Критерии оценки знаний студентов

При проверке и оценке знаний, которыми овладел будущий специалист в результате изучения учебной дисциплины, целесообразно руководствоваться следующими критериями:

· высокий понятийный уровень;

· глубина, широта, полнота освещаемого вопроса;

· осмысленность и осознанность утверждаемых положений раскрываемой темы;

· логичность и последовательность в изложении программного материала;

· доказательность анализируемых учений, теорий, концепций;

· самостоятельность мышления;

· убежденность в правоте суждений;

· привлечение широкого иллюстративного материала (монографий, работ педагогов-новаторов, материалов периодической печати по педагогической проблематике, опыта работы учителей и образовательных учреждений);

· выражение личностного эмоционально-ценностного отношения к проблеме, теории, концепции;

· умение выделять главное, основное;

· умение устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;

· умение обобщать и делать выводы, показать перспективу развития идеи или проблемы;

· стилистически грамотная речь.

Требования к ответу на вопросы экзаменационного билета

· ответ должен быть научным, то есть опираться на соответствующие законы и теории; логически стройным, в ответе должны присутствовать доказательства, основанные на научных данных, аргументах и фактах;

· ответ должен содержать основные понятия (термины) и базовые теоретические положения по обсуждаемой теме;

· ответ должен строиться с использованием знаний других дисциплин, то есть быть интегрированным;

· ответ следует строить в единстве теории и практики, с подтверждением теоретических положений фактами, педагогическими ситуациями;

· ответом (решением задачи (практического задания)) является собственная точка зрения, обоснованная научными теоретическими знаниями и практическим опытом (опыт педпрактик).

Оценивание ответа на экзамене:

Оценка выставляется:

«отлично» - при соблюдении всех вышесказанных критериев;

«хорошо» - в случае, если знания студента не соответствуют названным критериям и ответ нуждается в некотором уточнении при помощи дополнительных вопросов преподавателя, позволяющих устранить допущенные неточности;

«удовлетворительно» - в случае, если ответ студента в значительной степени не соответствует названных критериям, но он обнаруживает усвоение программного материала при помощи наводящих и уточняющих вопросов, то он заслуживает отметки;

«неудовлетворительно» - в случае, если знания не соответствуют ни одному из названных критериев и на большинство дополнительных вопросов ответ не получен.

Примерный перечень вопросов к экзамену по «Педагогика»

1. Возникновение педагогической профессии. Общая характеристика педагогической профессии.

2. Профессиональная деятельность и личность педагога.

3. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.

4. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

5. Объект педагогики. Предмет педагогики.

6. Задачи педагогики. Функции педагогики. Теоретическая функция. Технологическая функция (В.А. Сластенин).

7. Понятийная система как инструмент познания. Категории педагогики. Ведущие понятия педагогики.

8. Общая педагогика. Возрастная педагогика. История педагогики и образования. Частные методики. Коррекционная педагогика. Отраслевые педагогики. Этнопедагогика. Сравнительная педагогика.

9. Междисциплинарный характер педагогики.

10. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Определение и характеристика целостного педагогического процесса.

11. Основные аспекты целостности педагогического процесса. Закономерности целостного педагогического процесса. Принципы целостного педагогического процесса.

12. Понятие «система» и его значение для педагогики. Педагогическая система.

13. Компоненты педагогической системы. Виды педагогических систем. Назначение педагогических систем.

14. Институты образования. Типы институтов образования.

15. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система.

16. Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса.Педагогическая ситуация.

17. Определение методологии. Методология науки. Методология педагогики.

18. Методологическая культура педагога. Освоение методологической культуры педагогом.

19. Общенаучные принципы методологии педагогики. Педагогическое исследование как процесс и результат научной деятельности.

20. Теоретические и эмпирические методы исследования. Методы педагогического исследования.

21. Аксиология.Идея ценности и ее развитие в общей аксиологии. Развитие ценностных представлений в отечественной педагогике.

22. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей

23. Образование как общечеловеческая ценность

Примерный тест по дисциплине «Педагогика»

Тест 1

  1. Вид специальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, - это ...

