Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирования образовательных и педагогических ситуаций

Педагогические задачи

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике её объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

То есть педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов реализации её на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно.

Примеры педагогических задач.

Задача 1

Учитель на вопрос родителей, откуда он так хорошо осведомлен о взаимоотношениях, интересах, увлечениях в их семьях, недоумевал, почему родители не догадываются об источниках его информированности: «Вот передо мной стопка тетрадей с обычными – «программными» - работами. В упражнении №373 пятиклассникам предлагается написать сочинение по рисункам учебника «Как я помогал маме». На одной картинке мальчик достаёт из стенного шкафчика банку с вареньем. За этой процедурой с интересом наблюдает смешной тощий кот. На другой: мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия.

Сашино сочинение лежит сверху. «Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем, - пишет он, - я бы сказал, что банку разбила кошка. Когда говоришь – ничего не бывает. Просто мама отлупила бы кошку…»

А вот сочинение Славы: «Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за штанину. От неожиданности я выпустил банку. Я не стал говорить маме про кошку, она бы её выгнала. А куда бы Мурка делась?»

1. Проанализируйте отрывки из письменных работ пятиклассников. Какую информацию они дают о детях?

2. Не преувеличивает ли педагог, утверждая: «Классный руководитель, преподающий русский язык и литературу, владеет настоящим сокровищем. Сочинения учащихся для него неисчерпаемый источник информации, зеркало, отражающее процесс формирования личности ребёнка»?

3. Нужно ли знать эти работы учащихся классному руководителю, если он не словесник?

4. Как можно использовать школьные сочинения в работе родителями?

Задача 2

Как-то ученица 9 класса Люба на вопрос учителя: почему она плохо учится? – заявила, что у неё плохая память. Учитель, услышав такую мотивировку, сделал целое «психологическое отступление» на уроке. Он рассказал, что эксперименты учёных-психологов доказали: что у большинства людей, жалующихся на плохую память, она нормальная и даже хорошая. Учитель не ограничился этим. Он провёл беседу о памяти с использованием экспериментальных методик, который помогли учащимся разобраться в особенностях их памяти. Люба была поражена тем, что у неё развито абстрактное мышление и память хорошая. После беседы девушка с уважением стала относиться к себе. В выполнении домашних заданий стала руководствоваться методическими советами учителя. Постепенно она научилась работать не только с учебником и конспектами, но и с дополнительной литературой. Позже она с благодарностью заявила: «Я почувствовала себя полноценным человеком. Мне интересно стало учиться».

1. Какова роль учителя в оказании школьникам помощи при изучении своего «Я»?

2. Как стимулировать у воспитанника процесс самовоспитания?

3. Как самовоспитание влияет на развитие личности?

Задача 3

В классе состоялась контрольная работа по английскому языку. Это была первая контрольная в этом учебном году у новой учительницы. Переводы были сделаны в основном правильно, но в написании слов учащиеся допустили массу ошибок. Прежняя учительница за это оценки не снижала. А новый преподаватель снизил. Ученики усмотрели в этом проявление несправедливости. Некоторые тут же демонстративно порвали свои работы.

1. Как быть? Кто из педагогов не прав?

2. Как бы поступили вы в данном случае, чтобы избежать конфликтной ситуации в классе?

Задача 4

На методическом объединении учителей истории опытный педагог делится своими мыслями:

- Когда веду урок, всегда мысленно вижу отличника – как он воспринимает мой рассказ? Не скучно ли ему? И в то же время думаю о другом, слабом ученике – понимает ли он меня, всё ли усвоил?

Долгое время меня беспокоила Элла, тихая, замкнутая девочка, не умеющая свободно общаться с одноклассниками. Держалась особняком, отвечала неуверенно. Приглядевшись к ней, я увидела, что Элла обладает прекрасной памятью, любознательна и знания у неё не поверхностные. Но очень мешает робость. Как преодолеть её? Решила поручить ей подготовить доклад. Несколько вечеров над книгами сидели вместе. Элла прекрасно справилась с заданием, класс даже ахнул от изумления: Вот так тихоня! За докладом последовало новое задание, с которым девочка справилась уже самостоятельно. Медленно, но уверенно преодолевала она боязнь аудитории.

