Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника

Для изучения воспитательного потенциала (ВП) семьи школь­ника имеется специально разработанная диагностическая мето­дика. В ее основу положена содержательная характеристика ВП семьи. Выделены семь параметров для анкеты среза уровня развития ВП семьи. Это было необходимо потому, что в данной диагностике в основном при­меняется метод самооценки, т.е. родителям самим предоставляет­ся возможность при помощи этой шкалы оценить ВП.

Работа по данной методике строится следующим образом.

Педагог, ответственный за ее проведение, организует цикл бесед с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье. Завершается этот цикл знакомством с содержанием анкеты.

Каждый родитель учащихся определенного класса получает за­дание — изучить в домашних условиях совместно с другими чле­нами семьи содержание анкеты и методом коллективного обсуж­дения отметить тот или иной уровень развития каждого парамет­ра, окончательный результат сообщить педагогу.

Педагог совместно с представителями родительского комитета класса обобщает эти результаты, по мере необходимости (при наличии конкретных фактов) корректирует ответы и составляет «Диагностическую карту воспитательного потенциала семьи уча­щихся класса».

По диагностической карте можно определить общий индекс ВП каждой семьи и в какой-то мере сравнить их, выделить хоро­ших родителей, организовать обмен опытом, создавая тем самым стимул для других родителей. Эта же карта позволяет наметить примерную тематику бесед с родителями в последующей совместной работе.

Вопросы для самоконтроля

1.Что вы понимаете под воспитательным потенциалом семьи?

2.В чем проявляется сущность нравственной направленности семьи?

3.В чем проявляется психологическая коммуникабельность семьи?

4.Чем характеризуется педагогическая культура родителей?

5.Какова методика диагностирования воспитательного потенциала семьи школьника?

ТЕМА VIII. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ПЛАН

1. Традиционная система планирования воспитательной работы и ее основные недостатки.

2. Общая методика планирования воспитательной работы в классе на основе педагогической диагностики.

1. Традиционная система планирования воспитательной работы и ее основные недостатки

Планировать — это в общем смысле составить план развития чего-нибудь. А что такое план? По С.И.Ожегову, план — это «за­ранее намеченная система мероприятий, предусматривающая по­рядок, последовательность и сроки выполнения работ»1. В Совет­ском энциклопедическом словаре несколько иная формулировка: «План — заранее намеченный порядок, последовательность осу­ществления какой-либо программы, выполнения работы, прове­дения мероприятий»2. Взяв за основу эти определения, можно сфор­мулировать два определения понятия план воспитательной рабо­ты в классе.

Первое — это заранее намеченная система конкретных работ учащихся, учителей и родителей, предусматривающая порядок, последовательность и сроки их выполнения.

Второе — заранее намеченный порядок, последовательность осуществления программы воспитания школьников, предусматри­вающая систему конкретных работ учащихся, учителей и родите­лей по выполнению этой программы на уровне каждой возрастной группы.

В связи с тем, что долгое время в системе народного образова­ния не было четкой и конкретной программы воспитания школь­ников, традиционная система планирования воспитательной ра­боты на уровне класса осуществлялась в аспекте первого опреде­ления. Имевшиеся в 80-х годах методические пособия «Примерное содержание воспитания школьников» под редакцией доктора пе­дагогических наук, профессора И.С. Марьенко (М., 1976) и про­грамма «Ориентир» для пионерских классов сыграли большую роль в постановке воспитательных задач при планировании работы с классом. Однако эти задачи не могли быть конкретными для каж­дого ученика, их родителей, учителей и всего конкретного класса из-за отсутствия необходимой информации по «входным» пара­метрам в начале учебного года и того, какая информация должна быть на «выходе», т. е. в конце учебного года. Поэтому из-за отсут­ствия как в науке, так и в практике апробированной диагностиче­ской программы в те годы рекомендовалась следующая примерная структура плана воспитательной работы:

1. Краткая характеристика класса.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного коллектива.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

5. Работа с родителями.

Примерно такая структура уже много лет является основой в планировании воспитательной работы классных руководителей, поэтому она и называется традиционной.

В первом разделе плана дается характеристика класса. Она от­ражает состояние классного коллектива, успеваемость и дисцип­лину учащихся, наличие у них таких качеств, как трудолюбие, организованность, общественная активность и др. Называются ученики, требующие к себе особого внимания. При подготовке этого раздела воспитатели используют результаты изучения клас­са в целом и отдельных учеников, выявления уровня их воспитан­ности. Особое внимание обращается на уровень развития в классе общественного мнения, на наличие традиций, интересов и стрем­ления к самовоспитанию, гражданской зрелости классного кол­лектива и отдельных учащихся.

