Понятийно-категорийный аппарат логопедии
Норма речи – общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.
Нарушение речи – отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
§ не соответствуют возрасту говорящего
§ не являются диалектизмами, безграмотностью и выражением незнания языка
§ связаны с отклонениями в функционировании психофизических механизмов речи
§ носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются
§ требуют определенного логопедического воздействия
§ часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое состояние ребенка и его развитие
Синонимы “нарушения речи” :
§ “расстройства речи”
§ “дефекты речи”
§ “недостатки речи”
§ “речевая патология”
§ “речевое отклонение”
Различают :
Недоразвитие речи |
Нарушение речи |
Недоразвитие речи – качественно более низкий уровень сформированности той или иной функции или речевой системы в целом.
Нарушения речи – расстройства, отклонения от N в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.
Речь имеет свои составные компоненты:
Произношение |
Грамматика |
РЕЧЬ |
Лексика |
Общее недоразвитие речи – такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи:
§ фонетико-фонематической стороны
§ лексического состава
§ грамматического строя
Нарушение речевого развития – искажается процесс речевого онтогенеза.
Задержка речевого развития– замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту.
Симптом нарушения речи– признак, проявление какого-либо нарушения речевой деятельности.
Симптоматика нарушения речи – совокупность признаков нарушения речевой деятельности.
Механизм нарушения речи– характер отклонений в функционировании процессов и операций, обуславливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Патогенез нарушения речи– это патологический механизм, обуславливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Структура речевого дефекта– совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связи:
Первичный дефект |
Вторичный дефект |
Логопедическое воздействие– педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевыми нарушениями.
Коррекция нарушений речи– это процесс исправления или ослабления симптоматики нарушений речи. Синонимы: «Устранение», «Преодоление речевых нарушений».
Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Обучение– это двухсторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью.
Воспитание– это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или ее отдельных качеств.
Перевоспитание– коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.
Восстановительное обучение – при локальных поражениях головного мозга в логопедической работе – обучение, направленное на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций.
Логопедическое воздействие может быть направлено на:
§ устранение нарушений речи (дислексия)
§ исправление (дислалия)
§ преодоление отрицательных симптомов (заикание)