а) целостный процесс

б) социальное взаимодействие

в) педагогическая деятельность

г) профессиональное общение

  1. Аналитическое умение – это ...

а) оценка собственной педагогической деятельности

б) разложение педагогических явлений и процессов на составные части, элементы

в) предвидение возможных отклонений при достижении результата

  1. Педагогика – это наука о ...

а) воспитании детей

б) обучении детей

в) передаче социального опыта

г) воспитании, обучении и образовании детей и взрослых

  1. Целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся по усвоению знаний, формированию умений и навыков, научного мировоззрения, развитию умственных сил и способностей называется …

а) воспитанием

б) обучением

в) формированием

г) развитием

  1. Из каких процессов состоит педагогический процесс?

а) обучение, воспитание, развитие, формирование

б) обучение, воспитание, образование, развитие

в) воспитание, развитие, формирование

  1. Учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности – это …

а) методология науки

б) методология педагогики

в) методика исследования

  1. Шкалирование, регистрация, ранжирование относятся к …методам исследования.

а) теоретическим

б) эмпирическим

в) математическим

  1. Самостоятельного конструирования варианта ответа требуют …анкеты.

а) открытые

б) полузакрытые

в) закрытые

  1. Предметом педагогической практики являются …

а) обучение и воспитание детей

б) условия, способы, формы, средства организации и осуществления педагогической деятельности

Тест 2

  1. Основными видами педагогической деятельности являются...

а) обучение и воспитание

б) преподавание и воспитательная работа

в) преподавание и воспитание

г) обучение и воспитательная работа

  1. Практическую готовность раскрывают ... умения.

а) перцептивные, проективные, организаторские, рефлексивные

б) организаторские, коммуникативные

в) информационные, прогностические, проективные

  1. Объект педагогики – это ...

а) воспитательная деятельность

б) воспитание человека человеком

в) образование как широкие явления действительности

г) образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства

  1. Целенаправленный процесс формирования определенных качеств, свойств и отношений человека – это ...

а) обучение

б) развитие

в) воспитание

г) образование

  1. В какую группу входят педагогические науки?

а) педагогика школы, биология, психология

б) педагогика школы, социальная педагогика, дошкольная педагогика

в) дошкольная педагогика, история, семейная педагогика

  1. Укажите последовательность уровней методологии.

а) общенаучный, конкретно-научный, философский, технологический

б) философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический

в) философский, технологический, конкретно-научный, общенаучный

  1. Специально организованная проверка того или иного метода, приема работы учителя для выявления его эффективности – это ...

а) наблюдение

б) эксперимент

в) изучение продуктов деятельности учащихся

  1. Один из готовых ответов выбирают в ... анкетах.

а) открытых

б) закрытых

в) полузакрытых

  1. Мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое целое – это ...

а) анализ

б) аналогия

в) синтез

Тест 3

  1. Преподавание – это ...

а) обучение детей и взрослых

б) передача опыта младшим поколениям

в) управление преимущественно познавательной деятельностью

г) обучение и образование подрастающего поколения

  1. Теоретическую готовность раскрывают ... умения.

а) аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные

б) рефлексивные, организаторские, коммуникативные, развивающие

в) аналитические, мобилизационные, проективные, коммуникативные

  1. Образование как широкие явления действительности – это ...

а) предмет педагогики

б) объект педагогики

в) функция педагогики

  1. Педагогика выполняет следующие функции:

а) теоретическую

б) образовательную

в) воспитательную

г) практическую

д) прогностическую

  1. Совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью и функционирующих в целостном педагогическом процессе – это ...

а) педагогическое взаимодействие

б) образовательный процесс

в) педагогическая система

  1. Процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний – это ...

а) метод исследования

б) педагогическое исследование

в) принцип исследования

  1. Какой метод исследования не является эмпирическим?

а) наблюдение

б) беседа

в) эксперимент

г) абстрагирование

  1. Анализ закономерностей образовательного процесса является способом деятельности ...

а) педагогической науки

б) педагогической практики

  1. Мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления – это ...

а) синтез

б) анализ

в) индукция

г) дедукция

Наши рекомендации