Методы изучения психики ребенка
Общее знакомство с методами психологии вы получили в курсе общей психологии. Напомним важнейшие моменты и остановимся более подробно на методах исследования, используемых в возрастной и педагогической психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми.
Классификация методов.
Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, наблюдая его поступки, поведение. И. М. Сеченов писал: «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой (т. е. о психической деятельности.— М. М., Т. М.) по последним, т. е. по внешним, признакам» (СНОСКА: Сеченов И. Л. Избр. философские и психологические произведения. М., 1947, с. 70.). Таким образом, познание психической, деятельности человека достигается главным образом через изучение его действий, поступков, речевого поведения.
В советской психологии выделяется четыре группы методов (СНОСКА: См.: Ананьев Б. Г. О методах современной психологии.—В кн.: Психологические методы. Л., 1976, с. 23—35).
К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.
Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление различных групп испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп и т. п.), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и т. п.).
В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, пли «поперечных», срезов. Сравнительно - возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Одним из исследований такого рода является работа А. А. Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти, где сопоставлялись особенности некоторых мыслительных процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей (СНОСКА: См. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.).
Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает: многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная монография о ходе психического развития. Например, французский психолог Р. Заззо в течение ряда лет исследовал одни и те же пары однояйцовых близнецов, что позволило объяснить формирование личностных различий между ними влияниями социальной среды.
В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы. в которых участвуют представители других наук. Эти программы создаются, как правило, для решения крупных практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т. п.).
Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.).
Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.
Четвертая группа—интерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы.
Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.
Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.
Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.
Первый этап—подготовительный. Собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу - предположение о каких - либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.
Второй этап—собственно исследование. На этом этапе путем использования различных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используется, как правило, несколько методов в их сочетании.
На третьем этапе данные обрабатываются. Проводятся количественный и качественный анализы данных исследования, которые дают возможность выявить существующие связи и закономерности.
В обработке материала выделяют следующие моменты:
первичный анализ, т. е. анализ каждого отдельно зафиксированного факта;
первичный синтез, т. е. установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой;
сравнительный (вторичный) анализ, т. е. выделение тех фактов, которые устойчиво повторяются;
вторичный синтез, т. е. объединение этих фактов, сопоставление их с гипотезой и нахождение существенных закономерностей.
Четвертый этап включает использование интерпретационных методов, что позволяет истолковать полученные данные на основе психологической теории, выявить правильность или ошибочность гипотезы исследования.
Рассмотрим более подробно эмпирические методы исследования, которые могут и должны использоваться в практике учителя.
Метод наблюдения.
Научно - психологическое наблюдение требует значительных знаний и подготовки. Чтобы успешно изучать психическую жизнь детей, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимику), а главное, научиться правильно истолковывать психологическое значение этих внешних проявлений. Недостаточно заметить изменение в выражении лица, надо понять, что оно означает.
Изучение психики ребенка не должно, сводиться к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическое, тщательно продуманное изучение ряда поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности психики ребенка, установить закономерности се развития и изменения.
Наблюдение обычно проводится в естественных условиях. без вмешательства в ход деятельности ребенка. Поступки и слова детей подробно записываются, а затем подвергаются анализу.
Запись может быть сплошной и выборочной.
Сплошная запись используется, например, при изучении индивидуальных особенностей данного ребенка, его поведения па протяжении дня (как он встает, одевается, умывается, завтракает, играет и т. д.). Эти записи обрабатываются и после достаточно тщательного анализа и обобщения служат материалом для составления характеристики ребенка.
Выборочная запись используется там, где нужны не все проявления психической деятельности, где задача ограничен, исследованием какого - либо частного вопроса, например изучением отношения детей определенного возраста к окружающим их людям. В этом случае тетрадь для записей заранее разделяется на графы: в одной записывают все, что показывает отношение к сверстникам, в другой—отношение к старшим, в третьей—отношение к семье и т. д.
Педагогу для познания детей совершенно необходима наблюдательность. Опытный и чуткий педагог может по незначительным внешним показателям как бы прочитать психическое состояние ученика. Наблюдая внешние проявления, учитель в известной мере способен предугадать поведение ребенка.
