Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе
При работе с наглядными пособиями учителю следует:
— организовывать восприятие таким образом, чтобы уча
щийся максимально воспринимал заложенную в посо-
| бии информацию;
— создавать условия для перехода мысли ученика от на
глядного пособия к оригиналу, умело управлять мысли
тельной деятельностью учащихся;
— связывать формируемые чувственные образы с выполне
нием учебной задачи.
Ко всем наглядным средствам и их использованию в учебно-воспитательном процессе предъявляются определенные требования:
1) наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;
2) ясное осознание учителем цели, времени и места введе
ния наглядности;
3) эстетическое оформление наглядного средства;
4) адекватность объекта или его изображения стоящей
учебной задаче;
5) мера в использовании на одном уроке (занятии);
6) при применении нескольких наглядных средств на од
ном занятии они должны представляться по мере необходи
мости, будучи закрытыми для восприятия до нужного
момента;
7) наглядный объект не должен содержать ничего лишнего,
чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся;
8) учет возраста и уровня развития и обученности учащихся.
Предметная наглядность |
Натуральные объекты или их заменители создают ясные впечатления и представления учащихся о предмете.
Можно долго объяснять в начальной школе разницу между елью и сосной, принесенные же на урок ветки и шишки этих деревьев разрешат проблему в несколько минут.
Словесно-образная наглядность |
Впечатляющий образ учитель может создать не только при помощи видимых предметов, он располагает выра-
зительными средствами языка, слова, вызывающими ясные образы и впечатления.
Живое и образное описание событий с зарисовкой деталей обстановки, применение «словесного рисования», отрывков из художественных произведений с ярким и красочным описанием образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, использование крылатых выражений, метких эпитетов — все это наглядные средства, имеющие своим назначением создание представлений, эмоциональных впечатлений, ярких образов.
Дидактические материалы — достаточно распространенное учебное средство. На дидактических карточках можно подготовить задания разной степени трудности и использовать их как средство дифференцированного и индивидуального подхода на любой стадии изучения материала. Написанные на плотной бумаге и ламинированные (покрытые защитной пленкой) они могут служить достаточно долго. На карточках оформляются всевозможные памятки, схемы анализа и разбора, справочные таблички и т. п. материал, организующий и облегчающий самостоятельную работу учащихся.
Эффективным дидактическим средством является опорный конспект. Он обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Широкое применение это средство получило в опыте учителя В.Ф. Шаталова. Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу учащихся под руководством педагога. Это средство применимо при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Но чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может их излишне схематизировать и формализовать. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они помогают хранить в памяти разнообразные факты и сведения в виде условных знаков и обеспечивают возможность развертывать учебный материал во всей полноте. Развивающий эффект обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной ана-литико-синтезирующей деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, свертывания и развертывания знаний, воспроизведения в сознании в случае необходимости. Вовлечение школьников в работу по составлению и использованию опорных конспектов воспитывает у них трудолюбие, уверенность в собственных силах, способность усвоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Используется начиная со среднего школьного возраста, когда учащиеся постепенно овладевают умениями конспектирования, составления графиков, схем,таблиц.
Объемная и плоскостная изобразительная наглядность |
Словесно-образная наглядность подкрепляется и уточняется с помощью объемной и плоскостной изобразительной наглядности:макетов, муляжей, картин, иллюстраций и т. п.
Рассказывая на уроке истории, например, о Средневековье, учитель создает яркие образы с помощью словесных описаний и демонстрируя изображения людей разных сословий в их традиционных одеждах, картины средневековых художников, макет средневекового замка, сделанный школьниками во внеучебное время. Можно не сомневаться, что Средневековье
запечатлится в сознании школьников прежде всего в этих наглядных образах.
Символическая изобразительная наглядность |
Схемы, чертежи, карты, таблицы, диаграммы, графики имеют иное назначение впознавательном процессе в отличие от образной нагляд-
ности. Ее роль состоит в показе связей, зависимостей, отношений, что не менее важно для познавательного процесса. Так, показ модели двигателя внутреннего сгорания создает лишь конкретное представление о нем, а рассмотрение схемы его действия раскроет связи, взаимодействие его отдельных элементов, покажет принципы устройства и работу. Этот вид наглядности применяется в преподавании любого предмета, преимущественно в средних и старших классах. Однако, как вы помните, система обучения в начальных классах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина построена на символической наглядности. Использование такой наглядности требует опоры на отвлеченное мышление учащихся, обогащает познание, способствует развитию абстракции, обобщения, теоретического мышления.
В процессе создания живых и ярких образов не всегда надо прибегать к применению наглядных средств или их большому количеству, кроме того далеко не всегда возможно найти необходимое наглядное средство. В таких случаях надо использовать явление апперцепции, т. е. зависимость восприятия от прошлого опыта, опора на впечатления, которые уже были в опыте учащихся. Нецелесообразно приносить на урок предметы, известные учащимся, достаточно вызвать о них представления, чтобы опираться на живые впечатления, которые необходимы для активного восприятия и сознательного усвоения знаний.
