Функции и основные качества режиссера
Режиссура как профессия.
Искусство режиссуры родилось одновременно с возникновением зрелищного искусства, а сама профессия, как понимаем ее теперь, окончательно сформировалась к концу ХIХ века. В России режиссуру связывают с открытием МХАТа в 1898 году, а выдающимися ее представителями на тот момент были режиссеры театра – К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.
В Украине становление режиссуры как профессии связано с именами М. Старицкого и М. Кропивницкого – основателями первого профессионального театра в 1882 году.
Режиссура не стояла на месте, она была в движении, в творческом поиске.
Благодаря таким неординарным и ярким личностям, как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Л. Курбас и мн. другим талантливым мастерам, режиссура стала независимой и сформировала самостоятельные творческие направления в театральном искусстве, при этом режиссер получил ведущую роль. Режиссер из незаметного сначала театрального помощника по общим вопросам постепенно превращается в полноценного «хозяина» творческого процесса и всей сценической площадки. Сегодня в театре, в кино и на эстраде, в массовых праздниках и представлениях, режиссер – это лидер, который ведет за собой весь творческий коллектив.
В.И. Немирович-Данченко лаконично и четко определил природу режиссерского творчества:
1. Режиссер-толкователь, поскольку он показывает как играть, так что его можно назвать и режиссером-актером или режиссером-педагогом.
2. Режиссер-зеркало, который отражает индивидуальные качества актера.
3. Режиссер – организатор всего спектакля.
Таким образом, режиссер – это и организатор творческого процесса, и педагог, и творец, и первый зритель, - так можно коротко определить некоторые основные его функции.
Сложность и специфика профессиональной деятельности режиссера состоит в том, что она по своей сути является деятельностью широкого профиля и включает четыре взаимосвязанные направления ,которые действуют в неразрывном единстве:
- организационно-управленческое;
- социально-психологическое;
- психолого-педагогическое;
- художественно-творческое.
Каждый из них предусматривает практическую, творческую и теоретическую деятельность. Режиссер-педагог В.А. Нелли определил основные качества режиссера:
- режиссер должен быть передовым человеком, новатором, сыном своего народа и своей эпохи;
- присутствие такта, выдержки и высокой культуры;
- всесторонняя вооруженность знаниями;
- поэтическое воображение;
- хороший вкус, тонкий вкус в музыке, языке, чувстве ритма;
- знание драматургии, ее техники, теории и истории;
- режиссер – руководитель театрального производства, отсюда – знание во всех подробностях театра и его организации, техники и вспомогательных средств;
- актер – главная фигура в театре, его центр и основа, поэтому режиссер должен хорошо знать актёра и его творчество;
- быть психологом, стараться проникнуть в «жизнь человеческого духа» с тем, чтобы точно и поэтично создать на сцене настоящую жизнь;
- быть от природы личностью. Во время чтения пьесы «чувствовать» произведение и видеть его сценическом выявлении;
- драма – искусство действия. Основное качество режиссера – умение отмечать, ловить содержание событий, умение видеть разные отрезки жизни, в которых проявляется память, которая сохраняла бы разные виды действия, которыми переполнена реальная жизнь;
- неисчерпаемая фантазия, изобретательность, находчивость;
- твердая воля, ясность восприятия, творческая направленность и умение предвидеть результат, т.е. ту конечную цель, на которую направлены творческие усилия;
- режиссура – это, прежде всего, мировосприятие плюс воля, плюс всестороннее знакомство со всеми видами искусства, плюс достаточные знания производственного процесса и организаторская способность разумно, точно руководить ним.