Чтение художественных произведений
Предполагает ряд требований:
· Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
· Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.
· Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа).
· После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.
· В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов — этических оценок поступков героев;
3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов (А.И.Сорокина):
- требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?);
- побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?).
Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера — М.Н.Скаткина:
- объяснительно-иллюстративный метод,
- репродуктивный метод,
- метод проблемного изложения,
- частично-поисковый, или эвристический, метод,
- исследовательский метод.
По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
19. Организационные формы обучения. Понятие о формах организации обучения. (НОД, образовательная ситуация, беседа, экскурсия, культурные практики и т.д.) Совместная образовательная деятельность педагога и ребенка.
А) ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НОД, СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.
В связи с внедрением ФГТ (Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 г.) предполагается изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, 䜄 䀄㔄㜄㔄㐄 䌄䀄㠄㌄Ⰰ㔄адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и в НОД), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Формулировка "занятие" по ФГТ относится только к организации различных видов деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и специалистам, таким как учитель – логопед, учитель- дефектолог.
Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
Вид деятельности | Формы работы |
Двигательная | Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования |
Игровая | Сюжетные игры Игры с правилами |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов |
Коммуникативная | Беседа ситуативный разговор Речевая ситуация Составление отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами |
Трудовая | Совместные действия Дежурство Поручение Реализация проекта |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение Экскурсии Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами |
Музыкально-художественная | Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры |
Чтение художественной литературы | Чтение Обсуждение Разучивание |
Таким образом, в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вся работа по организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду проходит в рамках 4 блоков видов деятельности:
-Непосредственно образовательная деятельность.
- Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах.