Запись ОРУ на гимнастической стенке

Упражнения на гимнастической стенке способствуют решению задачи всех частей урока. Конструктивные особенности этого сна­ряда при выполнении упражнений позволяют точно фиксировать исходные и конечные положения тела или его отдельных звеньев, а, следовательно, дозировать нагрузку в соответствии с индиви-

дуальными возможностями занимающихся. Упражнения могут выполняться в простых и смешанных висах, в смешанных упорах индивидуально и с партнером, в одну или в несколько смен. При работе в несколько смен в качестве дополнительного вида заня­тий для «отдыхающей» смены могут быть предложены: упражне­ния без предмета, акробатические упражнения, упражнения на гимнастической скамейке, с палками, набивными мячами и др. Причем «отдыхающая» смена свои упражнения должна выпол­нять в том же темпе, что и на стенке.

Для быстрого и организованного перестроения занимающихся вдоль гимнастической стенки подается команда: «Группа, для выполнения упражнений к гимнастической стенке — марш!» (или «шагом — марш!»). По этой команде направляющий располагает­ся против первого пролета лицом к стенке, обозначает шаг на месте, идущий за ним вслед останавливается против второго про­лета и т.д. При выполнении упражнений вдвоем занимающиеся располагаются попарно в затылок друг другу лицом к стенке и обозначают шаг на месте до команды: «Группа — стой!» После объяснения задания первым и вторым номерам подаются коман­ды: «Первые номера, исходное положение при-нять!»; «Вторые номера, занять свои места». Начало упражнения определяется ко­мандой: «Упражнение начи-най!», окончание — «Стой!» После окончания упражнения подается команда: «Сойти со стенки!» По этой команде первые номера сходят со стенки и встают в затылок вторым, которые готовятся занять исходное положение на стенке.

Упражнения на гимнастической стенке применяются в виде комплексов, в которых упражнения в висах чередуются с упраж­нениями в упорах и смешанных висах, чтобы дать отдых мышцам кистей рук и избежать травмы.

Гимнастическую стенку можно использовать для выполнения ОРУ как на самой стенке, так и возле нее.

-И.п. – лицом к стенке, упор стоя на нижней рейке, хватом за рейку на уровне пояса; 1 – упор присев; 2 – упор стоя согнувшись; 3 – упор присев; 4 – и. п.

-И.п. стоя спиной у стенки хватом за рейку над головой; 1 – отвести таз максимально влево; 2 – и.п.; 3 – отвести таз максимально вправо; 4 – и.п.

Кувырок назад.

Группировка — подготовительное упражнение для выполнения перекатов, кувырков, сальто. Различают следующие виды группи­ровки: в приседе, сидя, лежа на спине и широкую группировку. Все они выполняются из основной стойки, приседа, седа, из положения лежа на спине, руки вверх. Из этих положе­ний надо согнуть ноги в коленях, руками взяться за середину го­леней и плотно подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, локти прижать к туловищу, спину округлить.

Перекаты изучаются как самостоятельные упражнения и как подводящие при овладении более сложными упражнениями. Они используются как связующие элементы и приемы самостраховки при падениях, выполняются из различных исходных положений. Различают: перекаты вперед в плотной группировке, в положе­нии лежа на спине (качалка); лежа прогнувшись на животе; из стойки на коленях прогнувшись, с опорой руками и без нее; из стойки на лопатках; перекаты назад из упора присев, из седа, из основной стойки через сед с прямыми ногами в упор на лопатках; перекаты в сторону из упора стоя на коленях (с опорой пред- плечьями), на одном колене, другую ногу в сторону на носок; в широкой группировке прогнувшись, с группировкой в момент переката на спину; круговой перекат. Перекаты вперед и назад выполняются в плотной группировке. При перекате в сторону вып­рямившись сначала фиксируется поза «выпрямившись» (лежа на спине, животе), затем выполняется сам перекат. Пере­каты изучаются фронтальным способом.Из упора присев надо опуститься в сед, не изме­няя принятого положения группировки, энергично перекатиться по мату назад, захватить руками ноги около коленных суставов, активным движением усилить вращение. К моменту касания за­тылком мата быстро поставить руки у головы пальцами как мож­но ближе к плечам и разогнуть ноги до касания носками пола. Разгибанием рук облегчить переворачивание через голову, одно­временно согнуть ноги и принять упор присев. Успешное выпол­нение кувырка назад во многом зависит от своевременной поста­новки рук. Голова должна быть наклонена на грудь. Страховать, стоя сбоку, за поясницу в направлении движения.

Кувырок вперед

Выполняется из упора присев. Наклоняясь впе­ред, надо поставить руки на ширине плеч впереди ступней (на 40 — 50 см) и перенести на них тяжесть тела. Сгибая руки и полностью выпрямляя ноги, наклонить голову к груди, приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и, группируясь, мягко перекатиться вперед с круглой спиной до упора присев без дополнительной опоры руками. В том случае, если упражнение не получается, его изучают по частям. Сначала овладевают плотной группировкой и перекатом на спине, постепенно увеличивая амплитуду для пере­хода в упор присев. Затем из упора стоя согнувшись или упора присев выполняется первая половина кувырка до положения упо­ра согнувшись (с прямыми ногами), а после паузы за счет плот­ной группировки выполняется вторая половина упражнения. При обучении кувырку используют повышенную опору и наклонную плоскость. Переворачиванию через голову помогают активным разгибательным движением ног, а при переходе в упор присев активным движением (накатом) плеч и головы вперед. Кувырок выполняется в одном темпе.

