Требования к лекции, семинарскому занятию

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

ДНЕВНИК

Научно-педагогической практики

__________________________________________________________________

магистрата

__________________________________________________________________

Направление подготовки ____________________________________________

Место прохождения практики________________________________________

__________________________________________________________________

Период практики: с «___» _____ 20___г. по «___» _____ 20___г.

Руководитель практики______________________________________________

__________________________________________________________________

(ФИО, должность)

______________

(роспись)

И.о. заведующий

кафедры педагоги Малькова М.А

Научно-педагогическая практика

Цели:

1. Углубление теоретических знаний по проблеме исследования.

2. Усовершенствование умений и навыков осуществления научно-педагогической работы.

3. Углубление знаний методологии и методах научного исследования.

4. Овладение технологиями научно-педагогической работы.

Задания:

1. Посетить одно лекционное и одно семинарское занятие научного руководителя. Предоставить анализ посещенных занятий (Приложение А).

2. Разработать конспект лекционного и семинарского занятия (по возможности, в соответствии с темой магистерского исследования) (Приложение Б).

3. Подготовить научную статью по направлению магистерской диссертации.

Отчетная документация:

1. Отчет о выполненной работе.

2. Разработка конспектов лекционного и семинарского занятия.

3. Анализ посещенных занятий.

План научно-педагогической практики

№ п/п Вид работы Срок выполнения Отметка о выполнении Роспись руководителя практики
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Руководитель практики ____________

И.о. заведующий

кафедры педагогики Малькова М.А.

КРАТКИЙ ОТЧЁТ О РЕЗУЛЬТАТАХ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель_______________________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

Характеристика

Магистрант________________________________________________________

Направление подготовки_____________________________________________

Институт__________________________________________________________

проходил научно-педагогическую практику ____________________________

__________________________________________________________________

с «___» __________ 20___г. по «___» _________ 20___г.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Оценка научного руководителя _________________

Научный руководитель

____________________

И.о. заведующий кафедры

педагогики Малькова М.А.

Приложение А

АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата «____»_________ 20___ г.

Присутствует на занятии (Ф.И.О.):___________________________________

Цель посещения:___________________________________________________

Ведет занятие (Ф.И.О.):_____________________________________________

Наименование специальности: ______________________________________

Наименование дисциплины: ________________________________________

__________________________________________________________________

Курс ___; Количество учащихся: _____ чел.

Тема учебного занятия:____________________________________________

__________________________________________________________________

Цели учебного занятия: Образовательные:___________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

развивающие:_____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

воспитательные:__________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вид учебного занятия:_____________________________________________

1. Организация занятия:
• начало занятия (своевременность, расход времени на организационную часть) Занятие началось своевременно, со звонком. В начале практического занятия преподаватель отметила отсутствующих студентов. Преподаватель озвучила тему занятия и определила цель: обучающие должны научиться заполнять справочники в информационной базе «1С:Бухгалтерии 8» и корректировать информацию в справочниках. Тема занятия написана на доске. Так же на доске написано дополнительное задание для тех обучающихся, кто выполнит практическую работу раньше.
• готовность преподавателя и учащихся к занятию, в том числе подготовленность материальной базы Преподаватель и обучающиеся полностью готовы к занятию. На занятии активно используются ТСО.  
• оценка структуры занятия и целесообразности затраченного на каждый этап времени Занятие структурно построено верно в соответствии с видом учебного занятия – практическое занятие с использованием ТСО. Даются полные алгоритмы действий: - ввод сведений в справочник «Номенклатура»; - ввод сведений в справочник «Типы цен номенклатуры»; - ввод сведений в справочник «Склады (места хранения)»;  
• выполнение плана занятия Занятие спланировано верно. Обучающиеся мотивированы на успешное усвоение материала. Актуализация опорных знаний и умений произведена в ходе фронтального опроса в начале занятия по следующим вопросам: 1. Назовите схемы организации аналитического учета в «1С:Бухгалтерии 8». 2.
• своевременность окончания занятия Занятие закончилось своевременно, со звонком.
2. Проведение занятия:
• правильность сообщения темы и постановки цели. Работа по усвоению цели занятия студентами Тема практического занятия сообщена преподавателем в начале урока, цель занятия полностью достигнута – все студенты не только справились с практической работой, но и выполнили дополнительное задание. Преподаватель активно использует дифференцированный подход к обучающимся на практическом занятии. Для тех, кто успешно осваивает курс «
• подготовка студентов к активному восприятию нового материала, связь его с ранее изученным материалом В ходе всего занятия прослеживается постоянная связь с ранее изученным материалом. Межпредметные связи очевидны, прежде всего, с такими дисциплинами как «Информатика», «Бухгалтерский учет и отчетность».
• методы сообщения и закрепления новых знаний. Оценка их с точки зрения активности студентов Обучающиеся активны на занятии. Более подготовленные студенты выполняют задания самостоятельно и успевают сделать дополнительные задания.
• научность, направленность и убедительность в изложении материала Преподаватель научным языком, логично и доступно объясняет выполнение практической работы по теме, индивидуально подходя к каждому обучающемуся в зависимости от уровня его
• организация и методика инструктирования студентов перед выполнением практической работы, наличие в инструктировании указаний по самоконтролю Преподаватель проинструктировала студентов перед выполнением практической работы, напомнила о технике безопасности при работе в кабинете информационных технологий.
• организация самостоятельной работы студентов на занятии Преподаватель использует дифференцированный подход в обучении, что повышает результативность занятий.
• проверка и оценка знаний, умений и навыков, студентов на занятии Оценки за решение задач поставлены объективно.
• воспитательное воздействие занятия; своевременность задания на дом и рекомендаций по его выполнению В конце практического занятия преподаватель прокомментировала выполнение домашнего задания и сделала выводы. Преподавателем выставлены объективные оценки за работу на уроке. Домашняя работа: Решение задач с применением программы «1С: Бухгалтерия 8».
3. Поведение преподавателя и учащихся на занятие:
• внешний вид и поведение преподавателя Внешний вид преподавателя соответствует требованиям педагогической этики, она тактична, доброжелательна.
• речь преподавателя и его контроль за речью студентов Преподаватель по ходу урока тактично корректирует речь студентов.
• педагогический такт и требовательность преподавателя; Преподаватель тактична. Студенты выполняют все требования преподавателя на занятии.
• умение владеть группой; Преподаватель владеет вниманием группы в полной мере, умеет организовать работу, поэтому у студентов повышенный интерес к изучению дисциплины.
• дисциплина студентов на занятии. Очень хорошая дисциплина на уроке.

