Список использованных источников и литературы;
приложения.
В состав выпускной квалификационной работы может также входить список сокращений. Общий объем выпускной квалификационной работы должен составлять 70-80 страниц машинописного текста (кроме приложений), напечатанных с использованием компьютера и принтера.
Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы. На титульном листе приводят следующие сведения:
- наименование учебного заведения, факультет (институт), кафедра;
- специальность;
- наименование темы выпускной квалификационной работы;
- гриф допуска к защите (утверждения);
- автор выпускной квалификационной работы;
- научный руководитель, консультант(ы);
- заведующий кафедрой;
- место и дата оформления квалификационной работы.
Задание на дипломное проектирование выдаются на выпускающей кафедре каждому дипломнику на стандартных бланках.
Содержание представляет собой перечень всех частей квалификационной работы с указанием номеров начальных страниц. Это введение, название всех разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений.
Введение как вступительная частьвыпускной квалификационной работы должно содержать: обоснование актуальности выбранной темы для теории и практики; анализ историографии темы квалификационной работы; хронологический период; объект и предмет исследования; цель квалификационной работы, перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения указанной цели, ожидаемый результат; методы научного поиска; характеристику научной новизны и практической значимости квалификационной работы; аналитический обзор использованных источников и литературы, степень изученности вопроса.
«Введение» к выпускной квалификационной работе – это визитная карточка автора работы. По его содержательности и качеству написания чаще всего можно судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой проблемы, а также о действительно оригинальном авторском взгляде. По «Введению» во многом можно составить мнение и о характере работы в целом, так как в нем объективно отмечаются оценочно-квалификационные критерии дипломного исследования.
Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы квалификационной работы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Актуальность определяется необходимостью, потребностью изучения выявленной проблемы в интересах науки или практики управления, в данный период времени. Недопустима формальная констатация актуальности, необходима доказательная база актуальности выбранной темы квалификационной работы.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования – это категории научного процесса и соотносятся между собой как общее и частное. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое выпускником для изучения. Предмет – это то, что находится в рамках, границах объекта. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы исследования или очень близок к нему. Первичным является объект исследования, вторичным предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Обоснование выбора объекта и предмета исследования подтверждается доказательствами их значения в решении вопросов совершенствования управленческой деятельности. Обоснование выбора конкретного объекта (как правило, базы преддипломной практики) сопровождается ссылками на основные показатели, важнейшие критерии и фактические данные, характеризующие действительное положение дел, реальные ситуации в практике функционирования объекта исследования, предмете осуществляемой им деятельности. В итоге четко формулируется конкретная проблема, цель и задачи дипломного проектирования.
Формулирование цели исследования имеет определяющее значение для его успешного проведения. В определении цели исследования должен быть раскрыт научно-практический смысл всей работы, обозначен тот научно-практический результат, к которому стремиться выпускник. Цель исследования должна быть одна и согласовываться с названием работы. Выпускник должен подчинить свою квалификационную работу цели исследования, отразить в работе то, что способствует раскрытию темы, при написании любого раздела работы постоянно иметь в виду цель исследования, отбрасывая то, что не связано с ее достижением.
Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач. Задачи исследования формулируются, исходя из тематики (содержания) разделов, подразделов работы, существа рассматриваемых проблем. Делается это в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, проанализировать…, рассмотреть…, установить…, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить… и т.п.
Перечень поставленных задач отражает содержание и определяет структуру выпускной квалификационной работы. Формулировку задач необходимо производить как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов работы. Это важно также и потому, что названия (заголовки) разделов и подразделов рождаются именно из формулировок задач квалификационной работы.
Обязательным элементом «Введение» является указание применяемых в работе методов исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа, синтеза и т.п.) и инструментов (метод экспертных оценок, математического моделирования, выбора приоритетов, "дерево целей" и т.п.).
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание эмпирической базы исследования, т.е. то, на каком конкретном материале выполнена сама работа (материалы преддипломной практики, личный опыт автора, архивные документы, статистические сборники, нормативные документы, периодическая печать и т.п.).
