Профессионально-педагогические умения и их влияние на эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов физической культуры
Для выпускников физической культуры необходимо наличие как специальных(необходимы для педагогической деятельности), так и общих(Общественно-политические, знания по литературе, искусству и т.д.) знаний.
Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и организаторские), гностические(включая перцептивные), двигательные (включая прикладные).
Конструктивные умения помогают учителю физической культуры планировать свою деятельность.
Организаторские умения связаны с непосредственной реализацией своих намеченных планов. Учитель должен уметь организовывать как свою деятельность, так и деятельность учащихся.
Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, коллегами, с родителями подопечных.
Дидактические умения – умение учителя физической культуры ясно и доходчиво объяснить учащимся новый материал, продемонстрировать физическое упражнение.
Гностические умения включают в себя умения пользоваться учебно-методической и научной литературой, умения проводить небольшие исследования, анализировать их результаты, для того, чтобы внести коррективы в методику физического развития учащихся.
Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений.
Психофизиологические особенности нестандартной (ситуационной) соревновательной деятельности (спортивные игры, единоборства и т.п.). Физиологические процессы восприятия информации, принятия решения и программирования ответных действий. Значение тактического мышления при спортивной деятельности.
Специфика командных игровых видов спорта предъявляет особенно высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям, поскольку, во-первых, моторная и психологическая сложность спортивной деятельности обусловливает обязательное наличие у исполнителя специфического комплекса высоко развитых способностей, проявляющихся в психических качествах перцептивной, психомоторной и когнитивной сфер, во-вторых, современные условия тренировок и соревнований требуют у субъекта деятельности определённых личностных и психодинамических свойств, оптимизирующих процесс решения оперативных задач, в-третьих, реактивность организма спортсменов на тренировочные нагрузки зависит от множества факторов и, в первую очередь, от свойств нервной системы.
Физологич. основы процессов восприятия информации, принятия решения и программирования ответных действии. Значениетактического мышленияпри спорт. деят-ти.
Ключевой момент тактического мышления: выбор наиболее адекватного решения, т.е. принятие решения о цели и задачах действия осуществ-ляют переднелобные третичные поля коры. Процесс принятия решений и программирование ответных действий осуществляет третий функциональный блок мозга – блок регуляции сложных форм поведения, программирования и контроля движений – в передних от-делах коры. Внешним отделом этого блока явл-ся ассоциативные переднелобные области коры, которые осуществляют ключевой момент так-тического мышления – принятие реше-ния о цели и задачах действия. Про-цессы восприятия информации и при-нятия решения по длительности со-ставляют примерно 50-60% от общей длительности решения тактических задач. Принятие решения контроли-руется сознанием. При этом логическому решению всегда предшествует интуитивное решение, которое не осознается, т.е. явл-ся довербальным (доречевым) компонентом при-нятия решения. Автоматизация мысли-тельных операций позволяет многие решения принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их после выполнения. Скорость обучения и конечный уровень навыков такти-ческого мышления зависят от индиви-дуальных психофизиологических осо-бенностей спортсмена. Результатив-ность спорт. деят-ти определяется не только способностью преобразо-вания энергии, но и возможностью переработки информации. Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов происходит формирование навыков – тактического мышления - специализированной формы умственной деят-ти. На эффектив-ность тактич. мышления оказывают влияние интеллектуальные качества человека и тип НС: быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитие оперативного мышления, оперативная память, подвижность нервных проце-ссов, устойчивость и концентрация внимания, помехоустойчивость и др. У юных спортсменов эти качества формируются уже в 10-11 лет и продолжают развиваться до взрослого состояния. Проявление этих особен-ностей связано с развитием морфофункциональных взаимосвязей в коре больших полушарий головного мозга и с развитием ассоциативных областей коры. Возраст 10-13 лет считают сенситивным периодом развития так-тического мышления, когда в коре больших полушарий существенно уве-личиваются функциональные взаимодействия различных корковых областей, совершенствуются ф-ции ассоциативных зон мозга.