Сущность понятия, история возникновения и развития
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:
БЕСПАЛЬКО В. П.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Педагогическая технология ‒ совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.
Педагогическая технология ‒ относительно новое понятие педагогической науки. В 60‒70-х годах ХХ века оно ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения (ТСО). В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл: оно характеризует образовательные процессы, реализуемые в педагогических системах различного уровня, активно используется при описании педагогических систем.
В любой педагогической системе педагогическая технология ‒ понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. Если дидактическая задача выражает цели обучения и воспитания, то педагогическая технология ‒ пути и средства их достижения. При этом в структуре дидактической задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие преобразованию, выступают как цели обучения и воспитания в конкретных условиях.
Содержательное описание элементов педагогической системы дает представление и о педагогической технологии.
Педагогическую технологию составляют:
– предписания способов деятельности(дидактические процессы),
– условия, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения),
– средства осуществления этой деятельности.
С дидактической точки зрения проектирование педагогической технологии ‒ это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам. В основе таких описаний лежат теоретические представления о педагогических явлениях, опирающиеся на достоверные исследовательские данные.
В педагогической технологии наиболее сложен вопрос о диагностическом описании объекта (дидактической системы, качеств личности и др.). Это описание должно удовлетворять ряду условий:
– однозначной определенности, обеспечивающей четкую дифференциацию конкретного качества от других;
– наличию соответствующего инструментария для выявления диагностируемого качества в процессе учебного контроля;
– возможности определения различных уровней сформированное и качества по достоверной шкале измерений.
Технология обучения представляет собой вариативную составляющую педагогической технологии: выбор определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений в области педагогических технологий. В технологии обучения используются понятия: алгоритм функционирования и алгоритм управления.
Алгоритм функционирования (свод правил осуществления познавательной деятельности учащихся) опирается на психологическую теорию усвоения знаний, от совершенства которой зависит скорость и другие показатели качества обучения.
Алгоритм управления ‒ система правил изучения, контроля и коррекции познавательной деятельности учащегося. Для реализации каждой из возможных целей обучения следует применять определенный алгоритм управления познавательной деятельностью учащегося, что позволяет не только оценивать успешность процессов обучения, но и заранее проектировать процессы с заданной результативностью[64].