Вопрос. Общая характеристика развития образования в конце XX века.
Вторая половина XX века — период крупномасштабных реформ в образовании. Традиционно выделяют два этапа реформирования системы образования развитых стран Запада.
Первый этап(60—70-е гг. XX в.). Ставились и решались следующие задачи:
– продление сроков обязательного обучения;
– превращение среднего образования из элитарного в массовое;
– проведение структурной перестройки школьного образования.
Эти задачи диктовались потребностью кардинально изменившихся под воздействием научно-технической революции (НТР) отраслевых структур, модернизацией форм наемного труда, характера занятости, необходимостью повышения уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы. Возросли требования к личности, способности брать на себя инициативу в сложных ситуациях.
В ходе реформ 60—70-х гг. XX в. были достигнуты значительные успехи:
расширен контингент обучаемых в начальной, средней и высшей школах, иерархические, многотиповые структуры средних школ преобразованы в единую («всеохватывающую») школу.
Ассигнования на образование росли в 1,5—2 раза быстрее национального дохода и стали крупнейшими статьями государственного бюджета (например, доля общих затрат на образование в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. составила во Франции — 5,5, ФРГ - 4,6 %).
Однако организационная перестройка, рост количественных показателей в образовательной сфере не всегда сопровождались повышением качества обучения. В рамках новых структур иногда не удавалось обеспечивать высокую эффективность обучения.
С конца 70-х гг. XX в. во многих развитых странах наблюдается снижение средних показателей качества образования, падение уровня базовых знаний и умений у основной массы учащихся. В массовой средней школе неуклонно сокращалось количество и объем изучаемых академических предметов. Вместо них расширялось изучение предметов «по выбору» большинством учащихся.
Данная ситуация вызывала обоснованную тревогу в политических, общественных и педагогических кругах и послужила импульсом для принятия мер по повышению качества образования. В начале 80-х гг. XX в. этому вопросу был посвящен ряд международных и национальных конференций. На государственном уровне многими странами принимались правительственные документы, раскрывающие глубину и остроту проблемы: «Нация в опасности» (США, 1983), «Лучшие школы» (Великобритания, 1985), «Качество в образовании» (Швеция, 1984). Лейтмотив всех документов — мысль о том, что современное образование должно не только отражать тенденции развития науки, техники, производства, но и соответствовать уровню научно-технического развития начала XXI в.
Второй этап (80—90-е гг. XX в.). Ставка делается на повышение качества образования, совершенствование механизмов его реализации. Несмотря на национальную специфику, в большинстве стран, по мнению зарубежных экспертов, наблюдаются общие тенденции в развитии образовательных систем. К ним относятся:
- повышение роли образования в жизни общества, превращение его, вслед за наукой, в реальную производительную силу, центральное связующее звено системы наука — техника — человек — производство;
- формирование целостной гибкой перманентной системы обучения и воспитания, начиная от семьи и детского сада и кончая университетом и послевузовским образованием, сочетание традиционного и альтернативного образования, государственного и частного;
- модернизация учебно-материальной базы, обновление содержания образования, построение комплексов учебно-воспитательного процесса;
- профессионализация обучающихся на базе высокого уровня общеобразовательной подготовки и при стремлении раннего выявления особо одаренных юношей и девушек, создание им поддержки для получения элитарного образования;
- демократизация и гуманизация организации и управления образованием, гуманитаризация всех учебных дисциплин, развитие широкой и всесторонней культурной подготовки учащихся — исторической, обществоведческой, экологической, этической, физической;
- повышение фундаментальности и логизации содержания образования, становление нового педагогического мышления, построение отношений учитель — ученик на основе теории сотрудничества;
- активизация работы учебных заведений в качестве социокультурных центров, развитие в них самоуправленческих начал ученического и педагогического коллективов, активное участие в работе школ родительской и другой общественности.