Приведем примерную схему дневника наблюдения.
Необходимо иметь и план наблюдения, предусматривающий вопросы, на которые надо обратить внимание.
Примерный план - наблюдений особенностей умственной деятельности ученика на уроке: а) быстро ли реагирует на вопросы учителя (поднимает руку или нет, сразу после вопроса учителя может отвечать или обдумывает долю); б) какой материал лучше запоминает (наглядный или словесный); в) прочно ли запоминает материал; г) осмысленно запоминает или механически, может ли самостоятельно приводить примеры; д.) может ли делать самостоятельно вывод; задавать вопросы; е) сосредоточено ли внимание ученика на уроке, не отвлекается ли оно чем - либо посторонним?
Примерный план наблюдений за проявлениями характера ученика в школе: а) как учащийся выполняет трудовые обязанности и общественные поручения, требуется ли ему напоминать о них; б) как ученик относится к коллективу; в) как реагирует на замечания учителей, товарищей; г) как относится к поставленной за ответ оценке; д.) насколько умеет сдерживать свои чувства и движения; е) как относится к ответам товарищей; ж) в каком состоянии находятся книги, тетради, одежда ученика и т. д.
Для регистрации наблюдений можно использовать таблицы. Определенное психическое качество, - черта характера для удобства записи и для облегчения дальнейшего анализа расчленяется на единицы поведения. Вот, например, таблица, характеризующая такое моральное качество ученика, как уважение к человеку. Регистрация осуществляется знаками (+) и (-).
Для получения более объективных данных в процессе наблюдения используют звукозапись, фото - и киносъемку.
Ценный материал дают дневники родителей, отражающие ход развития ребенка. Систематически заполняемый дневник даст относительно полную историю развития ребенка. Другие методы не могут дать такой полной картины развития, в которой можно было бы проследить формирование психических качеств, возникновение и развитие отдельных психических процессов и т. д. Интерес в этом отношении представляют дневники психологов Н. А. Менчинской (СНОСКА: См.: Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. М., 1957.), В. С. Мухиной (СНОСКА: См.: Мухина В. С. Дневник матери: Первоклассники. М., 1977.), где отражено развитие ребенка.
Одна из разновидностей наблюдения—самонаблюдение. Это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Самонаблюдение—один из вспомогательных методов психологии. Оно используется как компонент других методов в виде словесного отчета испытуемого.
Экспериментальный метод.
Эксперимент—изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель. Эксперимент, особенно проведенный в лабораторных условиях, позволяет изучить явление в чистом виде, отчленив его от других явлений и сведя до минимума влияние неконтролируемых условий.
Эксперимент — один из основных методов исследования в научной психологии. Впервые эксперимент стал применяться в психологии в середине XIX в. В 1861 г. немецкий физиолог. и психолог В. Вундт изобрел первый элементарный прибор для экспериментального психологического исследования. Первоначально эксперимент применялся в исследованиях наиболее простых психических явлений (время реакции и т. д.). Сейчас этот метод используется в психологии для изучения сложнейших психических процессов.
Сопоставляя экспериментальный метод с методом простого наблюдения, можно отметить следующие преимущества эксперимента.
1. В эксперименте исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемых. Можно, например, установить закономерности запоминания материала по различным возрастам путем наблюдения. Но для этого нужно ждать, когда наступит определенный, удобный момент. Обычно же в таких случаях пользуются не наблюдением, а экспериментом. Берут несколько групп испытуемых разного возраста и предъявляют ям для запоминания одинаковый материал.
2. В эксперименте исследователь может целенаправленно изменить некоторые из условий, в которых протекает психический процесс, и наблюдать, к каким это приведет последствиям. Тем самым он может изменить течение психических процессов. Например, при выработке двигательного навыка исследователь показывает испытуемому, как и что делать. Затем показ заменяется рассказом, что и как надо делать, или же показ и словесное обучение объединяют.
3. В экспериментальном исследовании обязателен строжайший учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны и каковы ответные реакции). Например, дети разного возраста заучивают стихотворение. Учитывается время, число повторений стихотворения, качество заучивания и т. д.
