Тема 4. Диагностика воспитательного потенциала семьи
1. Составить социально-педагогическую характеристику любой семьи (смотри ниже).
2. Дать определение семейного воспитания.
3. Оценить положительные и негативные стороны каждого стиля семейного воспитания.
4. Сформулировать основную задачу воспитания в контексте социализации.
5. Проведите и проанализируйте кинетический рисунок семьи.
Основная литература
Мудрик А.В. Социальная педагогика [Учеб. для пед. вузов] / А.В. Мудрик. - М. : Академия, 2005. – 184 с.
Руденский Е.В. Экспериментально-психологические основы социально-педагогической виктимологии [Текст] / Е. В. Руденский. – Новосибирск: НГПУ, 2000. – 143 с.
Дополнительная литература
Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. – М.: МИОО, 2005. – 175 с.
Кулагина И. Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности: учебное пособие для ст-ов и препод. / И. Ю. Кулагига. – М. : Сфера, 1999. – 189 с.
Прихожан А.М. Психология сиротства [учебное пособие для вузов] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - СПб, Питер, 2005. – 400 с.
Ящук А.В. Детская беспризорность: теория и практика ее преодоления и предупреждения / А.В. Ящук. – Томск: Центр учеб.-метод. лит. ТГПУ, 2004. – 191 с.
Знание семьи учащегося одно из условий его успешного воспитания и социализации в обществе. При организации работы с семьей, следует учитывать её структуру, культурный уровень, нравственный облик, отношение родителей к детям. Поэтому важно составить психолого-педагогическую характеристику семьи, так как помощь семье и воздействие на неё будут зависеть от её особенностей. При изучении семьи для социального педагога важны как индивидуальные особенности её членов, так и структурные характеристики семьи в целом:
‑ наличие брачных партнеров;
‑ жилищно-бытовые условия;
‑ стадия жизненного цикла семьи (зрелая, пожилая, молодая);
‑ порядок заключения брака;
‑ количество поколений в семье;
‑ количество детей и т.д.
Необходимо учитывать такие характеристики, как: культура родителей, нравственная направленность семьи, педагогическая подготовленность её членов к взаимодействию, организованность и коммуникативность.
Особое значение для личности учащегося имеет нравственная направленность семьи, которую оценивают с точки зрения принятых в семье общечеловеческих ценностей: интересов, идеалов, взглядов, убеждений. Значительную роль в нравственной направленности семьи играет личность её авторитетных членов и, в первую очередь, родителей. Ценности, которые приняты семьей, проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в наличии у них чувства ответственности за воспитание детей, гражданского долга перед обществом.
Важными в работе с семьей являются сведения о педагогической культуре родителей, что предполагает:
‑ знание и учет возрастных особенностей собственных детей;
‑ умение выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты;
‑ осуществление единых требований к детям;
‑ педагогическое самовоспитание отца и матери;
‑ регулярное посещение учреждения образования;
‑ интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и стремление использовать его на практике.
Следует также учитывать отношение членов семьи к совместной деятельности. О её организационном единстве можно судить по четкому разграничению прав и обязанностей между всеми в семье, взаимодействию и согласованности в управлении семейными делами, доброжелательному отношению друг к другу и взаимоподчинению.
Вид и индивидуальные особенности семьи определяют её воспитательные возможности. Характеристика семьи показывает как ее ресурсные возможности (материальные, воспитательные), так и потенциальные факторы социального риска.
Изучение семьи учащегося можно проводить по следующему алгоритму, который поможет социальному педагогу выявить «проблемное поле».
Алгоритм изучения семьи
1. Состав:
1) полная
‑ с 1 ребенком,
‑ с 2 однополыми,
‑ с 2 разнополыми,
‑ со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)
2) многодетная:
‑ с 3 и более несовершеннолетними детьми,
‑ со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.),
‑ неполная,
‑ родители разведены и т.д.
3) неполная:
‑ с 1 ребенком,
‑ с 2 однополыми,
‑ с 2 разнополыми,
‑ родители разведены и т.д.
‑ со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)
2. Стадия жизненного цикла:
‑ зрелая,
‑ молодая,
‑ пожилая.