1. Реализация каких принципов в процессе обучения помогла учителю добиться успеха?

Задача 5

В 4 классе ухудшилась дисциплина. Резко упала успеваемость. Молодая классная руководительница призвала на помощь родителей. Отец Миши провёл беседу с ребятами: «Ребята, пора взяться за ум! Ведь у вас до сих пор нет даже стенгазеты. Пора критиковать друг друга в печати и добиваться действительности своих выступлений».

Ребята решили создать редколлегию, в состав которой включили Мишу. Вскоре вышел первый номер газеты «Ёжик». В нём была критическая заметка о некоем Серёже, который издаёт на уроках непонятные звуки, напоминающие лошадиное ржание. Автором этой заметки был Миша.

Он пришёл из школы с синяком под глазом.

- Ничего, - утешал отец. – Когда выступаешь в печати, могут быть разные неожиданности. Не обращай внимания на это. Будь смелым и принципиальным.

- Хорошо, - сказал Миша. Потом посмотрел на отца и сказал:

- Папа, а ты тоже ябеда?

- Что ты мелешь?

- А ребята говорят, что тот, кто пишет о своем товарище всякие гадости, тот ябеда. А ты ведь тоже пишешь заметки в газету.

1. Какие ошибки были допущены классным руководителем и отцом Миши в работе с детьми?

2. Какая задача нравственного воспитания выпала из поля зрения воспитателей?

Задача 6

В 9 класс вошла учительница биологии. Поздоровавшись, села за стол и открыла классный журнал. Вдруг скрипнула дверь, и через порог по-лягушачьи скакнул ученик.

Учительница опешила. Класс мгновенно замер. Что-то будет. Ребята завозились, предвкушая скандал. Но минута, вторая прошла, учительница подождала, пока озорник сел на место, и добавила спокойным голосом:

- Продолжим урок. Как я вам уже сказала…

Действительно, как позже оказалось, на этом «пустячке» не стоило заострять внимания. Весь сыр-бор разгорелся по вине девочек. Им взбрело в голову обвинить смирного парнишку в трусости. Тот сопротивлялся. Они потребовали доказательства, что он не трус, и придумали для него экзамен – войти в класс на четвереньках. И парнишка совершил то, в чем искренне раскаялся.

1. Проанализируйте ситуацию. Почему педагог из неё вышел победителем?

2. Знание каких психологических закономерностей процесса обучения обеспечивает успех урока?

Задача 7

«У меня была любимая учительница. Свой предмет – химию – она знала хорошо и постоянно стремилась сообщить нам что-то новое. Но всегда мы чувствовали, что её рассказ – лишь маленькая частица того, что она знает. К химии я относилась долгое время весьма равнодушно, но радость общения с учительницей, охватывающая всех нас перед её уроком, сделала то, что я и многие другие стали посещать химический кружок. У неё были любимые ученики, но это чувствовалось только в повышенной требовательности к ним. В 7 – 8 классах мы позволяли себе спорить с нею. Это были хорошие споры. Она выходила победительницей в любом случае: если последнее слово оставалось за ней, если оно оставалось за нами, так как она радовалась, если ученики заставляли её поднимать «руки вверх» - так она всегда говорила».

1. Проанализируйте рассказ ученицы о своей учительнице. В чём причина успеха преподавателя химии?

2. Какие методы использовались ею в процессе преподавания химии?

Задача 8

Саша, ученик 7 класса, - мальчик скромный, старательный, честный. Его избрали старостой класса. Но Саша по натуре своей не был вожаком, организатором. Как он ни старался, не шли у него дела, и это его сильно угнетало.

1. Каковы должны быть позиции учителя, его роль в регулировании внутриколлективных отношений в процессе воспитания?

Задача 9

Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две – три фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце учительницы. От его друзей она узнала, что мальчик очень самолюбив.

- И тогда я рискнула, - говорит учительница. – После очередного вызова к доске поставила в дневнике тройку, сказав, что сегодня он намного лучше знает стихотворение, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте.

- Вот тогда я впервые отступила от своего обычая: не объяснила ребятам, почему я так поступила, - продолжает учительница.