4. Один и тот же эксперимент можно провести с большим количеством испытуемых. Это позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.
В зависимости от того, насколько естественны условия проведения эксперимента, он делится на лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент долгое время применялся как единственный экспериментальный метод, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов.
Естественный эксперимент впервые был предложен на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в 1910 г. А. ф. Лазурским и затем получил большое распространение в возрастной и педагогической психологии. Испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия. Например, вместо лабораторного исследования памяти можно провести эксперимент в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого - либо особого материала будет естественно входить в обычную работу школьников.
В зависимости от степени вмешательства в протекание психических явлений эксперимент можно разделить на констатирующий и формирующий, или преобразующий (обучающий и воспитывающий).
Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества Например, исследователь в процессе специально организованного урока выясняет, что учащиеся на начальном этапе усвоения понятий сужают или расширяют их. Эта констатация определенных особенностей мышления дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях формирования у него определенных качеств. Например, специально организуя занятия, учитель прослеживает, как изменения в обучении влияют на особенности мышления при усвоении понятий. В данном случае формирование протекает в процессе обучения, и такой формирующий эксперимент называется обучающим. Формирующий эксперимент может применяться и в процессе воспитания, когда исследователь формирует те или иные качества личности. В этом случае он называется воспитывающим.
В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод». Как известно, однояйцовые близнецы имеют одну и ту же наследственность. Они представляют собой как бы два экземпляра одного и того же организма. В случаях, когда нужно проверить некоторые условия и возможности развития, проводят исследование на близнецах.
Этот метод был использован, например, в работе А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович (СНОСКА: См.: Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка: Экспериментальное исследование. М, 1958.). Исследователи длительное время наблюдали двух близнецов, у которых было замечено серьезное отставание в развитии речи. Результаты исследования показали, что одним из факторов, препятствующих развитию полноценной речи, являлось то обстоятельство, что общение этих близнецов друг с другом не создавало объективной необходимости в развитии полноценной, развернутой речи. Ограниченные общением друг с другом, близнецы испытывали лишь потребность указать на что-нибудь в процессе практического действия, но не более. Другим фактором было предрасположение к задержке речи — косноязычие.
Тогда исследователи провели специальный формирующий эксперимент. Они разлучили близнецов, поместив их в разные группы детского сада, создав этим объективную необходимость в общении с другими детьми. Чтобы установить удельный вес косноязычия в развитии речи, они ввели в эксперимент дополнительное условие: с одним из близнецов (более слабым) начали специальные речевые занятия с целью развить у ребенка лучшее различение звуков, отработать лучшее произношение я, л.
В результате были получены данные о развитии речи и всего психического развития близнецов под влиянием необходимости в общении, выявлены различия в их речи и мышлении в связи с тем, что один из близнецов систематически обучался речи.
В зависимости от того, что является задачей эксперимента— качественная или количественная характеристика психического явления или получение данных для характеристики определенного лица (группы лиц), эксперимент делится на исследовательский и испытательный. Испытательный эксперимент называют тестом.
Тесты—это краткие экспериментальные приемы, применяемые для выявления уровня психического развития личности.
Впервые термин «тест» был введен американским психологом Ф Гальтоном и получил широкое распространение благодаря исследованиям Д. Кеттела. Это было исследование сравнительно простых процессов (механического запоминания, восприимчивости органов чувств и др.). Но это ничего не дало для познания конкретной личности. Французский психолог А. Бине ввел новый вид эксперимента — синтетический эксперимент, ставший образцом теста. В 1896 г. А. Бине опубликовал свою первую серию тестов для изучения личности. В эту серию вошли: испытания памяти, испытания типа представлений, воображения,, восприятия, внушаемости, эстетического чувства, мышечного чувства, силы воли, ловкости. Но и эти исследования были недостаточны для целостной характеристики личности, так как психические процессы изучались изолированно друг от друга.
