Диагностика и экспертиза образовательной среды школы
В последние годы школы приобрели большую свободу и самостоятельность, вопрос о диагностике качества образовательной среды становится крайне актуальным сейчас.
Слайд 2. Предметом диагностики образовательной среды школы выступают их выпускники, а точнее, их зрелость, т.е. готовность ко взрослой жизни, она включает в себя:
- интеллектуальную зрелость (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивное решение познавательной проблемы, критическое мышление и т. д.);
- социальную зрелость (ответственность за происходящее, готовность к сотрудничеству, терпимое отношение к другим);
- личностную зрелость (понимание себя, самостоятельность, самоуважение, стремление реализовать свои инициативы);
- эмоциональную зрелость (сочувствие, интуицию, сопереживание и т. д.).
Поэтому школа эффективна в той мере, в какой она:
- воспитывает личность, способную жить в ситуации быстрых социальных изменений, требующих принятия адекватных самостоятельных решений;
- готовит учащихся к позитивной самореализации в основных сферах жизнедеятельности;
- удовлетворяет запросы родителей и социокультурной сферы.
Слайд 3. 2 аспекта деятельности школы:
1. изучение взаимодействия школы и социальной среды, элементы: • совокупность ориентации семьи в сфере образования; • участие родителей в школьной жизни; • использование социокультурных возможностей среды; • подготовка к позитивному преобразованию среды.
2. изучение внутренних ресурсов школы, возможностей для саморазвития, включает в себя инициативу и инновационную деятельность педагогов, валеологический компонент образования, характер взаимодействия учащихся и учителей, характер взаимодействия в педагогическом коллективе, создание условий для развития зрелости учащихся.
Слайд 4. Средовая диагностика дает возможность судить о состоянии среды и личности и включает:
1) определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы;
2) обследование реальной среды и оценивание ее возможностей
3) определение бытующих у детей значений среды, господствующих в ней стихий и доминирующих переменных образа жизни;
4) определение позитивных элементов среды, служащих «питанием» для ее обитателей;
5) определение типа личности ребенка на основе сравнения данных диагностики с эталоном типа личности (если это нормативная диагностика) или же с прежними результатами (релятивная диагностика).
Слайд 5. В качестве интегральной результирующей характеристики образовательной среды И. М. Улановской, Н. И. Поливановой, И. В. Ермаковой (1997) был выбран критерий психического развития в его интеллектуальной, социальной и личностной составляющих. Они разработали диагностический пакет, включающий 3 блока методик:
1 - направлен на качественную и соответствующую возрастным особенностям диагностику результатов воздействия образовательной среды (интеллектуальные способности детей, их социальные и индивидуально-личностные особенности, мотивационная сфера).
2 - специфические особенности тех средств, которыми конкретная школа достигает своего развивающего эффекта (анализ организации учебного процесса и способов взаимодействия в системе «учитель— ученик», исследование социально-психологической структуры классов и выявление значимых критериев формирования межличностных отношений между учащимися, описание существенных характеристик психологического климата школы).
3 - процедуры для выявления внутренних целевых установок, определяющих специфику и эффективность воздействия образовательной среды школы на все аспекты психического развития учащихся.
Слайд 6. Программа диагностики образовательной среды, разработанная С. Д. Дерябо (1997), основывается на представлении о том, что любая образовательная среда должна способствовать сохранению и укреплению здоровья учеников, развитию их познавательной и личностной сферы. Общий показатель развития личности ученика и класса складывается из 3 оценок: состояния соматического здоровья, развития познавательной сферы, развития личностной сферы.
Слайд 7. В. Г. Зарубин, В. А. Макаридина, Н. И. Алмазова (1998) в качестве одного из критериев эффективности образовательной среды рассматривают социальную комфортность, которая может включать такие показатели, как самооценка участия в жизни школьного коллектива, оценка взаимоотношений учащихся и педагогов, оценка характера взаимоотношений учащихся друг с другом.
Основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: • взаимопонимание и удовлетворенность субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; • преобладающее позитивное настроение субъектов образовательного процесса; • авторитетность руководителей — директора и педагогов; • степень участия всех субъектов в управлении образовательными процессами; • сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса; • продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса.
