Понятийно –терминологический аппарат

Морф, алломорф, морфема, корень, свободные корни, связанные корни, деривация, дериват, дериватология, деривационные аффиксы, формообразующие аффиксы, префиксы, суффиксы, флексии, формообразование, нефлексийное (несинтаксические формы), постфиксы, аффиксы материально выраженные, нулевые аффиксы, морфемика, морфемный анализ, морфонология, способы словообразования, словообразовательный анализ, производящая (мотивирующая) база, дериватор, словообразовательная модель, диахронический аспект словообразования и морфемики: процессы опрущения, переразложения и усложнения основ, словообразовательная пара, словообразовательная цепь, ловообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательная система.

Вводные замечания

Словарный состав каждого языка находится в состоянии непрерывного изменения. Одни слова, отслужив свой век, выходят из употребления, другие, возникая в языке, пополняют его словарное богатство.

Пополнение (обновление) словаря происходит двумя основными путями: путем образования новых слов и путем заимствования слов из других языков. Решающая роль в обогащении словарного состава принадлежит образованию новых слов за счет использования внутренних ресурсов, которыми располагает каждый язык.

Законы образования, функционирования, строения и классификации производных слов изучает дисциплина, именуемая по традиции словообразованием.

Термин не совсем удачен по причине своей неоднозначности: с одной стороны, им обозначается сам процесс образования слов в языке (словарный состав постоянно пополняется), с другой стороны, как уже было сказано, им называется научная дисциплина, раздел языкознания, изучающий весь комплекс вопросов, связанный с законами образования слов, или иначе – учение о словообразовании.

В целях преодоления двусмысленности термина «словообразование» многие исследователи все чаще используют возможности иноязычного терминологического фонда, в первую очередь возможности греко-латинской исходной базы. Представим процедуру поиска и создания исходного понятийно-терминологического аппарата по интересующему нас вопросу как бы от своего имени. Тогда ход рассуждения примет такой вид.

Процесс образования слов в языке обозначим термином «деривация». Тогда производные слова любой структуры, созданные в результате процессов деривации, естественно обозначить термином «дериваты» (ед. ч. –«дериват»).

Учение (наука) о процессах деривации и дериватах как результатов этих процессов получит наименование «дериватология», благодаря чему оно встанет в один ряд с такими терминами, как «фонология», «морфология», «морфонология», «лексикология», «фразеология» и др.

Специалиста в области словообразования при таком раскладе терминов естественно называть дериватологом.

Словообразовательное значение можно именовать деривационнным, а в случае необходимости обозначить структурно-функциональную единицу словообразовательного уровня языка, назвав ее однословным термином «дериватема». Соответственно можно было бы говорить о суффиксемах, префиксемах, конфиксемах и т.п.

Там, где это будет целесообразно в ходе последующего изложения материала, мы будем пользоваться как традиционными, так и обозначенными выше терминологическими наименованиями.

§ 40. Понятие морфа и морфемы. Типология морфем

Слово как основная единица языка может состоять из более мелких значимых единиц, называемых морфемами. Этот термин был введен в лингвистический обиход еще в 19 столетии И.А. Бодуэном де Куртенэ для обобщения таких понятий, как корень и аффикс. В конце 30-х – начале 40-х годов 20 века понятие морфемы было «расщеплено» в работах американских ученых на два соотносительных понятия – морфа и морфемы. Академическая грамматика русского языка 1970 года закрепила эти понятия в русистике. В настоящее время разграничение этих терминов получило всеобщее признание.

Ученые исходят из того, что конкретные словоформы, т.е. грамматические формы слов, в речи представлены не морфемами, а морфами – наименьшими формальными частями слова, наделенными значением. Иными словами, морфы являются предельными знаковыми (двусторонними) единицами. Например, словосочетание «хорошей погоды» как часть речевого отрезка «Давно не было хорошей погоды» состоит из корневых морфов хорош=, погод= и флексийных морфов =ей и соответственно.

Морфы, наделенные одним и тем же значением, в соответствии с определенной процедурой анализа объединяются в морфемы – абстрактные, обобщенные (инвариантные) единицы определенных уровней. Таким образом, морфы – это конкретные представители морфем, их разновидности, варианты.

Поскольку в функциональном плане морфемы подразделяются на ряд групп и, следовательно, на их изучение претендует несколько смежных дисциплин, необходимо познакомиться с типологией морфем.