Длинный кувырок выполняется из полуприседа, руки назад. Тол­чком ног и махом рук вперед надо перейти в упор стоя с макси­мальным удалением рук при постановке на опору. Затем, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, перейти в упор на лопатках, выполнить группировку и закончить кувырок перекатом в упор присев. Длинный кувырок выполняется по большой амплитуде, но без фазы полета. Группировка выполняется только после каса­ния опоры руками (рис. 238). Овладеть этим упражнением можно, последовательно выполняя: кувырок вперед из упора присев, с постепенным увеличением расстояния между ногами и постанов­кой рук, с незначительного возвышения, с постановкой рук на ориентиры (линия, флажок, стык матов и др.). Страховку и помощь оказывают стоя сбоку, под грудь и ноги или стоя несколько сзади и подталкивая исполняющего вперед за пояс для увеличения длины ку­вырка.

Кувырок назад с прямыми ногами из основной стойки является связующим и наиболее характерным элементом для выполнения различных вариантов кувырка назад. Поэтому его изучают отдельно. Из ос­новной стойки делается наклон вперед, руки ставятся как можно дальше назад. Продолжая наклоняться вперед, выполнить сед с прямыми ногами, ставя прямые руки на опору. При разучивании сначала выполняется хороший наклон вперед с прямыми нога­ми, затем сед на повышенную опору с помощью товарища (стоя впереди и удерживая за руки или сзади и помогая за пояс), сед, постепенно понижая опору, с помощью и самостоятельно. Кувырок назад согнувшись. Из основной стойки, наклоняясь впе­ред, выполняется сед с прямыми ногами, затем делается перекат на спину с последующим переворачиванием через голову в упор стоя согнувшись (можно ноги врозь). Действия руками в момент переворачивания через голову те же, что и в простом кувырке назад (рис. 241).

70… Равновесие «ласточка»

Равновесия могут быть: горизонтальное на правой (левой) ноге, переднее, боковое, с наклоном, «кольцом», вертикальное (шпа­гатом).

Горизонтальное равновесие выполняется из основной стойки. Для этого надо отвести правую (левую) ногу назад до отказа, руки в стороны (или другое положение), туловище и голову держать прямо. Затем медленно наклонить туловище вперед, поднимая ногу до отказа назад (не ниже уровня плеч), сохранить прогнутое поло­жение. При обучении этому упражнению предварительно выпол­няются: взмахи ногами, держась за опору на высоте пояса; то же, но с задержкой ноги в крайнем верхнем положении; равновесие с помощью товарища, держась руками за опору на высоте пояса, с кратковременным отпусканием рук.

71 Мосты выполняются опорой руками и ногами, на предплечь­ях, на одну руку, на одну ногу, разноименно, на коленях. Начи­нают обучать этому упражнению из положения лежа на спине. Согнутые ноги ставят на ширине плеч, руки опираются у головы (пальцы к плечам). Из этого исходного положения разгибаются ноги и руки, голова отводится назад, плечи над кистями, колени слегка согнуты, вес тела равномерно распределен на ноги и руки. По мере овладения упражнением постепенно сокращается рас­стояние между руками и ногами. Далее разучивают мост наклоном назад, стоя у гимнастической стенки и с помощью товарища. Мост опусканием выполняется со страховкой и на мягкой опоре до его уверенного выполнения учеником.

Подводящие упражнения

1И.п. – упор лёжа согнув руки1–упор лёжа прогнувшись2–и.п.Метод.указ.: Живот от пола не отрывать, руки выпрямить, плечи опустить.

2И.п. – Лёжа на животе, захватить ноги руками. Перекаты на животе вперёд – назад.

3И.п. – упор лёжа прогнувшись. Ногами коснуться головы.

4И.п. – стойка на коленях, пятки вместе, колени врозь. Наклоны назад, Не стремиться достать головой ног, а тянуться животом вперёд, чтобы развивать подвижность тазобедренных суставов.

5И.п. – Лёжа на спине – "мост", руки выпрямить.

6Лёжа на горке матов, упор руками о пол, ногами на маты – "мост" Перенести центр тяжести на руки, завести плечевые суставы вперёд.

7«Мост», выпрямляя колени с переносом тяжести тела с ног на руки.

8И.п. – стоя спиной к стене на расстоянии шага, наклоны назад с постановкой рук на стену и встать и обратно. По стене не ходить. Наклон выполнять руками.

9То же, но с опорой на горку матов (возвышенность)

По мере освоения выполняется с помощью и без помощи на полу.

72 Стойка на лопатках выполняется из различных исходных поло­жений: седа с прямыми и согнутыми ногами, упора присев, упора стоя согнувшись и др. Для ее выполнения надо сделать перекат на­зад в стойку на лопатках с согнутыми ногами, руки как можно быстрее подставить под спину, пальцами обхватить поясницу. Принять устойчивое положение, равномерно распределив тяжесть тела на затылок, шею, лопатки и руки; разогнуть ноги вверх. Стойка на лопатках выполняется также с опорой прямыми руками о пол и вдоль туловища. Страховку оказывают, стоя сбоку, за ноги.

В крайней точке переката назад согнуть руки и опереться ладонями в поясницу (большие пальцы вперед); разгибаясь, выпрямить тело, чтобы туловище и сомкнутые ноги составляли одну прямую линию

1. И.п. – голова прямо. Круги головой.

2. И.п. – то же. Наклоны головой вперед-назад.