В качестве примера тестовых исследований можно рассмотреть психологические тесты русского ученого Г. И. Россолимо, которые появились в 1910 г. Каждая психическая функция (внимание, память, мышление... всего 11 функций) испытывалась при помощи 10 тестов (СНОСКА: См.: Ярошевский М. 'Г. История психологии. М., с. 370.).
1. Для испытания устойчивости внимания предлагается 10 таблиц с различным количеством отверстий. Количество отверстий в каждой следующей таблице возрастает. Испытуемый, переходя от таблицы к таблице, протыкает иглой все отверстия; отмеченные крестиком, и пропускает остальные. Безошибочное прокалывание каждой из таблиц дает 1 плюс, следовательно, всего можно набрать 10 плюсов.
2. Испытание памяти: а) наглядной (зрительной)—10 карточек с линейными фигурами однократно и последовательно демонстрируются испытуемому, после чего он узнает их среди 25 им подобных; б) словесной—10 слов трижды прочитываются испытуемому, после чего он узнает их среди 25 им подобных; или 10 слов трижды прочитываются испытуемому, после чего он их воспроизводит по памяти.
3. Испытание осмысления. Испытуемому предлагается 10 картин, изображающих обычные явления или л<е вещи совершенно несообразные (например, конькобежец летом). Он должен объяснить содержание, смысл одних картин и уловить все несообразности в других.
Результаты этих испытаний выражались графически и назывались «профилями». В зависимости от количества правильно решенных тестов получалось то или иное число, выражающее уровень умственного развития.
В более поздний период тестированием занимались и советские психологи.
Вместе с тем тесты имеют ряд недостатков. Так, в них не обосновывается, почему для исследования взяты именно эти качества, а не другие. Например, почему предлагается исследовать устойчивость внимания, а не другое его свойство. Существенный недостаток заключается также в том, что нет психологического, качественного анализа ответов учащихся. Учитывается только то, сколько задач ребенок решил правильно или неправильно, но совершенно не учитывается, какие ошибки он допустил, их характер. Учителю предлагалось с помощью чисто количественных подсчетов определить уровень развития и выяснить тип поведения.
В настоящее время возникает вопрос о создании научно обоснованных тестов, которые давали бы возможность объективно судить об умственных особенностях ребенка. Важно, чтобы диагностирование учащихся проходило в самом учебном процессе. Применительно к младшим школьникам с этой же целью можно использовать целый ряд тестов, которые органически связаны с выполнением учебной работы. Например, на уроке математики в начальных классах в целях диагностики умственного развития возможны такие задания (СНОСКА: См.: Раев А. И. Некоторые особенности осознания младшими школьниками деятельности как показатель их умственного развития.— В кн.: Развитие учащихся первых классов в процессе обучения и воспитания: Опыт экспериментальной работы/Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л; 1967, с. 300.):
1. Детям предлагают решить задачу, в тексте которой отсутствует вопрос, а ее содержание позволяет поставить несколько различных вопросов. Первоклассникам давались такие задачи: «Девочка нашла 6 крупных раковин и 4 мелких раковины»; «К началу занятий младший брат купил 8 тетрадей, а старший на 3 тетради больше» и т. п. Задачи для 11 класса: «У брата было 30 копеек, а у сестры 2 копейки»; «Ведро вмещает 36 стаканов воды, а кастрюля в 4 раза меньше» и т. п. На основании выполнения данного задания можно выделить три уровня умственного развития испытуемых: низкий (ставят только один вопрос), средний (ставят два вопроса без обоснования) и высокий (ставят два вопроса и правильно обосновывают их).
2. Ученикам предлагают решить задачу разными способами. Образцы задач для I класса: «На шашечной доске было 9 белых шашек и 8 черных. Сняли 6 шашек. Сколько шашек осталось?»; «У девочки было 19 почтовых марок. Из них 5 она подарила брату, а 2 марки — подруге. Сколько марок осталось?» и т. п. Результаты исследования позволяют выделить три уровня умственного развития младших школьников: низкий (решают одним способом); средний (находят два способа) и высокий (находят несколько способов и верно обосновывают их).
Описанные приемы служат не только для диагностики умственного развития детей, но и для его формирования в учебном процессе.