В российской педагогической литературе ряд авторов, характеризуя общее состояние образования в мире, к числу важнейших тенденций его развития в конце XX в. относят:
- демократизацию образовательных систем, подразумевающую доступность и открытость образования, преемственность образовательных ступеней, расширение автономии учебных заведений и т.п.;
- развитие рынка образовательных услуг;
- влияние социально-экономических факторов на получение образования;
- расширение сети вузов и рост студенческого контингента, изменение социальной базы студенчества;
- поиск компромисса между жесткой централизацией образования и автономией в сфере управления;
- постоянное обновление и модернизация школьных и вузовских программ и учебной литературы;
- отход от традиционной ориентации на среднего стандартного учащегося, повышенный интерес к одаренным школьникам;
- расширение частного сектора в образовании и др.
Мировая цивилизация диктует ряд требований к современному уровню образования. Во многих странах стремительно идет модернизация средней и высшей школы. На образование в начале XXI в. влияние оказывают такие факторы, как;
- возрастание темпов научно-технического прогресса;
- обострение конкурентной борьбы между странами;
- глобализация политики, экономики и культуры;
- информатизация мирового сообщества.
Характерные черты образования конца XX—начала XXI в.:
- переход большинства стран от элитарного к массовому образованию;
- углубление межгосударственного сотрудничества в образовании;
- превращение образования в сферу услуг;
- введение в программы обучения таких дисциплин, как политология, психология, экономика, социология, культурология, экономика и др.
По оценке ЮНЕСКО, последовательное проведение в жизнь отмеченных тенденций обеспечит выход образования на качественно новую ступень.
Оно будет вооружать личность универсальными знаниями, доводить до искусства профессионализм, построенный на индивидуальных способностях и любви к избранному делу, обеспечит непрерывный характер освоения, углубления, обновления знаний и умений человека. При этом непрерывность образования считается необходимым и основным для достижения двух таких качеств, как энциклопедизм и профессионализм.
Тенденция последних десятилетий — внедрение поликультурного образования. Миграция населения, приток иностранных рабочих в Западную Европу вызвали увеличение разнородности населения, пополнение школ детьми выходцев из-за рубежа.
Традиционно в научной литературе (Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский и др.) выделяют несколько стадий поликультурного образования в Европе.
♦ 70-80-е гг. XX в. — дети этнических меньшинств в школах объединялись в группы по этническому признаку и изучали курсы по родному языку. Так шла их постепенная адаптация в школе, где преподавание велось на государственном языке.
♦ На второй стадии развития поликультурного образования (конец 80-х гг. XX в.) в общественные дисциплины включаются материалы о национальных меньшинствах, их истории, традициях и обычаях.
Сегодня в основе государственной политики многих европейских государств лежит концепция поликультурного образования.
В последние десятилетия серьезной проблемой для многих европейских образовательных систем стала перегрузка учащихся. Чтобы снять остроту данной проблемы, одни государства пошли по пути введения интегрированных курсов, факультативов, разноуровневых программ, профилей обучения в средней школе, другие сокращали количество часов в учебных планах школ.
Актуальной проблемой, по мнению специалистов, является функциональная неграмотность, когда учащиеся по окончании школьного обучения не владеют умениями и навыками, необходимыми для жизни.
В решении проблем образования большое значение имеют крупные международные образовательные проекты и программы. В 1987 г. была утверждена программа ЭРАЗМУС, цель которой — повышение мобильности студентов Европейского союза (около 10 % студентов должны пройти обучение в зарубежных вузах).
С 1989 г. действует программа ЛИНГВА, предусматривающая улучшение преподавания иностранных языков, начиная с младших классов (один иностранный язык изучается в начальной школе, не менее двух языков — в средней школе).
В 90-е гг. XX в. популярность получила общеевропейская программа ТЕМПУС, ориентированная на развитие мобильности преподавателей вузов.
С 1997 г. в Северной Европе действует программа ВИСБИ, цель которой — расширение международного сотрудничества в образовании Швеции и пяти стран Балтии (Эстония, Литва, Латвия, Польша, северо-запад России).