При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением нормативно-правовых актов, работ и их авторов.
Обзор использованных источников и литературы должен быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать оценку студента (т.е. его собственное отношение к прочитанному материалу), степени проработанности проблемы, выявление недостаточно изученных вопросов.
Объем «Введения» составляет примерно 3-5 листоввыпускной квалификационной работы. При изложении текста «Введения» стремятся к лапидарности, избирая тезисный стиль и постановочную форму.
Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из 3 и более разделов, которые, в свою очередь, могут делиться на подразделы, пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении подраздела на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию. Раздел должен отражать самостоятельный сюжет проблемы, подраздел – отдельную часть вопроса. Тщательно следует сохранять логику изложения между разделами и последовательность перехода от одной сюжетной линии к другой. Разделы и подразделы выпускной квалификационной работы завершаются краткими выводами. Желательно, чтобы выводы предыдущего раздела подводили читателя к главному содержанию последующего. Такой подход позволяет укрепить связь между частями выпускной квалификационной работы и обеспечивает целостность ее восприятия.
Первый раздел должен содержать теоретические исследования и анализ предмета исследования (в ретроспективе, современном состоянии, последующем развитии), определение места, занимаемого объектом исследования в рамках изучаемой предметной области. Кроме теоретических материалов, необходимо провести анализ литературных источников (в основном журналов) на предмет выявления проблем внедрения и реализации описываемых методов и технологий на российских и зарубежных предприятиях по теме исследования.
Второй раздел должен содержать краткую характеристику предприятия и исследуемой деятельности, анализ данной деятельности на основе информации, полученной на преддипломной практике. В разделе должны быть выявлены положительные и отрицательные стороны в управлении организацией, выступающей в качестве объекта исследования; установлены потери и неиспользованные возможности в результате недостатков в управлении, в том числе в количественной (натуральной и стоимостной) форме, выявление причин недостатков; исследованы цели, с достижением которых связано функционирование и дальнейшее развитие рассматриваемого объекта.
Исходным материалом для анализа могут выступать организационно распорядительная документация (Уставы, положения, инструкции и т.д.), планы работы организации и ее подразделений, годовые отчеты, материалы статистической и финансовой отчетности и другая документация, изученная студентом в ходе преддипломной практики. Материалы, используемые в качестве базы для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, выявить резервы и наметить пути их и с-пользования, а также устранить выявленные недостатки. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые могут быть использованы в работе. Характер и объем собранного материала зависит от особенностей принятой методики исследования, которая может предполагать использование таких методов, как: эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); экспертные (оценочные); экспертно-аналитические; аналитически-расчетные; нормативные; организационно-проектные и др.
При проведении анализа следует активно использовать методы и инструменты менеджмента и менеджмента качества, в том числе статистические. В качестве таких инструментов могут применяться методы: семь простых методов управления качеством; семь новых методов управления качеством; методы анализа, используемые при коллективном решении проблем; методы стратегического менеджмента и др.
Для описания существующей деятельности предприятия (организации) следует применять различные виды (по выбору студента) графического описания процессов. Заканчиваться второй раздел должен перечислением основных проблемных вопросов в анализируемой деятельности данного предприятия.
Третий раздел должен содержать разработки студента по темевыпускной квалификационной работы, которые разрешают выявленные во втором разделе проблемы в исследуемой деятельности. Практическая часть выпускной квалификационной работы может состоять из двух разделов (если это необходимо), тогда разделов в выпускной квалификационной работе будет четыре.
Опираясь на выводы по результатам анализа, студент-дипломник должен обосновать рекомендации и мероприятия, которые необходимы для разрешения выявленной проблемы в организации. В частности, он может наметить пути использования скрытых резервов, устранения недостатков в работе, а также запланировать, обосновать и предложить решения, обеспечивающие достижение целей и выполнение задач проекта.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа ситуации, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент-дипломник формулирует достаточно полные и аргументированные предложения. Так, например, в соответствии с предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внести изменения в действующую систему управления организацией, структурную и функциональную схемы, процедуры выполнения управленческих работ, положения о структурных подразделениях организации, планы работ и т.д.
