Основные градации женского голоса
Сопрано – высокий женский голос. Рабочий диапазон: до1 – до3 (у колоратурного сопрано вверх до фа3). Переходные ноты: ми2 (фа2) – фа#2. Различают:
˗ колоратурное сопрано – самый высокий женский голос, очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром, его лёгкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и бравурные пассажи. Диапазон: до1 – фа3;
˗ лирическое сопрано – голос кантиленный, мягкий, ярко звучит на всём диапазоне. Диапазон: до1 – до3, ре3;
˗ лирико-драматическое сопрано – более объёмный, очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена;
˗ драматическое сопрано – сильный, объёмный, ярко тембральный голос, что даёт ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.
Меццо-сопрано – средний по диапазону женский голос. Рабочий диапазон: ля – си2. Переходные ноты: до2 – ми-b2 при переходе к головному регистру; ми1 – фа1 – фа#1 при переходе к грудному регистру. Различают:
˗ лирическое меццо-сопрано – светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. Диапазон: ля – ля2, си2;
˗ центральное меццо-сопрано – крупный, плотный, сильный голос;
˗ колоратурное меццо-сопрано – очень редкий голос, наделённый яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и рулады.
Контральто (альт) – самый низкий женский голос. Рабочий диапазон: соль – ля2. Переходные ноты: до2 – ре2 при переходе к головному регистру; ми-b1 – фа1 при переходе к грудному регистру.
3. Детские голоса:
˗ дискант – голос мальчиков. В ансамбле дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям.
˗ сопрано – высокий голос девочек. В ансамбле голоса сопрано разделяются по вокальным партиям.
Уроки вокала для детей.Один из вопросов, волнующих педагогов по вокалу, – есть ли смысл в уроках вокала для детей. Известно, что в подростковом возрасте у детей происходит мутация голоса. Особенно заметно она проходит у мальчиков. Поэтому многие учителя пения рекомендуют начинать серьёзные занятия вокалом уже после этого периода, то есть в возрасте 15-17 лет.
Однако есть и другое мнение. В сам период мутации голоса нужно очень бережно к нему относиться, не перегружать, правильно подбирать репертуар и упражнения. Но то, что ребёнок приобрёл на занятиях вокала раньше, никуда не исчезнет: если он укрепил свои связки, то они и останутся крепкими, если он развил свою дыхательную систему, то она такой и останется, если научился правильно пользоваться певческим дыханием, то и эти умения останутся с ним. И не следует забывать о том, что помимо укрепления здоровья, занятия вокалом развивают культуру детей, их музыкальный кругозор. Тем более, что всем детям нравится петь, они это делают с большим удовольствием.
Поэтому на этот вопрос можно ответить однозначно: да, конечно, дети в любом возрасте могут результативно и с удовольствием заниматься вокалом. Начинать заниматься непосредственно вокалом рекомендуется детям с 6-7 лет. До этого (с 3,5 до 6 лет) с детьми нужно заниматься общим музыкальным развитием, пением и дыхательными упражнениями. (Об особенностях развития детского голоса можно прочитать в сборнике "Методические рекомендации для руководителей детских академических хоровых коллективов", подготовленном в 2010 г. ГАУК РО "Областной дом народного творчества").
Определяем тип голоса
Вопрос определения типа голоса вокалиста является актуальным. При неверном определении типа голоса его можно испортить. Довольно частое заблуждение, что тип голоса определяется по тому, какие ноты берёт вокалист. Это неправильно. Для того, чтобы определить певческий голос, нужно выявить несколько его основных параметров:
˗ тембр (индивидуальная окраска);
˗ диапазон (высота звучания);
˗ переходные регистровые тоны;
˗ сила (громкость);
˗ примарные звуки;
˗ способность выдерживать тесситуру.
Даже очень низкие от природы мужские голоса способны «доставать» теноровые ноты, однако это не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желание петь высоко довольно часто перевешивает здравый смысл, и вокалисты, особенно молодые, начинают перенапрягать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это часто вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а также позёрством, желанием доказать всем, что "я могу так же". Оригинальный вокал всё равно в итоге будет звучать гораздо лучше и естественнее, поэтому вокалисту следует развивать свой голос и индивидуальный тембр.
Тесситурная выносливость
Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Определить тип для не поставленного голоса бывает сложно. Например, человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно. Тем не менее, при проверке окажется, что у него низкий голос.
Так как же правильно определить тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме "бас, баритон, тенор и т.д. ", а по принципу "очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос". В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И, тем не менее, одно остаётся неизменным – тесситурная выносливость.
Тесситура (итал. tessitura, буквально – ткань, от tessere – ткать) – высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания) является соответствие тесситуры в вокальном произведении характеру голоса певца. Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки – значит тесситура высокая и т. д.
Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко или низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам голоса – вверху или внизу. Иными словами – как долго и часто вокалисту придётся петь ноты, близкие к крайним "верхушкам" или крайним "низам". Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура удобна для певца. Если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая или низкая и имеет смысл опустить или поднять тональность произведения. Тесситура голоса – это комфортная зона певческого диапазона, в которой вокалист может петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Всё же остаётся открытым вопрос – как определить тип голоса по тесситуре? Например, вокалист может петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. В определении голоса становится вопрос между тенором и баритоном. В этом случае играет роль, как вокалист поёт эти ноты. Начинающие вокалисты иногда неспособны определить на слух, как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга, отвечающем за слух, ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Руководитель должен помочь им в этом разобраться.
У вокалистов иногда появляются психологические трудности. Молодые люди расстраиваются, услышав определение-диагноз: "вы – бас" или "вы – меццо-сопрано", так как высокие сильные голоса всегда пользовались популярностью, а многие современные (особенно мужские песни) ориентированы на высокие подвижные голоса. Не следует расстраиваться по этому поводу, так как почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже, по-своему. Слушатели чаще всего ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые использует вокалист, а индивидуальный тембр, манеру и стиль.
Для получения максимально возможного результата уроки вокала должны носить регулярный характер. Но при этом нельзя чрезмерно перегружать голос вокалиста. Преподавателю вокала необходимо подобрать специальные вокальные упражнения в зависимости от особенностей голоса вокалиста, правильно их дозировать.
Если у исполнителя от природы баритон, то ему не нужно давать сразу большую нагрузку голосу в верхнем регистре. В большинстве случаев возможно распеть низкий мужской голос (бас, баритон) до высокого мужского голоса (тенор), но делать это нужно очень постепенно.
Если у вокалиста низкий женский голос (контральто, меццо-сопрано), то голос пойдёт наверх со временем очень легко.
Если же у исполнителя очень высокий голос (сопрано, колоратурное сопрано), то вниз голос будет спускаться очень нехотя.
Эти особенности развития голоса связаны с физиологией наших связок (голосовых складок). Их, как струну, можно вытянуть (натянуть) до определённого уровня, и голос будет звучать всё выше и выше (представьте себе струну скрипки или гитары, которую затягивают с помощью колка, и звучание при этом становится выше), но сожмутся они только до своего первоначального размера перед деформацией (до растяжения).