Посещение и анализ уроков учителя и других студентов

Ознакомьтесь с примерной структурой урока. Представьте отчет о наблюдении уроков учителя в соответствии с предложенной структурой, указав виды деятельности, выполняемые педагогом и учащимися, а также положительные стороны и недостатки, ваши рекомендации по их корректировке.

Ход урока

Этап урока (указывается деятельность педагога и учащихся) Положительные стороны, недостатки, рекомендации
I Организационный этап Задачи: - психологически подготовить учащихся к учебной деятельности на уроке. Возможные виды деятельности (формы организации): - взаимные приветствия учителя и учащихся; - фиксация подготовленности к уроку; - организация внимания; - проверка психологической готовности учащихся и др.  
II Актуализация знаний (умений, способов действий) Задачи: - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствование при этом знаний, умений и способов действий; - актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала. Возможные виды деятельности (формы организации): - выполнение устных и письменных упражнений; - выполнение индивидуальной работы; - самопроверка; - взаимопроверка и др.  
III Постановка темы и целей урока Задачи: - организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Возможные виды деятельности (формы организации): - сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; - показ его практической значимости; - постановка перед учащимися учебной проблемы и др.    
IV Изучение нового материала (Совместное открытие знаний) Задачи: - сформировать конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, правилах; - обеспечение первичного осознания и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов действий; - вырабатывать соответствующие знания и умения; - организовать решение исходной задачи (проблемы, ситуации), данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднений. Возможные виды деятельности (формы организации): - объяснение учителя; - беседа; - чтение текста учебника; - работа с диалогом сквозных персонажей; - постановка практических опытов и др.  
V Закрепление Задачи: - организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с из проговариванием во внешней речи. Возможные виды деятельности (формы организации): - решение типовых и творческих задач (проблем, ситуаций); - выполнение заданий учебника; - самостоятельное и совместное моделирование проблемных вопросов и задач и др.  
VI Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Задачи: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - оценить собственную деятельность на уроке, соотнести с оценкой учителя; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - обсудить и записать домашнее задание. Возможные виды деятельности (формы организации): - фиксация и комментирование учениками собственного продвижения в учебной деятельности; - самооценка, взаимооценка, оценивание учителем; - запись домашнего задания, инструктаж и др.    

Наблюдение урока

(название по расписанию)

Тема_____________________________________________________________

Цель урока_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ход урока

Этап урока (указывается деятельность педагога и учащихся) Положительные стороны, недостатки, рекомендации
    ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________     _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________  

Ф.И.О. учителя _______________________ Подпись учителя ___________

АНАЛИЗ УРОКА

(В скобках указать самоанализ или взаимоанализ)

Класс ____________________

Предмет ________

Автор учебника _________________________________________________________________

Тема урока_____

________________

  Примечание Баллы
1. Основные цели урока. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?    
2. Организация урока:тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.    
3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?    
4. Соответствие урока требованиям ФГОС:    
4.1. Ориентация на новые образовательные результаты    
4.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД    
4.3. Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.)    
5. Содержание урока:    
5.1. Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.    
5.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.    
5.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.    
5.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.    
6. Методика проведения урока:    
6.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.    
6.2. Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)    
6.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.    
6.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните): наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить). Использование инновационного опыта (применение результатов творческой деятельности, умение создавать благоприятные условия развития детей)    
6.5. Применение диалоговых форм общения.    
6.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися    
6.7. Осуществление обратной связи ученик-учитель    
6.8. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.    
6.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности    
6.10 Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ.    
6.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.    
6.12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.    
7. Психологические основы урока:    
7.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.    
7.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.    
7.3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности    
7.4. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.    
8. Домашнее задание:оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.    
9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона)    
      Итого
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0-критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – присутствует в полном объеме). Подсчитывается сумма баллов.

Наши рекомендации