Педагогическая ситуация как составная часть педагогического процесса и единица педагогической деятельности. Алгоритм моделирования педагогических ситуаций.
Тема 10.5. Моделирование педагогических ситуаций творчества, выбора, заботы, успеха.
Тема10.6. Моделирование проблемных, развивающих личностно ориентированных образовательных ситуаций.
- 4 часа-
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическая ситуация как составная часть педагогического процесса и единица педагогической деятельности. Алгоритм моделирования педагогических ситуаций.
2. Ситуации творчества: сущность, виды, формы : ситуации соревнования, заботы, игры, исследования. Сотворческое поведение учителя.
3. Ситуации выбора: выбора деятельности, общения, позиции, социальной роли.
4. Ситуации успеха: сущность, алгоритм создания, позиция педагога.
5. Проблемная ситуация, её характеристики; типы проблемных ситуаций; способы создания. Соотношение проблемной ситуации, задачи, вопроса. Типы проблемных задач; примеры.
6. Понятие развивающих личностно ориентированных ситуаций, их отличительные характеристики. Виды таких ситуаций; разбор примеров.
Анализ урока с точки зрения решения личностно ориентированных задач.
7. Конфликт и конфликтные ситуации.
Литература:
1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001, с.106-118.
2. Поляков С.Д. Технологии воспитания.-М.:2002, С.46-58.
3. Серикова В.В.Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем.-М.:1999, С.88-123.
4. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике.-В-д.: Перемена, 2006. С.186-198
5. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. Караковского В.А. и др.-М.: 1999, С.186-192.
Задания к занятию:
1. Выполнить индивидуально: СРС:1; 3; 5; 7; 9.
2. Выполнить по командам: СРС: 2; 4; 6и8.
Педагогическая ситуация как составная часть педагогического процесса и единица педагогической деятельности. Алгоритм моделирования педагогических ситуаций.
Педагогическая ситуация:
1)-в широком смысле- совокупность условий и обстоятельств специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. И в этом смысле- она есть часть, «клеточка» педпроцесса. Цель её создания- формирование и развитие учащегося как активного субъекта общественной, трудовой и иной деятельности; формирование его как личности.
2)-в узком смысле – кратковременное взаимодействие учителя с учеником, группой, на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону. Это- фрагмент (акт) реальной педагогической действительности, требующий разрешения.
Каждая конкретная педситуация в момент осознаний её педагогом, становится для него педагогической задачей, которую необходимо решать «здесь и сейчас».
В широком смысле (как часть педагогического процесса) педагогическую ситуацию рассматривают Безрукова В.С., Сериков В.В. и др.
Педагогическая ситуация всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, характеризуя его состояние в определённое время и в определённом пространстве, а через него- в рамках определённой педагогической системы.
Сам же процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающих друг друга педагогических ситуаций. Каждая из них есть объективное отражение состояния педагогического процесса внутри педагогической системы в определённое время.
Соотношение педагогической системы, процессов и ситуаций поясним на примере:
Школа является не только учреждением, но и единой целостной образовательно-воспитательной системой. В рамках этой единой системы моделируются и протекают такие педагогические процессы, как: обучение и воспитание, управление и самоуправление, формирование и развитие, сотрудничество и поддержка, и т.д.
Каждый из этих процессов реализуется через многочисленные педагогические ситуации- успеха, творчества, поиска, выбора, доверия, ответственности, оценки, самооценки, самореализации, и т.п
Значение педситуаций огромно. Собственно, через них и проявляется педагогический процесс. Эта его «клеточка» концентрирует в себе все его достоинства и недостатки, а значит,- и достоинства и недостатки всей педагогической системы. Отражая конкретные воспитательные отношения, педситуации реализуют их возможности.
Так, если на уроках рождается много конфликтных ситуаций между учащимися и педагогом, это значит, что и педагогический процесс (обучение, урок, и пр.), и педагогическая система, в которой он развивается (школа, коллектив, и пр.) либо порочны, либо неверно реализуются.
Проектирование ситуаций, особенно в широком смысле, входит в проектирование самого процесса и предполагает учёт конкретных людей, их возможностей и отношений, а также реальной обстановки в её мельчайших деталях.
В узком смысле (как фрагмент реальной педагогической действительности) педагогическую ситуацию рассматривают многие педагоги и психологи, как учёные, так и практики, поскольку её «стержнем» является взаимодействие учителя с учеником (группой, классом). В этом смысле каждая конкретная педагогическая ситуация в момент осознания её педагогом, становится для него педагогической задачей, которую нужно решать «здесь и сейчас».
