Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического воспитания младших школьников с задержкой психического развития во внеклассной работе
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как средству формирования нравственного и умственного воспитания, то есть как к условию формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – младшем школьном возрасте.
Актуальность выбранной темы нет, это цель работы, а не актуальность определяет необходимость разработки комплекса занятий???, направленного на воспитание, «уточнение» чувств развитие способности различать оттенки цвета и звука????. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников с задержкой психического развития во внеклассной работе».
Начальные школы решают различные проблемы, связанные с эстетическим воспитанием детей: развитие способности понимать и чувствовать красоту в искусстве и в жизни, эмоционально реагировать на него, оценить прекрасное, стремиться, насколько это возможно, дополнять красоту мира.
Для младшего школьного возраста характерны активная познавательная и эстетическая деятельность ребенка, так же развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, становление самопознания, освоение различных социальных ролей и человеческих ценностей. Однако, у детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.
Можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках искусства.
Создание запаса эстетических знаний, обогащение художественного опыта - важнейшая задача эстетического воспитания и решение наиболее успешно в непосредственном контакте ребенка с эстетическими явлениями в природе и жизни.
Первичное обобщение опыта эстетического воспитания в педагогике можно найти в трудах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.
В настоящее время, в России число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, поэтому за последние десятилетия изучение проблемы задержки психического развития (ЗПР) приобретает все более широкие масштабы (Н.В.Бабкина, Л.Б.Баряева, Н.Л.Белопольская, Н.Ю.Борякова, Т.А.Власова)
Существует противоречие: между существующими особенностями эстетического воспитания младших школьников с задержкой психического развития и недостаточным их учетом в существующих современных приемах его развития. Выявленные противоречия определили проблему исследования: влияние внеклассных мероприятий на эстетическое воспитание младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: внеклассная работа как средство эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.
Цель исследования:теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние внеклассных мероприятий на эстетическое воспитание младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза – мы предполагаем, что использование внеклассных мероприятий будет являться эффективным средством эстетического воспитания младших школьников с ЗПР при соблюдении следующих условий:
· при взаимодействии когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента;
· при создании эстетической развивающей среды;
· при вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.
2. Определить уровень эстетического воспитания младших школьников с ЗПР на основе диагностических методик.
3. Разработать и апробировать программу внеклассных мероприятий, направленных на формирование эстетическое воспитание.
4. Выявить эффективность влияния….
5. Проанализировать полученные эмпирическим путем данные.
Методологической основой исследования являлись личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, Т.И.Шамова). еще.
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных); эмпирические: диагностические методики, направленные на выявление уровня воспитанности подумайте, на что направлены методики.
«Недописанный тезис» (М.И.Щуркова)
«Опросник» Эстетичекая воспитанность (М.И.Щуркова)
База исследования: БОУ «СОШ № 90 им. Д.М. Карбышева», «4В» класс количество учащихся 13 человек
Структура и объем работы:выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 79 страницах (теоретической и практической части 48 страниц, приложения 23 страницы), содержит 2 таблицы и 6 рисунков. Список литературы включает 33 наименования.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического воспитания младших школьников с задержкой психического развития во внеклассной работе