3. И.п. – вис стоя сзади спиной к гимнастической стенке. Вис присев сзади.

4. И.п. – лежа на спине согнувшись. Касание носками ног пола за головой.

5. Контрольное упражнение. И.п. – лежа на спине головой к гимнастической стенке, держась за нижнюю рейку. Перекатиться на лопатки и коснуться стенки как можно выше:а) согнутыми ногами;б) прямыми ногами.

1. И.п. – сед. Перекат назад в положение лежа согнувшись, руки на полу; удерживать таз возможно выше, упираясь ладонями в поясницу (большие пальцы вперед).

1 Научиться удерживать в положении лежа согнувшись на лопатках туловище вертикально, упираясь ладонями в поясницу. Ноги в различных положениях.

1. Выполнение стойки на лопатках из положения лежа согнувшись с помощью учителя.2. И.п. – упор присев. Перекатом назад стойка на лопатках: а) с помощью; б) самостоятельно

1. Стойка на лопатках. Держать 3 сек., ориентируясь на мате.2. Контрольное упражнение. Стойка на лопатках на отметку.

73 Стойка на голове и руках выполняется из различных исходных положений и различными способами (толчком ног, силой, махом одной и толчком другой). При выполнении из упора присев толч­ком ног или силой поставить голову на верхнюю часть лба, прий­ти в стойку на голове и руках в группировке, затем, разгибая ноги, выполнить стойку прямым телом. Голова ставится впереди рук на такое расстояние, чтобы образовался равносторонний тре­угольник. Тяжесть тела равномерно распределяется на все точки опоры. Руки ставятся на ширину плеч, локти согнутых рук обра­щены назад, пальцы развернуты вперед-наружу. При обучении этому упражнению необходимо выполнить: правильную постановку рук и головы из упора стоя согнувшись или на повышенной опо­ре; стойку на голове и руках в группировке у стены, с помощью товарища. Страховку оказывают стоя сбоку, за голень и стопы.

Перед выполнением этих упражнений, рекомендуем тщательно размять мышцы шеи. Всегда нужно дополнительно осознанно напрягать мышцы шеи, и не расслаблять их даже во время падения, чтобы не травмировать шейный позвонок. При освоении стойки на голове, нужно стараться ноги максимально выпрямить, носки направить вверх, взгляд направлен на противника, и головой уже опирать не на лобную часть, а на волосяной покрой головы. Из этого положения, можно пытаться выйти в стойку на руках, либо из стойки на руках выйти в стойку на голову.

Упражнение 1. Лечь на спину на полу, руки вверх. Одновременно оторвать руки, плечи и ноги от пола на 2–3 см. Удерживать 10 сек. Почувствуйте, как работает передняя поверхность туловища. Так будет и при стойке на руках.

Упражнение 2. Лечь на живот, руки вверх. Одновременно оторвать от пола руки, плечи и ноги на 2–3 см. Удерживать 10 сек. Почувствуйте, как работает задняя поверхность туловища. Так будет и при стойке на руках. Если ребенку не удается удерживать данные положения в течение 10 сек., – значит, у него недостаточно развиты мышцы брюшного пресса, с одной стороны, и мышц спины и ягодиц – с другой. Их можно развить, выполняя те же упражнения, постепенно увеличивая время удержания позы. В упражнении обратить внимание на основные моменты стойки на руках: – пальцы рук растопырены, чуть повернуты друг к другу; – руки в локтях не сгибать; при постановке рук и махе ногой плечи и голову не подавать вперед; – глаза должны смотреть на кончики пальцев рук, руки прижаты к голове (это более удобно); – сохранять тонус мышц живота, спины, ягодиц, бедер, не прогибаться в пояснице.

74 Стойка на руках выполняется из различных исходных положе­ний и различными способами. Простейшим вариантом является выполнение стойки махом одной и толчком другой ноги. Для это­го надо из стойки на маховой ноге, толчковая вперед на носок, руки вверх ладонями вперед наклониться вперед и, не опуская рук и удерживая спину прямой, поставить прямые руки на пол и подать плечи вперед, толчком слегка согнутой толчковой и энер­гичным движением маховой ноги назад-вверх выйти в стойку на руках. При этом толчковая нога присоединяется к маховой, а тело принимает максимально выпрямленное положение (надо потя­нуться носками вверх). Руки, туловище и ноги по возможности Должны составлять одну прямую линию. Стойку на руках лучше изучать, выполняя ее у стены или с помощью товарища. Страховку оказывают стоя сбоку и ограничивая руками возмож­ность падения.

75 При обучении упражнениям в равновесии применяется целостный метод. Прежде чем перейти к упражнениям на повышенной опоре, их следует освоить на полу.Усложнять упражнения в равновесии можно путём изменения:
а) площади опоры (на носках, на пятках, на одной ноге и т.д.);

б) положения головы или туловища (повороты, наклоны с открытыми и с закрытыми глазами);

в) положения рук (за головой, вверху, впереди и т.д.);

г) способов передвижения (ходьба, танцевальные шаги, прыжки, бег);

д) направления движения (вперёд, назад, в сторону);

е) снаряда (гимнастический ковёр, гимнастическая скамейка, качающееся бревно);

ж) высоты снаряда;

з) темпа выполнения упражнений;

и) угла наклона снаряда.

Упражнения в равновесии можно сочетать с преодолением препятствий и переноской груза.