Во втором разделе плана формулируются основные, ведущие задачи, которые классный руководитель будет решать в учебной четверти, полугодии или в течение учебного года. Содержание этого раздела в основном исходило из указанных выше пособия и про­граммы.

В третьем разделе плана раскрываются основные направления, формы и методы деятельности классного коллектива, Он состав­лялся по определенной форме: содержание, формы и методы ра­боты, сроки выполнения, исполнители, отметка о выполнении. При подготовке этого раздела классные руководители также опи­рались на названные методические рекомендации.

В четвертом разделе плана, посвященном работе с учителями, предусматривались мероприятия по координации воспитательной работы всех учителей, работающих в классе. В нем намечалось про­ведение индивидуальной работы с учителями, а также педагоги­ческих совещаний (малых педсоветов) по наиболее важным вопросам организации воспитательной работы в классе, по обеспечению комплексного подхода к воспитанию школьников.

Заключительный раздел отражал работу с родителями и обще­ственностью: намечались различные формы работы с родителя­ми, темы родительских собраний и сроки их проведения, указы­валось также, какие семьи необходимо посетить и в какие сроки, кого из родителей вызвать для беседы, кого привлечь для руко­водства кружками, для проведения вечеров и утренников, когда будут проводиться консультации для родителей. Вместе с тем в плане предусматривалось и привлечение общественности по мес­ту жительства к воспитанию детей.

Для составления характеристики класса предлагалась следую­щая программа изучения учащихся и классного коллектива.

Основные вопросы при изучении личности школьника

I. Общие сведения об ученике

1. Фамилия, имя; число и год рождения.

2. Где живет школьник.

3. Где и кем работают родители.

4. Состав семьи, ее культурный уровень, материальное положение.

5. Взаимоотношения в семье.

6. Характер воспитания в семье.

7. Режим и досуг школьника.

8. Участие в домашнем труде.

9. Друзья и знакомые вне школы.

10.Наиболее важные события в жизни ученика.

11.Состояние здоровья (по данным школьного врача).

//. Общий уровень развития

1. Общее развитие. Культура речи, кругозор, начитанность, регулярность чтения, широта и устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров, музеев, стадионов и т.п.

2. Отношение к учебному труду. Регулярность посещения учебных занятий. Опоздания на уроки. Внимательность на уроке. Система в подготовке домашних заданий. Умение самостоятельно организовать свой учебный труд. Забота об усвоении пропущенного материала. Отношение к успехам и неудачам в учебном труде. Интерес к знаниям.

1 3. Успеваемость ученика. Ее характеристика по разным предме­там. Предметы, наиболее любимые учеником. Предметы, которые Даются ему легко и в которых он встречает затруднения. Умение применять знания на практике, в жизни.

4. Отношение к физическому труду. Отношение к работе по са­мообслуживанию. Выполнение общественных поручений трудового характера. Интерес к работе в школьных мастерских и на пришкольном участке, к участию в производительном труде за пределами школы. Проявление инициативы и самостоятельности в физическом труде. Предпочитаемые виды труда. Организованность в труде.

5. Уровень дисциплины. Знание «Правил для учащихся» и качество их выполнения. Навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.

6. Интересы и склонности. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Их широта и
устойчивость. Кружки, в которых ученик работает, и детские учреждения, которые посещает. Интересующая профессия. Взаимосвязь между интересами и выбором будущей профессии.

///. Общественное лицо и общественная работа

1. Участие в общественной жизни класса, отряда. Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в пионерской или комсомольской организации.

2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца, вовлечь в работу других учеников. Организационные навыки.

3. Место ученика в классном коллективе. Связь с коллективом или оторванность от него. Отношение к нему других учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.

IV. Основные черты личности ученика

1. Общественное сознание. Мировоззрение. Основная направленность общественных идеалов истремлений. Умение воплощать идеалы в конкретных делах — б учении, общественной работе, труде. Мотивы учебной и общественной работы.

2. Моральные качества. Чувство любви к Родине. Интерес к событиям в нашей стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу. Чувство коллективизма, чувство долга и ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и другим членам семьи, отношение к учителям, старшим, товарищам. Чуткость и вниманиек окружающим людям. Дружба с детьми других национальностей.

3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность — выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.

4. Особенности темперамента школьника и характеристика психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные. Легко ли переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.

V. Педагогические мероприятия, намеченные классным руководителем на основе изучения ученика

1. Какие качества и как нужно развивать и совершенствовать.

2. Что делать для преодоления недостатков в поведении школьника.

Наши рекомендации