Ситуации всегда конкретны. Они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии, классного часа, и т.п., и, как правило, разрешаются тут же.
Структура педситуаций внешне проста. В неё входят: два субъекта деятельности (педагог и учащийся), и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуации строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности, образованности, культуры, и пр.
Способ взаимодействия может охватывать любой компонент педпроцесса, и даже все компоненты, вместе взятые.
Например, учитель хочет снять напряжение в отношениях класса с одним из учащихся. Он проектирует ситуации, в которых этот ученик смог бы проявить себя как человек интересный, симпатичный, честный, и т.п., используя для этого методы поручения, доверия, поощрения… . Выбранный метод и становится способом взаимодействия.
Существуют различные классификации педагогических ситуация. Каждая из них по-своему полезна и интересна.
Например, в пособии Симонова В.М. разбираются ситуации нескольких типов.
Ситуации первого типа направлены на формирование эмоциональных состояний, когда в процессе общения и совместной деятельности разрешаются противоречия, возникает чувство свободы и пр.
Ситуации второго типа стимулируют овладение знаниями и умениями, опытом свободного выбора поведения и деятельности, стремлением к выполнению деятельности.
Ситуации третьего типа стимулируют проявление общения, творческого сотрудничества в коллективной деятельности.
Ситуации четвёртого типа являются идейно-побудительными, раскрывают мотивы поведения, формируют опыт социального общения.
В другой классификации педситуации определяются по уровню организации деятельности учащихся- низкого, среднего и высокого уровня организации.
Ситуации низкого уровня организации деятельности основываются на системе отношений учитель-ученик. Независимо от решения проблемы, именно учитель руководит работой учащихся, а выводы делает сам. Учащимся отводится роль исполнителей. Чаще всего подобные ситуации создаются на начальной стадии работы с учащимися.
Ситуации среднего уровня организации деятельности основываются на системе отношений учитель-ученик-ученики. В таких ситуациях формируется опыт социально-коммуникативных отношений в определённой деятельности. Ученик включается в систему отношений руководства-подчинения. По намеченному учителем плану работы ученик, взявший на себя роль руководителя, распределяет деятельность других учащихся, организует их деятельность и т.д. Цель такой ситуации- научить принимать деловые (познавательные, технические и пр.) решения в условиях коллективной ответственности и направленности на конечный результат: научить выдвигать и обсуждать в коллективе гипотезы, формулировать и отстаивать свою точку зрения, принимать точку зрения других.
Ситуации высокого уровня организации деятельности основываются на системе отношений ученик-ученики. В таких ситуациях организуется коллективный поиск проблем и их решений . Цель- обретение опыта коллективного взаимодействия в применении знаний, обмене информацией, ведении диалогов, установлении деловых отношений в коллективе.
В других источниках рассматриваются такие ситуации, как:
проблемные, политехнические, оценочные, организаторские, ситуации выбора, ситуации успеха, ситуации творчества, воспитательные ситуации различного содержания, личностно-развивающие ситуации…
СРС 1: Изучите главу о ситуациях их монографии Серикова В.В.
«Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем.-М.:1999, С.88-123.»- конспект.-к 6вопр.
Феномен педагогической ситуации состоит в том, что, будучи интегрированной по сути, она одна и даже набор ситуаций не может заменить ни форму, ни систему в педагогике. Нельзя из ситуаций создать форму, как нельзя из форм создать педагогическую систему. В этом заключается чрезвычайная сложность, неоднозначность любых педагогических явлений.
Моделирование педагогических ситуаций является частью педагогического проектирования (см.ранее) и представляет из себя предварительное мысленное создание (представление) предстоящего взаимодействия в основных, но существенных его деталях для достижения поставленной цели.
Алгоритм моделирования педситуаций для педагога состоит из следующих шагов (Симонов В.М.):
1. Определение целей своих действий и действий учащихся , т.е. определение того, чем должна закончиться педагогическая ситуация, какие последствия и новообразования вызвать.
2. Выбор содержания педагогической ситуаций и способов действия в ней.
3. Осуществление смоделированного взаимодействия и корректировка хода выполнения действий.
4. Анализ хода педагогической ситуации и достигнутых в ней результатов.
Для действий учащихся внутри ситуации Симонов В.М. предлагает такой алгоритм:
1. Изучение учащимися существа ситуации, определение цели своих действий.
2. Поиски уже имевших место аналогичных ситуаций, которые помогут выбрать способы действий.
3. Определение тактики своих действий; мысленный анализ возможных результатов.
4. Переход от теоретической (мысленной) модели к практическим действиям, их коррекция. Анализ результатов.