2. Заключение по занятию: ______________________________________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

Научный руководитель. Подпись_________

Приложение Б

Требования к лекции, семинарскому занятию

I. Понятие, содержание и требования видов занятий

1.1. Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией слайдов и фильмов.

Лекция должна отвечать следующим требованиям:

· иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов;

· иметь необходимую идейно-теоретическую направленность;

· иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

· быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств;

· быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения;

· обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы;

· быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий;

· быть доступной для восприятия конкретной аудиторией.

Структура лекции включает элементы:

- вступление (вводная часть);

- основная часть (раскрытие основных вопросов);

- заключительная часть.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

• формулировка цели лекции;

• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;

• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;

• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Содержание материала определяется видом лекции.

Заключение - подведение общего итога лекции: обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.

1. Критерии оценки содержания лекции:

• соответствие темы учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• соответствие содержания лекции теме;

• научность, соответствие современному уровню развития науки;

• точность используемой научной терминологии;

• информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными практическими примерами;

• реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

• реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

• связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

• соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т.п.).

2. Критерии оценки методики чтения лекции:

• дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

• структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

• акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

• рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

• логичность, доказательность и аргументированность изложения;

• ясность и доступность материала с учетом подготовленности студентов;

• соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;

• использование методов активизации мышления студентов;

• использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

• использование записей на доске, наглядных пособий;

• использование раздаточного материала на лекции;

• использование технических средств обучения.

3. Критерии оценки организации лекции:

• соответствие лекции учебному расписанию;

• четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

• четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

• посещаемость лекции студентами;

• дисциплина на лекции;

• рациональное распределение времени на лекции (между ее частями и вопросами плана);

• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

• осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

• оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз и т.п.);

• просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

• использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

• разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

• согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

• знание предмета;

• убежденность;

• эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

• степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

• культура речи;

• речевые данные, дикция;

• внешний вид;

• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

• контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);

• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).

6. Критерии оценки результативности лекции:

• степень реализации плана лекции (полная, частичная);

• степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов; раскрытие темы лекции;

• информационно-познавательная ценность лекции;

• воспитательное воздействие лекции.

1.2. Семинарское занятие

Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.

Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Цель семинарского занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

Задачи семинарского занятия:

• закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине;

• формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

• совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

• демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки;

• формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Функции семинарского занятия:

• познавательная;

• развивающая;

• воспитательная;

• контрольная.

Виды семинарских занятий.

Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с учебной и научной литературой. Характерным элементом работы студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя.

Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно связанное с рабочей программой учебной дисциплины и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.

Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.

Формы проведения семинарских занятий:

• развернутая беседа на основании плана;

• устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

• прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;

• обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

• теоретическая конференция;

• семинар-пресс-конференция;

• семинар-диспут;

• семинар-дискуссия;

• семинар – «круглый стол»;

• семинар – «мозговой штурм»;

• семинар-коллоквиум;

• семинар-экскурсия;

• семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;

• семинар – деловая игра;

• комментированное чтение и анализ документов (литературы);

• решение задач на самостоятельность мышления;

• семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;

• смешанная форма, с элементами различных форм проведения.

Выбор вида и формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой темы, достижению наибольшей активности студентов.

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся:

- вступительное слово преподавателя,

- основная часть,

- заключительное слово преподавателя.

Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемой дисциплине, цели и задачи занятия; мобилизует, организует и активизирует внимание студентов.

Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

Заключительное слово преподавателя распространяется как на отдельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:

• соответствие учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегруженный и т.п.);

• отчетливость постановки цели семинарского занятия;

• обсуждение дискуссионных вопросов;

• рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;

• раскрытие органического единства теории и практики;

• профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

• соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.);

• реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.

2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

• дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

• логическая последовательность построения семинара;

• использование методов активизации мышления студентов;

• использование приемов закрепления полученной информации;

• использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;

• использование технических средств обучения и наглядных пособий.

3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

• соответствие семинарского занятия учебному расписанию;

• соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• наличие плана семинарского занятия;

• четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);

• четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);

• посещаемость семинара студентами;

• дисциплина на семинарском занятии;

• подготовка студентов к семинарскому занятию;

• рациональность распределения времени на семинарском занятии;

• наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;

• соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском заня­тии:

• осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таблиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

• мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;

• побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

• микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;

• подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

• согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

• управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

• постановка задания к следующему семинарскому занятию.

5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

• знание предмета;

• убежденность;

• стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

• характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);

• умение вызвать и поддержать дискуссию;

• культура речи, дикция;

• внешний вид;

• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

• степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);

• степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;

• степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;

• степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;

• информационно-познавательная ценность семинарского занятия;

• воспитательное воздействие семинарского занятия.

Наши рекомендации