- Назавтра вызвала Мишу снова к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В дневнике и в журнале появилась пятёрка. Это была победа. Вскоре он стал успевать по литературе

1. В чём причина успеха?

2. Какую функцию в данной ситуации выполнила первая оценка, поставленная педагогом?

Задача 10

Когда мой внук, пятиклассник, получил двойку по пению, меня это озадачило. Ведь он параллельно со средней школой учится в музыкальной, поёт там в хоре.

Спрашиваю:

- Как же так?

- А я, дедушка, тетрадь по пению забыл.

Вторую двойку внук получил по физкультуре. И снова непонятно. Парень – спортсмен, участник многих школьных соревнований. Оказалось, забыл принести лыжи. А третья двойка – по поведению - меня просто ошеломила. В те давние времена, когда я учился, не только «неуд», но и «хорошо» было происшествием. Что же ужасного натворил внук?

- Да ничего особенного, - отвечает классный руководитель, - вертелся на уроке.

Единица по математике, размашисто выставленная «за грязь» в тетрадь, уже не удивила меня. Теперь, перелистывая дневник, в котором пестрят низкие отметки, недоумеваю, то ли мой внук действительно «съехал» в учёбе, то ли недисциплинирован и неряшлив.

1. Какие педагогические просчёты допущены учителями в оценивании знаний школьника?

2. Как влияет оценка на отношение ученика к учёбе?

Задача 11

Учитель истории заметил, что на уроке в 5 классе ученица Маша во время ответа другой ученицы разговаривала со своей подругой. Посадив отвечающего, учитель предложил ей продолжить ответ. Девочка правильно и полно изложила материал, причём при ответе не ограничилась материалом учебника. Но учитель поставил в журнал «3», мотивируя оценку тем, что «в следующий раз она не будет разговаривать на уроке».

1. Прав ли учитель?

2. Как следовало ему поступить?

Задача 12

«За последние полтора десятка лет, - делится опытом педагог, - я выставил из класса одного ученика и раз – самого себя. И в том, и в другом случае себя оправдываю. Ученика я выставил любимого. Он теперь аспирант, как встретимся, с этого начинаем…. И себя выставил за дело. Из урока в урок дежурные не готовили класс к уроку. То тряпки нет, то мела. Что ж, плохому учителю, который не может решить такой вопрос, не место на уроке. Я так и сказал своим семиклассникам и пошел в учительскую. Откуда всё взялось. Через три минуты явилась делегация. С тех пор мы не разлучаемся на уроках - оснований нет».

1. Проанализируйте ситуацию. Верно ли поступил учитель?

2. Насколько эффективны такие методы воспитания сознательной дисциплины школьников и при соблюдении каких условий?

3. И как часто можно прибегать к подобным приёмам?

Задача 13

Молодую учительницу назначили классным руководителем в 9 А класс. Это не самый лёгкий класс, так как сформирован только минувшей осенью. Среди ребят чувствовалась разобщенность. Словом, класс не был коллективом. Классный руководитель сумела заинтересовать ребят, приобщила их к делам класса и школы. Этому помогла осенняя экскурсия. Поездка помогла ей изучить характер каждого, выявить интересы и возможности ребят. Все мероприятия, проводимые в классе, способствовали созданию здоровых межличностных отношений и удовлетворяли потребность старшеклассников в общении. Вот так одна из учениц в сочинении писала: «Я иду в свой класс не просто учиться. Здесь мои товарищи, друзья, которые всегда помогут, разделят радость. Раньше у меня были друзья во дворе. Мы вместе гуляли по вечерам, говорили о тряпках. Сейчас мне жутко от того, какой бедной жизнью я жила. А вытащил меня из этой жизни мой класс. Я научилась ценить прекрасное, любить людей, верить в их доброту, приучилась отвечать за свои поступки. Я всегда тревожусь: а не подведу ли я свой класс, не пострадает ли он из-за меня?»

1. Проанализируйте деятельность молодого учителя. Что помогло добиться положительных результатов в работе с непростым классом?