Типология морфем

МОРФЕМЫ

КОРНИ (носители лексического значения) Главная значимая часть слова АФФИКСЫ (все служебные морфемы)
Свободные (употребляются вне сочетания с аффиксами) Связанные (употребляются в сочетании с аффиксами) Деривационные (словообразовательные) Новые слова Формообразующие (несловообразующие) Формы слова
       
АФФИКСЫ (все служебные морфемы)
Деривационные (словообразовательные) Для образования новых слов Формообразующие (несловообразующие) Для образования формы слова
префиксы постфиксы Флексийные (реляционные, синтаксические) окончания одного и того же слова Нефлексийные Образование несинтаксических форм (приставки, суффиксы причастий и деепричастий)
  суффиксы постфиксы Материально выраженные Нулевые Префиксы Суффиксы
             

Краткий комментарий. Итак, морфемы подразделяются на корневые и аффиксальные.

Корень – это носитель вещественного, лексического значения; является главным элементом слова, его смысловым центром. Школьные учебники правильно определяют корень с ориентацией на его смысловую сторону. Корень для них – главная значимаячасть слова.

Со структурной точки зрения корни подразделяются на свободныеи связанные.

Свободныминазываются корни, способные употребляться вне сочетания со служебными аффиксальными морфемами – суффиксами, приставками, например, стран=а, твоj =а, стол=Ш, пять, ничком, кино и т.п.

Связанными называются корни, употребляющиеся только в сочетании со служебными аффиксальными морфемами – приставками, суффиксами, например: при=вык=ну=ть, от=вык=ну=ть, с=верг=ну=ть, об=у=ть, раз=у=ть, ул=иц=а, пере=ул=ок=Ш и т.д.

Свободные корни в любом языке численно всегда превышают связанные.

Аффикс – это общее название служебных морфем, кроме корня. К аффиксам принадлежат: префиксы (приставки), суффиксы, постфиксы, флексии (окончания).

Аффиксы подразделяются на деривационные (словообразовательные) и формообразующие (несловообразовательные). С помощью деривационных аффиксов образуются производные, новые слова: чита=ть чита=тель=Ш, учи=ть учи=тель=Ш учитель=ств=о.

Формообразующие аффиксы служат для образования форм слов. Они подразделяются на две группы: флексийные и нефлексийные. С помощью флексийных аффиксов (окончаний) образуются грамматические формы одного и того же слова. Вспомним школьные столбики склонений имен и спряжений глаголов:

стран=а пиш=у

стран=ы пиш=ешь

стран=е пиш=ет

и т.д. и т.д.

Флексийные аффиксы, называемые иначе реляционными(от лат. Relatio – отношение), словоизменительными, служат для образования синтаксическихформ: с их помощью осуществляется связь слов в предложении:

Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru

Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru Высок=ое дерев=о росл=о на берег=у рек=и.

 
  Понятийно –терминологический аппарат - student2.ru

Нефлексийные аффиксы формообразующей разновидности служат для образования несинтаксическихформ. К ним относятся отдельные разряды формообразующих приставок (ср. : делать с=делать), суффиксов причастий (писать писа=вш=ий), деепричастий (написать написа=в, читают читаj=а), видовых глагольных пар (реш=и=ть : реш=а=ть) и некоторые другие.

Некоторые исследователи (и мы им следуем в данном случае) рассматривают суффикс как одну из разновидностей постфиксов (от лат. post – после), т.е. морфем, следующих за корнем (после корня). Второй разновидностью постфиксов являются собственно постфиксы, т.е. служебные морфемы, располагающиеся в слове после окончаний. В русском языке к собственно постфиксам относятся называвшиеся ранее частицами морфы =ся (сь), =то, =либо, =нибудь: смеj=у=сь, смеj=ут=ся, кто=то, что=либо, кто=нибудь.

Морфемы бывают материально выраженнымии нулевыми(материально невыраженными). На примере окончаний учащиеся школ фактически знакомятся с этими понятиями. Например, склонение отдельных разрядов существительных (ср.: дом=Ш, дом=а, дом=у, дом=Ш, дом=ом, о дом=е), где представлены как материально выраженные, так и нулевые морфемы-окончания.

В функции нулевых морфем, кроме окончаний, могут выступать отдельные разряды суффиксов. Примеры:

перелива=ниj=э и син=ев=а и

перелив=Ш=Ш, синь=Ш=Ш

со словообразовательной точки зрения означают одно и то же для каждой из двух групп слов: переливание и перелив обозначают отвлеченное действие по глаголу переливать, а синева и синь имеют значение абстрактного (отвлеченного) признака, выраженного способом суффиксации по связи с прилагательным синий.

Наши рекомендации