Методика создания и формирования коллектива
Коллектив не самоцель педагогических усилий.Он формируется воспитателем для создания оптимальной среды (воспитательного пространства) как инструмент и помощник в формировании личности воспитанников. Зарождается, крепнет и развивается детский коллектив только в процессе совместной целеустремленной практической просоциальной деятельности,полезной для коллектива, каждого его члена, для других людей.
Технологические правила организации коллективной деятельности:
• Гуманистическая, просоциальная, субъективно личност-
но значимая для каждого члена коллектива цель организуе
мой деятельности.
• Предпочтение коллективным и групповым видам дея
тельности.
• Активное участие каждого.
• Технологическая организованность (время, место, объем
действий, порядок их выполнения, оснащенность).
• Сочетание традиционности и вариативности в содержа
нии и формах.
• Организация сменных отношений взаимной зависимости
и взаимного подчинения в групповой деятельности.
• Ориентация на успех и позитивную оценку деятельности
каждого члена коллектива.
В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, у воспитанников развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистское сознание находит свое выражение в поступках, в поведении.
В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимулирование деятельности всех его членов и его сплачивание. Это прежде всего система требований. Предъявление требованийк ученикам должно иметь форму убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности. Воспитание ученического активапроисходит с помощью консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля. Цели, раскрывающие перспективы развития и жизни детского коллектива, ставятся четко и увлекательно.А.С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости — постановка близких, средних и далеких целей.
Жизненная перспективаявляется одним из важнейших моментов в развитии человека и коллектива. В ней выражается совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, весь моральный облик. А.С. Макаренко справедливо считал одной из важнейших педагогических особенностей перспективы то, что, будучи развернутой перед ребенком, как система цели, она увлекает его возможностью достигнуть желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радостное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим деятельность в определенное социально ценное русло.
Под перспективойв конкретном педагогическом плане понимаются такие задачи, цели, дела, которые отвечают внутренним потребностям развития личности, группы детей, коллектива в целом, соответствуют уровню развития его членов — их возрастным и индивидуальным особенностям. Перспективы, организуемые с целью создания воспитательного коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:
— увлекательность дел, основанных как на непосредствен
ном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в
воображении образе совместной коллективной деятель
ности;
— общественно полезная ценностьзадач, целей, конкрет
ных дел;
— четкая организацияпроцесса достижения перспективы.
Перспективы, цели выбираются самими детьми при помощи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на самостоятельные действия, инициативу. В результате появляется план конкретных дел.
Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра, соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению,
предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива. Но, если коллектив будет ставить перед собой только такие перспективы, развитие остановится и начнется распад коллективных отношений.
Средняя перспектива — более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего коллектива по ее достижению. Класс хочет на летних каникулах поехать на пароходе по Волге, но не на родительские деньги, а заработать их самостоятельно.
Дальняя перспектива — перспектива на длительное время.
Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют близкие перспективы и некоторые средние. Взросление коллектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.
Задача учителя заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из звеньев такой системы воспитания школьников могут стать коллективные творческиедела (КТД),включающие коллективную организаторскую деятельность, творческие игры, праздники и т. д. Эти формы организации воспитательной работы способствуют целостному, многостороннему развитию воспитанников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитанников всех возрастных групп, способствует развитию отношений товарищеского межвозрастного содружества.
Принцип параллельногодействия: влияние на воспитанников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом сохраняется и воспитательное влияние педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует педагогического мастерства, так как имеется опасность использования общественного мнения как грубой силы и давления на отдельную личность.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив традиции, устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа,
в которой нет традиций... не может быть хорошей школой» (А.С. Макаренко). Формирование общественного мнения в коллективе тесно связано с созданием и укреплением традиций. Макаренко считал их наличие характерным признаком третьего этапа развития коллектива. Каждая традиция имеет свое прошлое, большую или меньшую историю. Создание традиций возможно только при условии, что новые поколения воспитанников поддерживают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития коллектива. Они имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера-встречи выпускников, последний звонок, празднование Дня знаний и др.). Появление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы детям казалось, что изобретают они». (А.С. Макаренко). Традиции не должны быть застывшей догмой. Отражая прошлое, они вместе с тем должны быть живыми, нужными и полезными сегодня.
Развитие коллектива и его нормальное функционирование возможно при бодром жизнерадостном тоне и стиле отношений в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критиковать и правильно воспринимать критику, командовать и подчиняться. А.С. Макаренко называл такие условия правильного тона и стиля в коллективе:
— мажор — бодрость, радость, красота;
— гордость за свой коллектив и чувство собственного досто
инства;
— дружеское единение членов коллектива;
— активность, проявляющаяся в готовности к упорядочен
ному деловому действию;
— привычка к торможению и сдержанности в словах, движе
ниях, эмоциях;
— высокая, сознательная дисциплина, но несводимая только к
торможению, проявляющаяся в движении вперед, в
стремлении к чему-то новому, в преодолении трудно
стей.
В отличие от взрослых деятельность детских коллективов должна быть пронизана элементами игры, красочности и романтики, характеризоваться целеустремленностью, активностью и инициативой воспитанников.
