Изучение межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития

студентки 2 курса

Группы СП2П

Баязитовой Маргариты Радиковны

Научный руководитель:

Доцент кафедры

Специальной и клинической психологии

Работа допущена к защите Дата защиты «__»________2017 г.

«__»_________________2017 г.

Зав. кафедрой_______________ Оценка «_________»

Г. Ставрополь, 2017

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..3

Глава01.0Теоретические0основы0исследования0межличностных0отношений0младших школьников с0задержкой психического развития …..6

1.1. Проблема межличностных отношений в психологии ………6

1.2.0Развитие межличностных отношений в младшем школьном возрасте ………………………………………………………………………..11

1.3.0Особенности0межличностных0отношений0у0младших0школьников0с задержкой психического развития ………………………………...16

Глава 2. Организация эмпирического изучения межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития……...21

2.1.0Организация,0методы0и0методики0исследования0межличностных отношений0младших0школьников0с0задержкой0психического0развития…………………………………………………………………………...21

2.2.0Методические0рекомендации0по0коррекции0межличностных отношений0младших0школьников0с0задержкой0психического0развития…………………………………………………………………………...26

Заключение ………………………………………………………….31

Список литературы ………………………………………………....33

Приложения ………………………………………………………....35

Введение

На0сегодняшний0день,0дети0с0задержкой0психического0развития0 составляют0наиболее0многочисленную0категорию0детей0с0особыми0 потребностями развития.0Анализ исследований, посвященных изучению детей младшего школьного возраста с ЗПР, свидетельствует о том, что проблема межличностных отношений данной категории детей разработана недостаточно и становится все более актуальной с переходом на инклюзивное образование. Специфические особенности социализации детей, у которых есть нарушения в развитии, представлены в трудах Л.С. Выготского, по мнению которого, важнейшим фактором развития ребёнка, как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе, считается общение. Выделяя в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях взаимоотношений этих детей с окружающими. По мысли ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для появления препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что считается неблагоприятным фактором, прежде всего, для личностного развития.
Проблема0межличностных0отношений0относится0к0одной0из основополагающих в жизни личности. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия,0общения0со0взрослыми0и0сверстниками. Коммуникативная0готовность,0сформированность0внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения со взрослым - ведущий фактор успешности ребёнка в учебной деятельности. Дети младшего школьного возраста с ЗПР значительно отстают от сверстников в развитии форм и способов коммуникации (Е.Е. Дмитриева, О.В. Защиринская, Е.А. Медведева, Р.Д. Тригер и др.). В силу специфики своего развития они более зависимы от микросоциальных условий, в которых оказываются и в которых происходит их формирование. Поэтому они требуют большего психолого-педагогического внимания, чем дети, полноценно развивающиеся в плане формирования их самостоятельности, активного отношения к себе и окружающему миру.

Отдельные аспекты, рассматриваемой нами проблемы уже достаточно исследованы.0Однако0на0сегодняшний0день0всё0ещё0недостаточно исследована проблема межличностных отношений младших школьников с ЗПР. Это определяется актуальностью нашего исследования и позволяет сформулировать его проблему следующим образом: каковы особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Цель исследования:выявить особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Объект0исследования:0межличностные0отношения0младших школьников.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Гипотезой исследованияпослужило предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития межличностные0отношения0имеют0следующие0особенности:0из-за недостаточного0развития0эмоционально-волевой0сферы,0отсутствует выраженный интерес к одноклассникам и поэтому проявляется задержка коммуникативной деятельности у младших школьников с ЗПР.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР;

2.0На0основе0теоретического0анализа0выявить0особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР;

3.0Рассмотреть0организацию,0методы0и0методики0исследования межличностных отношений младших школьников с ЗПР;

4. Разработать методические рекомендации (по развитию, коррекции или профилактике).

Методы исследования:основным методом нашего исследования является теоретический анализ научной методической литературы.

Теоретическая основа:достижения современной психологии в области изучения единства возрастных закономерностей при нормальном и аномальном психическом развитии ребёнка (В.Н Мясищев, Н.Н. Обозов, М.И. Лисина, А.Л. Лазурский, Петровский А.В., Р.С. Немов, Рубинштейн С.А., К.А. Альбуханова-Славская,0Коломинский Я.Л.,0Д.0Картрайт,0Л. Фестингер, Л. Лотт, Э. Гофман, А. Фортунатов, С. Шацкий, Г.А. Цукерман, В.В.Рубцов, Е.Е.Кравцова, К.Н. Поливанова, О.А. Карабанова, Брумер Дж. С., Зыкова В.И., Д.Б. Эльконин, Рубинштейн С.Л., А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский); данные о своеобразном психическом развитии ребенка с задержкой психического развития (Э. Ральд, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Матюхина М.В., Реан А.).

Этапы исследования:

1.0Первый этап – Подготовительный. Подбор, изучение и анализ научно-теоретической литературы по проблеме межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

2.0Второй0этап0–0Основной.0Разработка0критериев0оценки межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Подбор методов и методик диагностики по проблеме исследования.

3.0Третий0этап0–0Заключительный.0Разработка0методических рекомендаций по формированию коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР. Подведение итогов, формулирование основных выводов по работе, оформление курсовой работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были рассмотрены и обобщены теоретические аспекты проблемы изучения межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Практическая значимостьисследованиязаключается в возможности использования0подобранных0автором0методов0и0методик психодиагностического исследования межличностных отношений младших школьников с ЗПР, а также разработанных методических рекомендаций по развитию межличностных отношений младших школьников с ЗПР педагогами и психологами, работающими с детьми с ЗПР.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

Наши рекомендации