Задача 14

Классный руководитель спешит организовать в новом для неё классе интересные дела: сентябрьские походы, практикумы – конкурсы «Самый вежливый в классе», КВН, «Будьте любезны», устный журнал «Расскажи мне обо мне». Поручения распределяет коллектив, учитывая интересы товарищей. Главный принцип работы классного руководителя – опора на положительное и индивидуальный подход к каждому. Благодаря походам и практическим делам педагог узнаёт своих воспитанников и вместе с классом ищет каждому индивидуальное задание. Так, в походе классный руководитель узнала причину неприязни товарищей к Людмиле, которая говорила:

- Не трогайте, это мои грибы, я их нашла!

А потом в анкете подруги Люды нашла запись: «Люда – хозяйка, бережливая и очень заботливая». И классный руководитель использует эту положительную черту. По её предложению Люду избрали старостой. Решили: пусть позаботится обо всех. И лучшего старосты у них не было. И так каждому – дело по душе и по способностям.

1. Проанализируйте работу педагога. Выявите, каковы причины результативности процесса воспитания в классном коллективе.

2. Какие условия обеспечивают положительное влияние коллектива на личность каждого ученика?

Задача 15

В 7 класс пришел новый ученик. Несколько дней всё шло хорошо. Но вот к новичку подошел Толя и попросил у него тетрадь по алгебре, чтобы списать домашнее задание. Стасик, пожав плечами, сказал, что в его школе, где он раньше учился, таких ребят, которые любят жить за чужой счёт, просто не уважали. Толя удивился, а после уроков собрал вокруг себя ребят, которые, слушая его, неодобрительно поглядывали в сторону Стасика.

На уроке математики учитель спросил Стасика. Он ответил хорошо.

- Вот как надо отвечать, - заметил учитель, выставляя в дневник Стасика пятёрку.

На перемене к Стасику подошли двое ребят, сели верхом на парту и спросили:

- В люди хочешь выйти? Стараешься?..

Стасик опешил. Потом возмущенно спросил:

- А разве это плохо?

- А мы выскочек не любим! – последовал ответ, и ребята вышли из класса. После уроков Стасика избили.

1. Какие меры следует предпринять классному руководителю при планировании воспитательной работы в этом классе?

2. Возможно ли было педагогу предупредить возникновение такого случая в классе?

Задача 16

Как-то я оказалась свидетельницей разговора учителя с отцом девятиклассника. Педагог молодой, только второй год ведёт классное руководство. Отцу за сорок. Высшее образование, прочное общественное положение. Мать – врач. Сын – единственный. Классный руководитель искал ответ на вопрос: почему способный мальчик учится на тройки?

- Балуем мы его с матерью, - улыбаясь, признаётся отец. – Один он у нас. Ну и не насилуем. Да и то сказать: пять-шесть часов в школе, да еще дома сиди. Так и здоровье подорвать можно. А когда же развлечься? Стадион, лыжи, кино. А теперь вот ему хочется и с девочками погулять, потанцевать. Чем же вспомнить юность? А там институт.

- Простите, - перебил учитель, - вряд ли ваш сын поступит в институт. Требования теперь повышены. Если, конечно, он не изменит своего отношения к учёбе.

- Поступит, - уверенно протянул отец.- Если сразу после школы не попадёт в институт, то после армии. Нам с женой ещё далеко до пенсии. Зарабатываем мы достаточно, чтобы поставить на ноги единственного сына.

1. В чём сложность педагогической позиции учителя?

2. Какую работу ему предстоит проводить не только с юношей, но и с его родителями, чтобы не допустить перекосов в формировании его личности?

3. Что бы вы предприняли на месте молодого педагога?

Задача 17

В учительской возник спор. Одни утверждали, что любое внеклассное мероприятие должно быть тщательно продумано, отрепетировано и только после этого проведено. Одна учительница возразила:

- А если мы диспут готовим? Он ведь должен быть диспутом, а не заранее подготовленным и разыгранным спектаклем. Не следует с учителя спрашивать его сценария. Педагог должен лишь чётко знать, к чему он должен привести ребят в ходе диспута, и не только не сторониться каверзных вопросов, но считать их вполне естественными. Ведь ребята идут на диспут, чтобы разобраться в путанице неотстоявшихся чувств, которые не столько являются их убеждениями, сколько им кажутся.

Чья точка зрения, на ваш взгляд, более объективна?

Следует ли заранее готовить диспут, собрание по сценарию?