Равновесия выполняются в высоких стойках и в приседах, на двух или одной ноге, другую ногу вперед, назад, в сторону (пря­мую или согнутую). Равновесия можно выполнять стоя на месте и в сочетании с передвижениями, поворотами и прыжками. К ним относятся: стойка на носках; стойка на одной, другую назад; по­луприсед на одной, другую назад; присед на одной, другую впе­ред; стойка на одной, другую вперед-вверх, с наклоном назад, руки в стороны и др.

76/ В упражнениях на бревне от гимнастки требуется непрерывное передвижение по снаряду, смена ритма движений, выполнение сложных, рискованных элементов и соединений из них, передви­жение на высоких полупальцах и с поворотами, изящество дви­жений, способность выразить в них свою индивидуальность и др. Успешность овладения упражнениями зависит: от способности гимнастки сохранять в процессе движений правильную осанку; от тактильно-мышечной чувствительности стоп; от функций вести­булярного анализатора, влияющих на ориентировку в простран­стве; от координации движений, общей и специальной физичес­кой подготовленности, решительности и смелости. Упражнения на бревне являются эффективным средством и методом развития этих способностей. Современные упражнения на гимнастическом бревне требуют от занимающихся хорошей акробатической и хо­реографической подготовленности.

При обучении технику движений осваивают сначала на полу, затем по начерченной линии, на гимнастической скамейке, низ­ком бревне. И только по мере формирования навыка изучаемые упражнения выполняются на среднем, а затем и высоком бревне. Страховку осуществляют стоя сбоку, гимнастка поддерживается за руку, под спину или живот. Для страховки используются по­ролоновые маты, уложенные на одном уровне с бревном, или ямы.

Передвижения соединяют в единую комбинацию все элемен­ты, выполняемые на бревне. К ним относятся различные виды ходьбы и бега, подскоков, танцевальных шагов и сочетания из этих элементов. Они выполняются с различными движениями рук, головы, туловища. Стопа ставится на среднюю линию, слегка на­искось так, чтобы чувствовать острый край бревна.

Виды ходьбы и бега: шаг с носка, ходьба на носках, полуприсе­дая на опорной ноге, выпадами, с движением свободной ноги (прямой и согнутой) вперед, назад, в сторону или удерживая ее в крайнем высоком положении; приставной и переменный шаг; бег на носках мелким шагом, с небольшими прыжками с ноги на ногу, выводя прямые (согнутые) ноги вперед (назад).

Подскоки: шаги с подскоком, выводя поочередно прямые (со­гнутые) ноги вперед, назад, в сторону.

Танцевальные шаги: галоп, полька, вальсовый, русский, попе­ременный шаг. Выполняются, так же как и на полу, с плавным, грациозным, как бы скользящим продвижением вперед.

Повороты выполняются на носках в положении стоя и в присе­де, на двух и на одной ноге, в упорах присев, в упорах на колецях и седах; изучаются сначала на полу, а затем на повышенной опо­ре. Для точного исполнения поворота намечаются ориентиры, например мах ногой вдоль бревна. Большое значение имеет поло­жение головы: при поворотах налево (направо) и кругом она со­храняет прямое положение с туловищем; при поворотах на 360° и более вначале отстает от движения тела, а затем быстро повора­чивается, обгоняя плечи. Движения руками могут способствовать повороту и сохранению равновесия. При поворотах налево (на­право) и кругом руки могут быть в стороны, вверх, на пояс, при более сложных поворотах — помогают вращательному движению.

Повороты в положении стоя на обеих ногах выполняются напра­во (налево) и кругом: из стойки поперек в стойку поперек, из стойки продольно в стойку ноги скрестно и наоборот.

Повороты в положении стоя на одной ноге выполняются махом вперед или назад, согнутой или прямой ногой. В зависимости от направления вращения различают одноименные (в сторону опор­ной ноги) и разноименные (в противоположную от опорной ноги) повороты.

Повороты в приседе на обеих ногах можно выполнить: из стойки поворотом кругом в присед и наоборот; в приседе поворотом кру­гом; из стойки поворотом кругом приседая и вставая; то же, но прыжком.

Повороты в приседе на одной ноге: из приседа продольно на правой, левую в сторону на носок, одноименный поворот напра- во или кругом в такое же исходное положение; из приседа попе­рек на правой, левая полусогнута вперед на носок, опуская левую вниз и махом назад, разноименный поворот кругом в такое же исходное положение.

Повороты в упорах, упорах присев, упорах на коленях, седах соче­таются со вскоками, перемахами или переходами из более низких положений в более высокие. Они выполняются в основном с опо­рой на руки: из упора поворот в сед на бедро; из упора перемахом одной поворот в сед ноги врозь; из седа на бедре поворот кругом в сед на другое бедро; из упора ноги врозь вне поворот направо (налево) или кругом; из стойки на коленях поворот кругом в по­лушпагат; из стойки на одном колене, другую назад, поворот кру­гом в такое же исходное положение; из полушпагата поворот кру­гом в стойку на одном колене, другая нога согнута вперед; в упо­ре лежа на животе поворот налево (направо) или кругом.

Ходьба включает обычный шаг, с носка и на носках, с высоким подниманием согнутых и прямых ног вперёд, может выполняться спиной и боком вперёд.