3. Порядок заключения брака:
‑ первичный,
‑ повторный
4. Жилищно-бытовые условия:
‑ условия проживания (количество комнат, жилье частное или государственное),
‑ благоустроенность жилья,
‑ имеет ли учащийся собственную комнату, собственное место в квартире, доме,
‑ соблюдение членами семьи санитарно-гигиенических норм.
4. Материальная обеспеченность:
‑ с очень высоким материальным достатком;
‑ с высоким материальным достатком;
‑ со средним материальным достатком (обеспеченная);
‑ с низким материальным достатком (малообеспеченная);
‑ нуждающиеся (за чертой бедности).
5. Воспитательный потенциал семьи:
‑ сильный – социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении семья;
‑ неустойчивый – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении семья;
‑ слабый – социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении семья;
‑ негативный – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении семья.
6. Характер взаимоотношений в семье:
‑ между взрослыми членами семьи;
‑ между другими членами семьи и учащимся;
‑ позиция учащегося в семье;
‑ отношение учащегося к родителям.
Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков учащегося, объективно оценить его состояние, вовремя оказать социально-педагогическую помощь и поддержку.
По приведенному алгоритму заполняется учетная карта семьи.
В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную «карту семьи», куда желательно включить:
‑. список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения (смерти);
‑ краткие характеристики членов семьи;
‑ наиболее важные для каждого члена семьи события;
‑ анализ того, чем держится семья (сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);
‑ описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);
‑ сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;
‑ анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);
‑ оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи, в какой именно.
Психолого-педагогическая характеристика семьи пишется в двух экземплярах педагогом-психологом совместно с социальным педагогом. Один экземпляр хранится в карточке учета у зам. директора по УВР, другой – у педагога-психолога.
Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС; Т. Г. Хоментаускас)
Тест направлен не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности. Для исследования необходимы лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (обычно оно составляет не более 35 минут).
При выполнении задания следует отметить в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции на их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы.
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки). При этом, по возможности, следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.
Далее ребенку предлагается решить6 ситуационных задач. Три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три — позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты взял с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь "N" билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также надо знать:
а) возраст исследуемого ребенка;
б) состав его семьи, возраст его братьев, сестер;
в) сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Интерпретацию результатов условно разделяют на 3 части: 1) анализ структуры рисунка семьи; 2) интерпретацию особенностей графических изображений членов семьи; 3) анализ процесса рисования.
1. Анализ структуры рисунка семьи начинается с равнения состава нарисованной и реальной семьи. Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.
Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых либо вообще не изображены люди либо изображены только не связанные с семьей люди. За такими реакциями чаще всего кроются:
а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости;
в) аутизм (психологическое отчуждение, уход ребенка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний);
г) чувство небезопасности, высокий уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.
Дети уменьшают составсемьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символической ситуации «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей к нему. В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек,птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.
Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоционального общения. Отсутствие на рисунке себя - частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье отверженным. Степень выраженности этого ощущения проверяется с помощью вопроса: «А ты никого не забыл?» Если ребенок так и не вспоминает, что он не нарисовал себя, то следует более прямой намек: «Я точно знаю, что ты еще кого-то не нарисовал». Если и это не приводит к дополнению рисунка, то проверяющий впрямую говорит: «Ты забыл нарисовать себя». Бывает, что даже после прямого указания ребенок уходит от изображения себя, объясняя, что «не осталось места», что себя он может нарисовать на другом листе и т.п. Это свидетельствует о весьма сильном чувстве отверженности. Презентация в рисунке только «я» может указывать на различное психологическое содержание в зависимости от других характеристик. Если в образе «я» большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это указывают на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.
Информативным может быть иувеличение состава семьи,включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желание замять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.). Появление «дополнительных» членов семьи (отсутствующих в реальности) говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чем-то ущербную. Дополнительно к родителям (или вместо них)нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие негативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.