В наглядном обучении принципиально важным является правильное использование слова, помогающего анализу наблюдаемого, уточняющего и организующего восприятие, прокладывающего путь к образованию отвлеченных понятий. Исследованиями Л.В. Занкова установлено несколько возможных форм сочетания слова и наглядности.
Таким образом, наглядность неоднородна. В зависимости от учебной или воспитательной задачи, от уровня и характера познавательной деятельности учащихся избирается тот или иной целесообразный вид наглядности.
Вопросы и задания
1. Дайте краткую характеристику отдельным группам наглядных
средств.
2. Посетите воспитательное или учебное занятие в школе, на котором
предполагается использование наглядных средств. Проанализируйте,
насколько целесообразно и грамотно это было сделано. Предложите свой
вариант использования наглядности на таком занятии.
Мы должны сделать человека хозяином,
а не рабом знаний и технических достижений,
чтобы он овладел ими и подчинил их себе.
С. Френе
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Они объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и | дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.
Дидактические возможности ТСО:
— являются источником информации;
— рационализируют формы преподнесения учебной инфор
мации;
— повышают степень наглядности, конкретизируют поня
тия, явления,события;
— организуют и направляют восприятие;
— обогащают круг представлений учащихся, удовлетворя
ют их любознательность;
— наиболее полно отвечают научным и культурным инте
ресам и запросам учащихся;
— создают эмоциональное отношение к учебной инфор
мации;
— усиливают интерес к учебе путем применения оригиналь
ных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
— делают доступным такой материал, который без ТСО не
доступен;
— активизируют познавательную деятельность, способст
вуют сознательному усвоению материала, развитию
мышления, пространственного воображения, наблюда
тельности;
— являются средством повторения, обобщения, системати
зации и контроля знаний;
— иллюстрируют связь теории с практикой;
— создают условия для использования наиболее эффектив
ных форм и методов обучения, реализации основных
принципов целостного педагогического процесса и пра
вил обучения (от простого к сложному, от близкого к да
лекому, от конкретного к абстрактному);
— экономят учебное время, энергию преподавателя и уча
щихся за счет уплотнения учебной информации и уско
рения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на
усвоение учебного материала, идет за счет переложения
на технику тех функций, которые она выполняет качест
веннее, чем учитель.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:
а) информационная насыщенность;
б) возможность преодолевать существующие временные и
пространственные границы;
в) возможность глубокого проникновения в сущность изу
чаемых явлений и процессов;
г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
д) реальность отображения действительности;
е) выразительность, богатство изобразительных приемов,
эмоциональная насыщенность.
Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим основные классификации по:
1) функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач); 2) принципу устройства и работы; 3) роду обучения; 4) логике работы; 5) характеру воздействия на органы чувств; 6) характеру предъявления информации.
По функциональному назначениюТСО подразделяют на: • Технические средства передачи информации (отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму).
• Технические средства контроля объединяют всевоз
можные технические устройства и комплексы, позволяющие
по определенной программе и заданным критериям с той или
иной степенью достоверности оценивать степень усвоения
учебного материала. С этой целью используются как старые
модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие ком
пьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают инди
видуальными и групповыми. Они отличаются типом обучающих
программ и методом ввода ответа учащихся. По степени
сложности эти ТСО варьируются от простых карт, кассет и
билетов автоматизированного контроля до специальных ком
пьютерных программ. Однако применение этих устройств,
как показала практика, целесообразно лишь в узких преде-
I лах и не может заменить непосредственный контакт учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их рабо-I ты.
• Технические средства обучения и самообучения обеспе-
I чивают предъявление учебной информации обучаемым по опре
деленным программам, заложенным в технические устройства,
и самоконтроль усвоения знаний. Учебный материал дается в
виде небольших доз, после каждой из которых следует конт
рольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается
в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей
и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают:
— линейные (не зависят от правильности ответа по каждой
порции материала);
— разветвленные (дают возможность продвигаться по ним
только при условии правильного ответа, если ответ оши
бочный, обучаемый возвращается программой к преды
дущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидиро
ваны возникшие пробелы в знаниях и не получены пра
вильные ответы при каждом предъявлении проверочных
вопросов);
— комбинированные (как ясно из их названия, сочетают оба
варианта).
• Тренажерные технические средства — специализиро
ванные учебно-тренировочные устройства, которые предна
значены для формирования первоначальных умений и навы
ков. Использование их основано на применении специально
разработанных программ действий. Особенно широко исполь
зуются в процессе обучения техническим специальностям.
• Вспомогательные технические средства объединяют
средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, плазменные панели, электронные доски, световые и электронные таблицы, устройства для переплета и ламинирования, видеокамеры, диктофон, копировальные аппараты и т. п.
• К комбинированным техническим средствам (универ
сальным), выполняющим несколько функций, относятся
лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные
системы, компьютерные системы.
По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.