77 Переворот в сторону. Сущность этого упражнения состоит в выполнении вращательного движения через голову в лицевой плос­кости с последовательной опорой руками и ногами. Переворот влево выполняется из стойки на правой ноге, левая впереди, руки вверх ладонями вперед, лицом по направлению движения. С ши­роким шагом левой надо быстро наклонить туловище и, сгибаялевую ногу, поставить левую руку вперед на одной линии с левой ногой (примерно в одном шаге от нее). После этого без остановки взмахом правой и толчком левой ноги, последовательно опираясь руками, пройти через стойку на руках, ноги врозь. Поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (левым боком по направлению движения). Руки и ноги ставить на одной линии. При разучивании последо­вательно выполняются: стойка на руках (обозначить), стойка на руках с поворотом и широким разведением ног в стороны с по­мощью товарища, вторая половина переворота в сторону с помо­щью; переворот в сторону с использованием гимнастической ска­мейки; переворот в целом с помощью, а затем и самостоятельно. Изучать переворот следует в обе стороны. Страховать, стоя сзади, за поясницу.

Прежде чем перейти к разучиванию переворота в сторону, учащиеся выполняют подводящие упражнения: стойку на голове и кистях у опоры и без опоры, затем у опоры - стойку на кистях. Перед началом изучения переворота в сторону готовят акробатическую дорожку из гимнастических матов, уложенную по длине. После образцового показа учитель демонстрирует, как зачастую учащиеся впервые выполняют это упражнение (угол в тазобедренном суставе, согнутые ноги). Однако выдерживается главное требование: толчковая нога выполняет движение, не вставая на гимнастический мат, руки ставятся по одной линии и маховая нога приземляется на другой стороне мата.

И.п. - руки вверх, встать лицом к гимнастическому мату. Махом правой и толчком левой ноги - до гимнастического мата: по очереди постановка левой, затем правой руки на мат, постановка правой ноги. Заканчивается движение переворота толчком правой руки.

Наиболее распространенные ошибки: обучаемый недостаточно сильно выполняет мах ногой, во время маха нога сгибается в тазобедренном суставе и ноги идут не через стойку, а стороной. Также обязателен мах прямой ногой.

78 Кувырок назад через стойку. Выполняется из седа с наклоном вперед или после седа назад с прямыми ногами. Заканчивая пере­кат назад согнувшись, поставить руки около плеч и быстро разо­гнуться ногами вверх, одновременно активно выпрямить руки. После выхода в стойку можно, сгибаясь, перейти в упор стоя согнувшись или, сгибая руки, выполнить перекат в упор лежа; можно также обратным движением сделать кувырок в группиров­ке или согнувшись. При обучении этому упражнению необходимо: из упора согнувшись поставить руки около плеч, вы­полнить разгибание в стойку с помощью товарища и вернуться в исходное положение несколько раз подряд; выполнить то же, но при активной помощи страхующего за ноги в момент разгибания. Страховку оказывают стоя сбоку.

При обучении акробатическим элементам, в частности кувыркам вперед и назад, используем либо наклонную горку матов, либо прыжковый мостик, который покрываем сверху гимнастическим матом. Во время выполнения кувырка вперед при условной постановке рук - подбородок плотно прижат к груди, спина круглая. Большое внимание надо уделить правильной постановке затылочной части, иначе возможны серьезные травмы шейного отдела позвоночника. Ставить затылочную часть следует очень мягко, плавно. Наклон головы на грудь соответствует одновременному сгибанию рук. Затем следует перекат на спине: надо принять плотную группировку и выйти в упор присев, при этом не должно быть дополнительной опоры руками сзади, которая является следствием неплотной группировки. Страховка и помощь. Учитель, стоя сбоку на одном колене, одной рукой помогает учащемуся наклонить голову к груди, накладывая эту руку на затылок, а другой рукой помогает учащемуся в толчке ногами, удерживая рукой сзади за середину бедра. При такой страховке у учащихся вырабатывается навык удержания правильного положения головы. При слабом отталкивании учитель осуществляет помощь, подталкивая под бедро.

Исходное положение (И.п.) - упор присев на горке матов. С началом переката на спину подбородок плотно прижимается к груди. Продолжается перекат назад, затем следует быстрая постановка согнутых в локтевом суставе рук возле головы. При этом должна быть очень плотная группировка: это уменьшает нагрузку на руки и увеличивает скорость вращательного момента назад. Через опору на руки перейти в упор присев. Страховка и помощь. Учитель, стоя сбоку на одном колене, одной рукой слегка подталкивает учащегося сзади под бедро, а другой - снизу под плечо. При такой помощи облегчается выполнение переката назад и поднимание таза вверх в момент завершения кувырка и выпрямления рук.

79 Подъём переворотом

Подъём переворотом – первый подъём, который стоит освоить на перекладине. Представляет собой подтягивание с последующим «закидыванием» ног в упор спереди. Для более простого выполнения предлагаю выполнять переворот в упор в середине подтягивания. Т.е. подъём ног желательно начинать одновременно с движением всего тела вверх, пока руки ещё согнуты в локтях. Можно усложнить себе задачу, если выполнять подъём переворотом полностью подтянувшись и уже потом начинать подъём ног, или совсем уж сложно, если сначала поднести прямые ноги к перекладине и затем начинать подтягивание.

80 Современные брусья разной высоты — это своеобразная сдво­енная перекладина.

Размахивание изгибами в висе на верхней жерди (в/ж). Для его выполнения надо сначала приподнять прямые ноги вперед и, не задерживая их в конечном положении, легким броском отвести назад, подавая плечи вперед. Проделать это несколько раз под­ряд, постепенно увеличивая амплитуду движений. ОЦМ тела дол­жен быть предельно удален от опоры, мышцы плечевого пояса растянуты. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку одной рукой за бедро, другой под поясницу.

