Анализ посещенных уроков, внеклассных мероприятий учителя-предметника, студентов-практикантов
За время прохождения практики студентам-практикантам необходимо посетить уроки, внеклассные мероприятия учителя-организатора ОБЖ (не менее трех уроков и одно внеклассное мероприятие), учителей-предметников, своих сокурсников, разумеется, по предварительной договоренности, с их последующим анализом.
Студент должен научиться анализировать уроки, которые проводит он сам, уроки своих товарищей, и уроки учителей, которые он посещает, для того, чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством.
Анализ урока, внеклассного мероприятия
Тема | Цель и задачи, структура | Источники знаний, методы | Деятель-ность учителя | Деятель-ность учащихся | Результаты (баллы) | Замечания, примечание |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. |
Существует несколько различных вариантов схем анализа уроков. Например, схема анализа, предложенная Т.И. Шамовой и Ю.И. Конаржевским.
Схема анализа урока по Т.И. Шамовой и Ю.И. Конаржевскому
Характеристика урока | Баллы |
1.Обозначение цели урока | |
2.Организация действий учащихся по принятию цели деятельности | |
3.Соответствие содержания учебного материала триединой цели деятельности | |
4.Мотивация деятельности | |
5.Сотрудничество учителя и учащихся | |
6.Контроль и самоконтроль | |
7.Соответствие методов обучения содержанию учебного материала и триединой цели деятельности | |
8.Формы организации познавательной деятельности, обеспечивающей сотрудничество между учащимися | |
9.Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению триединой дидактической цели | |
10.Формы организации познавательной деятельности, отобранные в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, триединой дидактической целью | |
11.Уровень достижения триединой дидактической цели: образовательный аспект | |
12.Воспитательный аспект | |
13.Развивающий аспект |
Балльные оценки: 2-реализовано полностью; 1-реализовано частично; 0-не реализовано.
Оценка эффективности урока: складываются все баллы, делятся на 26 и умножаются на 100%: 85% - отлично, 84-65% - хорошо, 64-45% - удовлетворительно.
Умение проводить анализ урока коллег – сложная, но необходимая часть процесса профессионального становления и совершенствования учителя.
Кроме анализа, необходим также и самоанализ, который полезно реализовывать на практике постоянно, с целью профессионального роста. Для проведения самоанализа необходимо сравнить логику запланированных действий (конспект урока) с логикой проведения реального урока. Самоанализ можно провести, ориентируясь на следующие вопросы:
1. Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему?
2. Что Вы не смогли учесть при планировании урока, что заставило отступить от запланированных действий?
3. Достиг ли урок запланированной цели? Как это можно определить?
4. Какую часть урока удалось реализовать?
5. Какие моменты урока оказались для Вас неожиданными?
6. На какие вопросы детей Вы не смогли адекватно отреагировать?
Очень трудным для молодого педагога является умение отслеживать свои речевые ошибки, неточности, недочеты, неудачно сформулированные вопросы. В состоянии волнения на уроке это заметить практически невозможно. Умение слушать и контролировать себя на уроке формируется годами практики и самоанализа. На первых порах полезно приглашать кого-то из коллег для ведения протокола урока, чтобы затем его проанализировать.
Умения самоанализа и анализа уроков коллег позволят приобрести умение грамотно проводить методический анализ урока БЖД.
Приложения
(анкеты, сочинения, иллюстрации учащихся, фотографии, видеоматериал и др.)
В приложение может входить дополнительный материал, например, анкеты учеников, сочинения, фото и видеоматериалы о прохождении практики.