Педагогический конфликт. специфика педагогического конфликта и способы его разрешения
Педагогический конфликт – это конфликт, возникающий в педагогической среде и в педагогическом процессе.
Специфика педагогического конфликта:
1. Участники конфликта имеют разный социальный статус.
2. Участники имеют разный жизненный опыт и, следовательно, разный взгляд на причину и объект конфликта.
3. Педагогический конфликт всегда происходит на глазах у всего класса.
4. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять инициативу на себя в разрешении конфликта.
5. Педагогический конфликт несет воспитательный характер.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
1. Межличностный. Характеризуется тем, что участники стремятся реализовать собственные цели без учета интересов другой стороны.
2. Между группой и личностью. Возникает в ситуации несоответствия поведения одной личностью групповых норм и требований.
3. Межгрупповой. Конфликтующими сторонами являются две группы: класс и педагогический коллектив, родители и педагоги, администрация школы и педагогический коллектив, мальчики и девочки, две группировки в классе.
Конфликты также могут делиться по содержанию совместной деятельности:
1. Учебные. Возникают в ситуации обучения, где причиной конфликта может стать несправедливая оценка, неаттестация, плохое выполнение домашних заданий и т.д.
2. Организационные. Возникают при плохой организации учебного и воспитательного процесса, когда недостаточное планирование без учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся приводит к неполноценности урока или др. школьных мероприятий.
3. Поведенческие. Конфликт связан с нарушением правил поведения. Это наиболее частый тип конфликта, особенно в средних и старших классах. Его особенностью является то, что за внешним поведением часто стоят психологические проблемы, прямо противоположные демонстрируемому поведению.
4. Межличностные. Возникают при психологической несовместимости участников конфликта или при взаимной неприязни. Это может быть связано с разным типом темперамента, характера, разным мировоззрением и культурным уровнем.
5. Деловые. Возникают при разногласиях в реализации какого-либо дела или когда деловые отношения подменяются межличностными, т.е. когда оценивается не поведение школьника, а его личность.
ОБЩИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ
Реально возникающий конфликт можно проанализировать на трех уровнях с точки зрения:
- объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса; - социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных отношений учителя и ученика; - возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ ВЫДЕЛЕНО ПЯТЬ ТИПОВ ОТНОШЕНИЙ:
1. Диктат - строгая дисциплина, четкие требования к порядку и к знаниям при официально-деловом общении.
2. Нейтралитет. Свободное общение с учениками на интеллектуально-познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность.
3. Опека. Заботливая навязчивость, боязнь самостоятельности учащихся, постоянный контакт с родителями.
4. Конфронтация. Скрытая или явная неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой и знаниями по предмету; пренебрежительно-деловой тон в общении.
5. Сотрудничество. Искреннее конструктивное участие во всех делах, искренний интерес к друг-другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.
Для разрешения конфликта полезно использовать безоценочные высказывания и суждения (техника «Я-высказывания» и техника эмпатического слушания). В педагогическом конфликте как нигде больше педагог должен помнить о педагогическом такте и культуре, ведь своим поведением и в конфликте он прививает культуру общения у своего воспитанника.