Вис присев на нижней жерди (н/ж) — это такое положение за­нимающегося на снаряде, при котором он висит на в/ж, а носка­ми согнутых ног упирается о н/ж. Его можно выполнять: из виса на в/ж силой; из виса стоя на в/ж толчком ног; из разма­хивания изгибами. При обучении используется гимнастическая

стенка. Страховка и помощь оказываются стоя сзади или сбоку за туловище.

Вис лежа на н/ж выполняется: а) из виса стоя на в/ж толчком ног с последующим перемахом через жердь согнутыми или разве­денными в стороны ногами; б) из размахивания изгибами на в/ж перемахом согнутыми, разведенными врозь или прямыми (согнув­шись) ногами. Упражнение разучивается в следующей последовательности: а) из виса на гимнастической стенке выпол­няется поднимание вперед прямых или разведенных в стороны на полную амплитуду ног; б) в висе на в/ж после предварительного прогибания (замаха) постановка разведенных в стороны ног на в/ж; в) из виса стоя на в/ж толчком ног перемах разведенными в сто­роны ногами через н/ж с помощью и самостоятельно. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку одной рукой под живот, дру­гой — под спину.

Вис прогнувшись на н/ж с опорой ступнями о в/ж выполняется из виса стоя на н/ж снаружи. Махом одной, толчком другой надо по­ставить поочередно ступни ног на в/ж и, прогибаясь, прижаться бедрами к н/ж. Последовательность обучения состоит в следующем: выполнить вис прогнувшись на бревне или другом снаряде с опо­рой ступнями о гимнастическую стенку; переступанием по гимна­стической стенке, махом одной, толчком другой, а затем на брусь­ях разной высоты с помощью. Страховка и помощь осуществляются путем поддержки одной рукой под плечо, другой под бедро.

Подъем в упор на в/ж из виса присев на н/ж выполняется одно­временным разгибанием ног и надавливанием прямыми руками на в/ж. Последовательность разучивания может быть сле­дующей: а) сгибание и активное разгибание рук в упоре лежа; б) из виса стоя на перекладине, бревне, низких брусьях и др. вы­полнение упора толчком ног и надавливанием прямыми руками на опору; в) из виса стоя согнувшись на гимнастической стенке нажиманием прямыми руками на рей­ку встать в вис стоя; г) выполнение подъема в упор на в/ж с помощью и самостоятельно. Страховка и помощь оказываются одной рукой под спину, другой — под бедро.

Упражнение вначале выполняется с помощью, а затем самостоя­тельно. Страховку и помощь оказывают, стоя со стороны спины или сбоку, под спину и живот.

81.. К простым упорам относятся: упор, упор на предплечьях, упор на руках, упор углом, горизонтальный упор на локте, упор со­гнувшись, стойка на предплечьях, стойка на руках, горизонталь­ный упор на руках.

Упор — туловище приподнято и вместе с ногами образует пря­мую линию, грудь несколько развернута, голова прямо. Руки, до предела выпрямленные, опираются о жерди всей ладонной по­верхностью, локти слегка развернуты внутрь. При разучивании упора в развитии силы мышц, удерживающих тело в упоре, при­меняются упражнения в упоре лежа на полу, на гимнастической скамейке, стенке с опорой ногами о рейки, рукохождение на брусьях с проваливанием и подниманием тела в плечевых суста­вах, прыжки в упоре, длительное удержание высокого упора, повороты в упоре на одну жердь и обратно и др. Страховка и по­мощь оказываются стоя сбоку за плечо и предплечье.

Упор на предплечьях — тело выпрямлено, угол между плечом и предплечьем прямой, голова прямо, локти слегка смещены внутрь, кисти обхватывают жерди снаружи и снизу.

Упор на руках выполняется прямым телом без провисания в пле­чевых суставах, руки незначительно согнуты в локтевых суставах, кисти обхватывают жерди, опираясь на них преимущественно сна­ружи. Плечи по отношению к жердям расположены примерно под углом 45°. Выполнение этого упора нуждается в достаточно хорошо развитой силе грудных и широчайших мышц спины.

В упоре углом руки выпрямлены, спина прямая, голова прямо, ноги параллельны жердям. Его разновидностями являются: упор углом ноги врозь вне, упор высоким углом, горизонтальный упор спереди согнувшись.

Горизонтальный упор на локте выполняется слегка прогнутым телом, опирающимся на локоть согнутой руки, подведенной под гребень подвздошной кости, другая рука выпрямлена, голова при­поднята. Упражнение осваивается вначале на стоялках спомощью, а затем на низких и высоких брусьях. Его можно вы­полнять на одной руке без опоры на другую.

Горизонтальный упор на прямых руках выполняется за счет боль­шого напряжения мышц рук, плечевого пояса и задней поверх­ности тела. Его применяют для интенсивного развития этих групп мышц, а квалифицированные гимнасты включают в свои комби­нации. Страховка и помощь при выполнении этих упоров осуще­ствляются стоя сбоку под плечо и бедро.

Упор на руках согнувшись — положение тела в упоре на руках с поднятыми на себя под углом в 45° ногами. Равновесие удерживается за счет силы мышц кистей, обеспечивающих совме­щение проекции ОЦМ тела с серединой площади опоры. Изуче­ние этого упражнения осуществляется на полу, на низких, а за­тем и на высоких брусьях махом одной и толчком другой, толч­ком двух ног, из размахивания, с помощью и самостоятельно. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку под спину и таз.