Социально-экономическая оценка полученных результатов требует проведения расчета затрат на реализацию разработанных предложений, определения уровня их ожидаемой эффективности или составления бизнес-плана. Для расчета показателей социально-экономической эффективности должна быть выбрана соответствующая методика и дано ее теоретическое обоснование. Рекомендации должны быть обоснованы с точки зрения, как экономической, так и социальной значимости.
В выпускной квалификационной работе дается характеристика степени внедрения рекомендаций на объекте, а также оценка возможности их использования на других объектах как в отраслевом, так и в региональном аспектах. Следует также охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в этой области.
Организационно-правовое обеспечение полученных результатов предусматривает определение порядка организации внедрения проектных предложений: необходимость издания соответствующих нормативно-правовых актов (положений, инструкций, распоряжений и т.п.), установление ответственных должностных лиц, или структурных подразделений за определенный вид деятельности (подготовка необходимой документации, проведение подготовительной работы, организация контроля и т.п.), сроки исполнения.
Выполненная работа должна быть самостоятельной, т.е. представлять мысли автора, изложенные хорошим литературным языком. По ходу изложения следует избегать противоречий, безапелляционных заявлений. При различии в понятиях, несовпадении цифровых показателей, взятых из разных источников, необходимо указывать на это и давать собственную оценку надежности тех или иных сведений: это "хороший тон" и признак самостоятельности работы.
Не допускаются длинные рассуждения, повторения известных доказательств, обширные выписки из учебников, специальной литературы и других источников. На цитаты и материалы, заимствованные из литературы и источников, обязательно должны быть ссылки, оформленные в соответствии с требованиями, изложенными в действующих стандартах.
В основной части выпускной квалификационной работы целесообразно использование иллюстративных (только таблицы, рисунки) или цифровых материалов. Выбор формы представления иллюстративного материала – таблицы, рисунки (виды рисунков - диаграммы, графики, схемы и т. д.) зависит, главным образом, от цели и характера темы исследования. Иллюстративный материал помещают ввыпускной квалификационной работе в целях выявления свойств и характеристик объекта и предмета исследования или для лучшего понимания текста. Однако следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в основную часть выпускной квалификационной работы, должен нести максимум новой полезной информации. Так, например, приводимые в тексте основной части таблицы должны носить аналитический характер, являться результатом обработки и анализа цифровых показателей. Таблицы, содержащие исходные статистические данные, следует приводить в отдельных приложениях к выпускной квалификационной работе.
В заключении синтезируется накопленная в основной части выпускной квалификационной работы научно-практическая информация. В нем дается последовательное, логически стройное изложение полученных результатов исследования, которые должны соответствовать поставленным целям и задачам. Заключение может быть построено по пунктам, обозначенным в цели и задачах исследования. Заключение подводит итоги исследования, представляет выводы, обобщения, содержит рекомендации для практического внедрения. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов, а логично, в систематизированной форме концентрировано отражать содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации. Примерный объем заключения 3-5 страниц.
В списке сокращений должны быть расшифрованы используемые в работе сокращения. Список использованных источников и литературы должен содержать источники и литературу, использованные студентом в ходе подготовки и написания квалификационной работы и состоять из 50 и больше наименований в зависимости от темы исследования. Каждый включенный в список источник должен иметь отражение в каком-либо разделе квалификационной работы и на него должны быть ссылки в тексте.
В Приложения выносятся все материалы вспомогательного или дополнительного характера, не являющиеся насущно важными для понимания решения задачвыпускной квалификационной работы. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отдельных материалов, планы и протоколы организаций, отдельные положения из инструкций и правил, анкеты, статистические данные, объемные таблицы (более одной страницы), формы документации, вспомогательные математические выкладки, вспомогательные графические иллюстрации.
Обязательной частью выпускной квалификационной работы, выполняемой отдельно от текстовой части, являются графические (демонстрационные) материалы. Форма представления демонстрационных материалов, их количество и состав в каждом конкретном случае определяется студентом совместно с научным руководителем.