Слайд 8. 2 подхода к оценке образовательной среды:
1) Диагностический подход: а) анализ структурных компонентов; б) изучение результатов воздействия среды на ее участников (как правило, на учеников и в значительно меньшей степени на педагогов и других участников); в) сочетание первых двух. Ясвин рассматривает психолого-педагогический комплекс возможностей образовательной среды на основе системы личностных потребностей, выделяемых А. Маслоу и Е. А. Климовым: • возможность удовлетворения физиологических потребностей; • возможность удовлетворения потребности безопасности; • возможность усвоения групповых норм и идеалов; • возможность удовлетворения социальных потребностей (любви, уважения, признания); • возможность удовлетворения потребности в значимой деятельности; • возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки; • возможность удовлетворения и развития познавательной потребности в области интересов; • возможность удовлетворения и развития потребности в преобразующей деятельности в области интересов; • возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; • возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира; • возможность удовлетворения и развития потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства в своем деле; • возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации.
2) Экспертный подход – нацелен на комплексную оценку ее развивающих возможностей. Специалисты утверждают, что именно развивающая функция экспертизы является системообразующей (С. Л. Братченко, 159 Г. А. Мкртычан, А. Н. Тубельский). Экспертиза как метод предполагает ориентацию на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого является главным «инструментом» исследования. В этом отличие экспертизы от диагностики, которая основывается на соответствующей технико-методической оснащенности исследователя. Метод экспертизы органично включает субъективное мнение эксперта, обусловленное его профессиональной интуицией.
Слайд 9. Программа психолого-педагогической экспертизы образовательной среды, предложенная В. А. Ясвиным, который считает, что экспертиза может осуществляться как независимыми специалистами, так и «включенными экспертами» — администрацией, педагогами, родителями, а также учащимися. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в среде условий и возможностей для развития активности ребенка и его личностной свободы.
4 типа образовательной среды по Я. Корчаку:
- догматическая - способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;
- карьерная - способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка; - «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;
- творческая - способствующая свободному развитию активного ребенка.
Ясвин выделяет параметры образовательной среды: • широта образовательной среды — структурно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду; • интенсивность образовательной среды — структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления; • осознаваемость образовательной среды — показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса; • эмоциональность образовательной среды — характеризует соотношение в ней эмоциональных и рациональных компонентов. Очевидно, что определенная образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, яркой, так и эмоционально бедной, «сухой». На показатель эмоциональности образовательной среды может накладывать отпечаток профиль учебного заведения; • доминантность образовательной среды — характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса; • когерентность (согласованность) образовательной среды — показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности, или она тесно с ней связана, глубоко интегрирована в нее; • социальная активность образовательной среды — показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала; • мобильность образовательной среды — способность к органичным эволюционным изменениям; • устойчивость образовательной среды — характеризует ее стабильность во времени; • обобщенность образовательной среды — характеризует степень координации всех субъектов образовательной среды. Высокая степень обобщенности образовательной среды какого-либо учебного заведения обеспечивается наличием четкой концепции деятельности этого учреждения.
Слайд 10. Гуманитарная экспертиза (Братченко, Сенько, Тубельский) - это экспертиза глубинная и личностно-ориентированная, так как в центре ее внимания находится человек как личность.
С. Л. Братченко вводит понятие «психолого-педагогической экспертизы», которая направлена на педагогическую реальность, определяется гуманистическими ценностями, ориентирами, принципами, средствами и методами изучения. Объекты гуманитарной экспертизы в образовании (ГЭО): 1. Учащиеся. 2. Преподаватели. 3. Учебно-воспитательный процесс. 4. Уклад жизни школы. 5. Среда и окружение.
Слайд 11. Психологическая безопасность образовательной среды выделяет две главные функции — защитную (отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии здоровья и т. п.) и развивающую (данная фиксация — не просто констатация, а выявление «отправной точки» развития психологических ресурсов образовательной среды службой сопровождения для всех ее участников).