Стойка на плечах может выполняться из положений седа ноги врозь, из упора углом и махом. Для выполнения стойки из седа ноги врозь надо сначала пере­хватить руками поближе к бедрам, подать плечи вперед, силой оторвать бедра от жердей, затем, когда туловище примет верти­кальное положение, развести локти в стороны, опустить плечи на жерди впереди кистей на расстояние, удобное для сохранения равновесия, разогнуться в тазобедренных суставах, соединить ноги и перейти в стойку на плечах прямым или слегка прогнутым те­лом и зафиксировать ее.

Стойка на руках выполняется махом и силой. Разновидностями ее являются стойка продольно, стойка на одной руке, стойка на одной жерди. Стойка на руках махом выполняется почти прямым телом. При выполнении маха назад, после того как ноги пройдут нижнюю вертикаль, плечи плавно и синхронно с движением ног подаются вперед с таким расчетом, чтобы облегчить движение тела до верх­ней вертикали. По мере приближения к ней плечи плавно уводят­ся назад и останавливаются в момент выхода тела в

82.. Выход силой - это одно из базовых упражнений, которое является комплексным показателем силы верхней части вашего туловища.

Начнем с самого начала. Что необходимо, для выполнения выхода силой? Для начала, Вы должны подтягиваться не менее 12-15 раз,

Первый и самый простой - выход на одну руку (левую или правую), самый легкий вариант. Есть два способа его выполнения: а) резко подтянуться вверх и как только ваша грудь будет возле турника, не останавливаясь, резко забрасываете локоть одной из рук вверх, получается одна ваша рука, от плеча до кисти находится выше перекладины, а вторая ниже. Как только одна из ваших рук очутилась выше турника, вслед за ней забрасываете вторую руку и выжимаете себя обеими руками. Делайте данное упражнение на каждую руку поочередно, чтобы развиться одинаковую силу обеих рук.

Второй вариант – это выход на две руки с небольшой раскачкой. К нему стоит переходить, когда вы свободно делаете выход на одну. Способ выполнения: берете турник хватом сверху (стандартный хват), немного раскачиваетесь вперед и в момент, когда ваше тело начинает возвращаться назад, резко рвете себя вверх и таким образом вылетает выше турника. В данном варианте можно немного помочь себе ногами, а именно: в момент рывка подаете колени или прямые ноги вверх вместе с туловищем. Эта хитрость добавит вашему движению инерции и сильнее вытолкнет ваше тело вверх.

Третий вариант – выход на две «чистый» (без раскачки и рывков). Это один из самых сложных вариантов выхода силой. Для его выполнения: повисните на турнике (хват ладоней сверху), делаете резкий рывок туловища вверх(пытаясь вылететь выше турника) и в момент когда ваше туловище уже оказывается немного выше турника, подгибаете кисти рук и выжимаете себя над турником. Чтобы не биться грудью о перекладину, старайтесь немного, как бы, оттолкнуть себя от турника, чтобы в момент прохода турника ваше тело было на расстоянии 1-2 см от него.

Четвертый и самый сложный – это медленный выход на две. Перед тем как приступать к его выполнению вы должны уметь делать выход силой с раскачкой – раз 6-7. Выполняется данный элемент так: беретесь за турник хват ладоней сверху (но только не так как на стандартных подтягиваниях, а так чтобы ваши кисти были выше перекладины) медленно подтягиваетесь (в момент подтягивания делаете уголок ногами (они помогут вам перевесить тело)), когда вы дошли грудью до турника начинайте за счет кистей вкручивать туловище в турник и медленно стараться выжать его вверх. Этот вариант выхода силы – достаточно сложный и у большинства не получится с первого раза, главное на останавливаться и пробовать его много раз пока не получится.

Если вы только учитесь делать выход силой, то делайте его в самом начале тренировки, пока ваши мышцы еще свежи. Перед выполнением выхода хорошо разомните все тело, а особенно верхний плечевой пояс, поясницу, локти (они страдают больше всего) и кисти.

83.. Перемахи могут быть однонаправленными (одноименными) и разнонаправленными (разноименными). В первом случае перемах правой ногой начинается в правую сторону, а левой — в левую. Во втором случае перемах правой ногой начинается в левую, а ле­вой — в правую сторону.

Однонаправленные перемахи выполняются из упора стоя, из упора сзади и из упора ноги врозь. Так, для выполнения перемаха левой из упора стоя (с прыжка) делается бросковое движение ногами и туловищем влево, при этом левая нога обгоняет правую и подни­мается до уровня левого плеча и выше. Образовавшееся широкое разведение ног на мгновение фиксируется. В это время левая рука снимается с опоры, а тело приподнимается на правой руке, таз и бедро левой ноги посылаются вперед, обгоняя движение голени, левая нога быстро переносится вперед над конем и левой ручкой, после чего левая рука вновь опирается на левую ручку. В двухопор-ной фазе движения тела и ног происходят под воздействием силы тяжести без особых усилий со стороны занимающегося. После прохождения вертикали движение подхватывается и делается мах ногами вправо, правая нога опережает левую и продолжает дви­жение до уровня правого плеча и выше. При движении в обратном направлении, по мере приближения ОЦМ тела к вертикали, уси­ливается движение правой ноги влево до уровня поверхности коня. Далее проекция ОЦМ тела смещается вправо ближе к центру площади опоры правой руки, левая рука приподнимается над опорой, а левая нога, обгоняя своим движением правую ногу, перемахивает над телом коня и левой ручкой. Начинается мах вправо до последующего перемаха, но теперь уже правой ногой. Разнонаправленные перемахи выполняются из тех же исходных положений, что и однонаправленные. Например, для перемаха левой ногой вправо из упора стоя (или из упора) в упор ноги врозь надо сделать маятникообразное бросковое движение туло­вищем и ногами вправо. При этом правая нога опережает движе­ние левой и поднимается в сторону по возможности выше над конем, ноги широко разводятся, в крайней точке маха правая рука отталкивается от ручки, а левая нога выполняет перемах. За­тем рука снова ставится на ручку, и гимнаст приходит в упор ноги врозь левой

