция ничем не может быть заменена, когда особенно необходи­-
мо личное эмоциональное воздействие лектора на обучающихся. В этом
случае эмоциональная окраска лекции в сочетании с глубоким научным
содержанием создает гармонию мысли, слова и восприятия.

Кратко раскроем дидактические и воспитательные цели лекции, ее основные функции.

Дидактические и воспитательные цели лекции:

♦ дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные зна­-
ния, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конк­-
ретной теме;

♦ обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совмес­-
тно с преподавателем;

♦ воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь
к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

Основными функциями лекциивыступают познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая.

Познавательная функция лекциивыражается в обеспечении обучаю­щихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Именно на лекциях впервые зна­комят слушателей со всей системой изучаемых в вузе дисциплин и наук, помогают разобраться во всех смыслах их положений, понять противопо­ложные точки зрения, особенности подходов разных авторов и обосно­ванно оценить их достоинства и недостатки. При этом весь учебный мате­риал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. В таком общении лектора с аудиторией выявляет­ся степень понимания и усвоения материала, изложение которого до­полняется, варьируется, индивидуализируется с учетом особенностей обучающихся и их реакции.

Развивающая функция лекциисостоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т.е. учит их думать, мыслить научно, на современном уровне. Логическое, доказательное изложение материала, стремление лектора не просто пе­редать сведения, а доказать их истинность, привести студентов к обосно­ванным выводам, всем стилем лекции учить их думать, искать ответы на сложные проблемы, показывать приемы такого поиска - именно это ха­рактеризует развивающую функцию и создает условия для активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе ее восприятия.

Воспитательная функция лекцииреализуется в том случае, если ее со­держание пронизано таким материалом, который воздействует не толь­ко на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспе­чивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического про­цесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональ­ное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему спе­циалисту.

Воспитательный эффект в процессе лекции имеют и такие аспекты, как авторитет преподавателя, отношение аудитории к его личности, пре­подаваемой им дисциплине.

Организующая функция лекциипредусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой обучающихся как в процессе лек­ции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практи­ческих занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с лите­ратурой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание студентов на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить.

Анализ функций, присущих лекции, показывает ее ведущую роль в числе других форм и методов обучения, так как она дает обучающимся исходные научные знания.

Требования к современной вузовской лекции.

Лекция – логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем на­уки посредством живой и хорошо организованной речи. Основными требова­ниями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни.

С учетом этих требований каждая лекция в вузе должна:

· иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

· иметь твердый теоретический и методический стержень, важную
проблему;

· иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

· быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное
количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь
четко выраженную связь с практикой;

· быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их
решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;

· обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов
необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

· находиться на современном уровне развития науки и техники, со­-
держать прогноз их развития на ближайшие годы;

· отражать методическую обработку материала (выделение главных
мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различ­ных формулировках);

· быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудио­
визуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

· излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех
вновь вводимых терминов и понятий;

· быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Кроме научного содержания, большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала обучающими­ся, так как в конечном счете в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения.

Главное в лекции — это мысль, логичность, умение показать интерес­ное в излагаемом вопросе, дать формулировки — сжатые, точные и запо­минающиеся, добиться подъема интеллектуальной энергии обучающих­ся, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответ­ной мыслительной реакции. В этом случае будет обеспечено и непроиз­вольное запоминание. Лекция призвана вызывать у слушателей размышления, подсказывать направление самостоятельной работы мысли, по­буждать к действию, быть школой научного мышления.

Наши рекомендации