Задача 18

«Ура – а – а – а!»

- Что случилось, ребята? Почему вы так радуетесь?

- Классный час отменили!

- И вам не жалко?

- Чего тут жалеть? Придёт наша «классная» и начнёт: «Почему полы вчера плохо вымыли? Сколько двоек получить успели? Кто это так орал на прошлой перемене?» Надоело.

1. Вскройте причины отрицательной оценки классных часов учащимися. В чём секреты успеха классного часа?

2. Классный час – это воспитание словом. Каким должно быть слово учителя на классном часе?

3. Каковы же основные требования к организации внеклассной работы?

4. Какова роль учащихся в подготовке классного часа?

Задача 19

- Кому я тут понадобился? – высокий мужчина обвёл взглядом присутствующих в учительской.

- Вы, Андрей Иванович? – навстречу ему поднялась пожилая женщина. – Здравствуйте. Я классный руководитель Вашего Славы. Пригласила Вас, чтобы посоветоваться, как помочь Славе ликвидировать двойки по математике.

- Извините. Вы – учитель. Я Вам отдал своего сына. Вы его и учите. Математика – это Ваша работа. Я со своей работой справляюсь и никого на подмогу не зову.

- Охотно верю. Однако воспитание Вашего сына не только наше дело, но и Ваше. Школа не всегда может…

- А я могу? Вы работаете по три – четыре часа в день. А я восемь. Да ещё у Вас отпуск 48 рабочих дней. Так что моё дело кормить, а Ваше воспитывать…

1. Какова же роль современной семьи в воспитании подрастающего поколения?

2. Каковы задачи родителей в воспитании детей?

3. Как бы вы ответили занятому отцу?

Задача 20

На доске учитель обнаружил «шпаргалку», облегчающую решение тех математических задач, что были предложены классу на контрольной. Что учитель скажет классу:

- Все оценки за эту контрольную будут снижены на один балл.

- Или вы называете мне имя ловкача, или все получат двойки. - Сегодня после уроков повторим с вами контрольную работу с новыми задачами.

Ваш вариант.

Вопросы к зачету

1. Профессиональная компетентность педагога и методы его исследования.

2. Понятие «педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество».

3. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.

4. Педагогическая задача и ее решение образовательном пространстве школы.

5. Развитие личности учителя в системе педагогического образования.

6. Раскройте значение понятия «ценность». Определить ценность психолого-педагогической деятельности.

7. Раскройте влияние позитивного личностного смысла и негативного личностного смысла на реализацию педагогической деятельности.

8. Раскройте содержание проектной деятельности педагога.

9. Раскройте содержание исследовательской деятельности педагога.

10. Обозначьте основные компоненты профессионализма педагога.

11. Раскройте содержание профессионального творчества педагога.

12. Обозначьте проявления профессионализма педагога.

13. Охарактеризуйте диагностические задачи в профессиональной деятельности педагога.

14. Раскройте сущность педагогического общения.

15. Раскройте особенности применения диагностических методик на разных возрастных этапах.

16. Охарактеризуйте основные формы активного психолого-педагогического взаимодействия.

17. Охарактеризуйте этапы психолого-педагогического исследования.

18. Подходы к определению воспитания в традиционной и личностно- ориентированной педагогике.

19. Характеристика методов обучения и анализ их применения в школе.

20. Проблема содержания воспитания: подходы к отбору и реализация в современной школе.

21. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

22. Технология педагогического взаимодействия.

23. Система методов воспитания, их обусловленность целями и задачами воспитания.

24. Коллектив как объект и субъект исследования. Методы исследования классного коллектива.

25. Изучение культуры межнационального общения как содержательный компонент воспитательной деятельности в школе.

26.Педагогическая диагностика воспитанности школьников в деятельности учителя.

27.Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования.

28.Анализ и самоанализ урока. Многообразие и характеристика видов анализа урока.

29.Характеристика групповых, индивидуальных и коллективных форм организации познавательной деятельности учащихся.

30. Характеристика методов организации деятельности и поведения учащихся в школе.

31. Правила и рекомендации по овладению умением слушать (конспект-таблица).

32. Приемы профессионального слушания: а) нерефлексивного, б) рефлексивного.

Наши рекомендации