2. Расположение членов семьи.Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Анализ делает необходимым различать, что отражает рисунок — субъективно реальное, желаемое или то, что ребенок боится, избегает. Прежде всего, определяется, имеется ли между изображенными членами семьи какой-либо контакт. Это может быть физический контакт (соприкасающиеся руки или тела) или же какая-то общая деятельность. Изолированность фигур друг от друга ─ показатель недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье. Если изолирована только одна какая-либо фигура, то это, скорее всего, отражает слабую связь данного члена семьи с остальными. Изображение себя отдельно от остальных ─ свидетельство ощущения своей изолированности в семье (это ощущение не обязательно соответствует действительности). При серьезных нарушениях внутрисемейного общения фигуры разных членов семьи нередко отделены друг от друга перегородками, помещены в разных комнатах или же рисуются на разных листах.
Близкое расположение фигур, обусловленное замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.д.), может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность такой попытки). Рисунки, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц — отдалено, указывают на чувство невключенности, отчужденности. Это может свидетельствовать либо о негативном отношение ребенка к нему, либо об угрозе, исходящей от него по мнению ребёнка. Полезно посмотреть, кого из членов семьи ребенок поместил рядом с собой. Обычно это тот, с кем автор рисунка ощущает наибольшую близость.
3. Анализ особенностей нарисованных фигур.Особенности графического изображения отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона. Она может касаться эмоционального отношения ребенка к отдельному члену семьи, «Я-образа» ребенка, его половой идентификации и т.д. При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты.
1) Количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти, ступни.
2) Декорирование (детали одежды и украшения): шляпка, воротник, галстук, банты, карманы, элементы прически, узоры и отделка на одежде.
3) Количество использованных цветов для рисования фигуры.
При анализе позы персонажей используются те же критерии, что и в методике «Рисунок человека», только на этот раз они должны быть отнесены не к самому ребенку, а к его восприятию того персонажа, поза которого анализируется. Так, сели ребенок изобразил одного из членов семьи в экстравертной позе, а другого — в интравертной, то именно так он их и воспринимает. Очень часто, хотя и не всегда, это восприятие оказывается вполне адекватным. Если все члены семьи изображены в одинаковой позе, той же, что и в методике "Рисунок человека", то это, скорее всего, проявление идентификации ребенка с другими членами семьи, приписывания им собственных особенностей. Агрессивная поза какого-либо из членов семьи (поднятая рука, преувеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивности по отношению к ребенку или импульсивности (взрывчатости). Изображение кого-либо со спины ─ показатель конфликтного отношения. Если ребенок изображает со спины себя самого, то это свидетельствует либо о конфликтном отношении к семье в целом, либо о чувстве своей отвергнутости, неприятия другими членами семьи. Так же трактуется изображение в профиль, если оно повернуто не к другим членам семьи, а от них.
Выражение лиц изображенных членов семьи может отражать либо чувства ребенка по отношению к ним (улыбка ─ положительное отношение, мрачная гримаса ─ негативное или двойственное отношение), либо представления ребенка об отношении к нему. Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. Большая схематичность, неоконченость рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрессивные побуждения к нему. Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуютсебя. Это связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом «конкурента». Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые: а) чувствуют свою незначительность, ненужность; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Информативным может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.
При анализе следует обращать внимание нарисование отдельных частей тела:
1. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля за поведением других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные и покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Это интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты «мужественности» и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.
2. Голова— центр локализации «Я», интеллектуальной деятельности; лицо — важная часть тела в процессе общения. Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует нее лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему. Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако дети склонны рисовать улыбающихся людей, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.
Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки. В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения. Презентация зубов и выделение рта часто встречаются у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью со стороны этого человека к ребенку.
У детей в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины — треугольной.
Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты..
При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:
а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии.
В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют мать или отца. То, что часто дети первыми рисуют себя связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой.Если первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит это наиболее значимые для него лица в эмоциональном отношении. Примечательны случаи, когда ребенокпоследней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней. Если первой нарисованная фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то это указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.
Некоторые дети рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.
Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка. Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями. Стирание нарисованного может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Спонтанные комментарии часто поясняют смысл рисуемого содержания ребенка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Их появление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.