В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать следующие технологические правила:
1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естест
венным стремлением воспитанников к самостоятельности,
независимости, желанием проявить свою инициативу и само
деятельность. Не подавлять, а умело направлять активность
ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозиро
вать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответ
ной реакцией воспитанников. При отрицательном восприятии
надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необ
ходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно ре
шить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить.
2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изме
няется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руко
водство им также не может оставаться неизменным. Начиная
как единоличный организатор на первой стадии, педагог по
мере развития коллектива постепенно меняет тактику управ
ления, развивает демократию, самоуправление, общественное
мнение и на высших стадиях вступает в отношения сотрудни
чества с воспитанниками.
3. Высокой эффективности коллективного воспитания пе
дагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив
учителей и других воспитателей, работающих в этом классе,
включает коллектив класса в общешкольную деятельность и
сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и по
стоянную связь с семьей.
4. Приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы
он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них
формируются.
5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходи
мых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не мо
жет, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и
выработать необходимую линию общественного поведения.
Вопросы и задания
1. Назовите основные методы и направления деятельности воспитате
ля по формированию детского коллектива.
2. Как вы думаете, не снижается ли роль и авторитет воспитателя, ко
гда он передает часть своих полномочий сначала активу, а затем коллек
тиву? Почему?
3. Вспомните, какие традиции были в вашей школе. Как вы к ним от
носитесь? Почему?
4. В.А. Сухомлинский не во всем был согласен с А.С. Макаренко в
теории и методике воспитания детского коллектива. Прочитайте его
книгу «Мудрая власть коллектива» и найдите отличия в подходах. Ка
кая точка зрения вам ближе?
Индивидуальность необходимо по возможности
сохранять нетронутой. И. Ф. Гербарт
ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ
Для того чтобы руководство взаимоотношениями в коллективе было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученикав системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений.
Прежде всего каждый член коллектива приходит в него со своим индивидуальным социальным опытом, который может отставать или опережать тот уровень норм и ценностей, который сформирован в данном коллективе. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом — в неблагоприятном положении.
Существенным фактором являются личностные качества члена коллектива, его психологические особенности: сдержанность, эмоциональность, воля, общительность, оптимизм или им противоположные. Это или располагает к человеку, или вызывает настороженность, неприятие или отторжение. Не последнее место в определении положения личности в коллективе занимают ее нравственные качества: честность, справедливость, доброта, принципиальность и др.; на какой-то период времени определяющим фактором положения личности в коллективе, особенно в детском, становятся такие внешние характеристики, как физическая сила, ловкость, красота, «престижные» знакомства, обладание значимыми в глазах детского сообщества вещами (например, компьютерная система с выходом в Интернет).
Сама личность по-разному относится к воздействию коллектива. Личность подчиняется коллективу: принимает его ценности и следует им, принимает на словах, под давлением, бунтует. Гармонизация отношений: полное единство общественных и личностных стремлений и ценностей, добровольный конформизм. Личность подчиняет коллектив: нонконформизм, неформальное лидерство.
Отношение к самому коллективу может быть активно-положительным, пассивно-положительным, активно-отрицательным, пассивно-отрицательным.
Определенную роль в определении положения личности в детском коллективе играет отношение взрослых к личности
воспитанника.Оно может быть адекватным, с завышенной оценкой, с заниженной оценкой, негативное, безразличное. По мере взросления детей мнение о них взрослых становится менее значимым для определения положения личности в коллективе сверстников, но оно никогда не утрачивает полностью своего значения. Даже во взрослых коллективах избирательное отношение руководителя к членам коллектива влияет на их статус. При этом надо учитывать сложность этого влияния: учительские любимчики редко пользуются такой же симпатией у одноклассников. Воспитанник, к которому педагог подчеркнуто демонстрирует свою неприязнь, может оказаться неформальным лидером.
Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность принятых ими на себя ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не соответствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. В этом случае воспитанники фактически выпадают из системы коллективных отношений. Поэтому в разработке индивидуальных поручений следует идти от возможностей и интересов самих детей, а только потом от потребностей коллектива. Тогда положение каждого в системе отношений окажется наиболее благоприятным.
Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе воспитанники занимают в первоначальный период своего пребывания в коллективе, в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Эти выводы ставят перед педагогом вопрос о необходимости активного вмешательства в систему стихийно складывающихся в коллективе отношений.
К условиям, определяющим эффективность воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность,можно отнести следующие:
— коллектив — субъект воспитания;
— регулярное изменение характера деятельности коллек
тива, ее разнообразие;
— широкий диапазон социальных ролей;
— создание временных коллективов, перевод неблагопо
лучных членов коллектива туда, где они могут получить
более высокий статус.
Таким образом, детский коллектив выступает и как объект воспитательного формирующего воздействия педагога, и как
субъект собственного развития и формирования личности каждого своего члена.
Вопросы и задания
1. Какие факторы определяют положение личности в детском коллек
тиве? Проиллюстрируйте каждый из них конкретными примерами.
2. Самостоятельно раскройте каждое из названных условий эффек
тивного воспитательного воздействия коллектива на отдельную лич
ность.
Литература
Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. М., 1982.
Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед.соч.:В8т. М., 1983. Т.1.
Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.
Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива // Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981. Т. 3.
Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.