84.. При обучении перемахам в качестве подводящих и подготови­тельных упражнений применяются: различные размахивания и пе­ремахи в упоре ноги врозь и в упоре сзади, перемахи в упоре вне с помощью и самостоятельно; махи ногами во всех на­правлениях, размахивания в висе широким хватом спиной к гим­настической стенке ноги вместе и врозь пошире с фиксированным положением ног в конце маха; размахивания в стороны в упоре и в упоре на руках на средних брусьях в положении ноги вместе и врозь без задержки и с задержкой в конце маха; отталкивание руками в упоре лежа на полу; рукохождение в упоре на брусьях не разводя ног и не размахивая туловищем из стороны в сторону; махи в упоре на коне с ручками и другие разновидности махов и перемахов но­гами; прыжки через коня в ширину боком; соскоки на брусьях бо­ком и углом без поворотов и с поворотами; разнонаправленные перемахи в упор с помощью и самостоятельно.

85-86.. Прыжок ноги врозь через козла в ширину. После толчка ногами о Мостик надо потянуться руками к опоре, поставить на нее руки, согнуться в тазобедренных суставах и развести ноги, при отталки­вании разогнуться и выполнить приземление. Последо­вательность разучивания: а) прыжки на месте с разведением и сведением ног; б) в упоре лежа толчком ног развести их и прийти в упор стоя согнувшись, ноги врозь, выпрямляясь, выполнить Прыжок вверх и приземлиться; в) вскок на снаряд в упор стоя на коленях и толчком ног, взмахом рук выполнить соскок ноги врозь. Упражнение усложняется за счет увеличения высоты снаряда и Расстояния от него до мостика. Страховка и помощь оказываются стоя спереди-сбоку у места приземления под грудь и за руку выше локтя.

Прыжок согнув ноги через козла в ширину. После постановки рук на опору поднять таз, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. До прохождения ногами вертикали оттолкнуться рука­ми, поднять их вверх и прогнуться, выполнить приземление (рис. 187). Последовательность разучивания: а) прыжки на месте вверх, сгибая ноги вперед в коленных и тазобедренных суставах; б) из упора лежа толчком ног — в упор присев и энергичным толчком руками встать; в) прыжок согнув ноги, с постепенным увеличением высоты снаряда и расстояния от мостика до козла, с поворотами (90— 180 и 360°), на дальность приземления. Страховка и помощь оказываются стоя спереди-сбоку от места приземле­ния, гимнаста поддержать двумя руками за плечо.

87.. В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, стра­ховка оказывается стоя спереди и несколько сбоку от места при­земления; гимнаст поддерживается или двумя руками за плечо, или одной рукой за предплечье, другой — за плечо или под грудь. При страховке боковых прыжков место страхующего — впереди снаряда со стороны опорной руки. При выполнении прыжков пе­реворотом и более сложных ему надо стоять сбоку и поддерживать под спину и плечо либо под грудь и спину.

88.. При подборе упражнений для выполнения в комплексе учиты­ваются возрастные особенности, состояние здоровья и физичес­кая подготовленность занимающихся.

При подборе танцевальных упражнений, помимо народных танцев, применяются элементы современных и ритмических танцев, а также упражнения художественной гимнастики, хорео­графии и других нетрадиционных видов гимнастики. Беговые и прыжковые упражнения сочетаются с движениями руками, нога­ми и головой.

При составлении комплекса упражнений для лю­бой возрастной группы прежде всего определяют его направлен­ность, например, на развитие двигательных способностей: мы­шечной силы, гибкости, быстроты двигательных действий, коор­динации движений. Через развитие двигательных способностей добиваются повышения функциональных возможностей организ­ма, общей физической подготовленности, развития психических и личностных свойств занимающихся. Специальное внимание уде­ляется танцевальному характеру движений, красоте, грациозно­сти и элегантности их исполнения, воспитанию эстетического чув­ства и нравственных качеств у занимающихся.

При составлении такого комплекса упражнений необходимо:

1. Составить общую схему комплекса упражнений.

2. Определить число серий, их содержание и задачи.

3. Определить число и направленность упражнений в каждой серии.

4. Подобрать упражнения для каждой серии и приступить к их постановке.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части комплекса упражнений — в соответствии с частями урока. Комплекс упражнений может быть различной продолжительно­сти: от 15 до 20 мин для дошкольников и 45 — 60 мин для более старшего возраста. Продолжительность подготовительной части составляет 5—10% от общего времени занятий, основной — 80 — 85%, заключительной — 5 — 15%.

89.. Отдельные звенья тела могут одинаково располагаться относи­тельно туловища независимо от его положения в пространстве.

Положения прямых рук могут быть основными и промежуточ­ными.

Основными являются: руки вперед, назад (до отказа), вверх, вниз, в стороны. В последнем случае ладони направлены книзу, в остальных — ладони внутрь. Направление ладоней указывается толь­ко тогда, когда оно отличается от принятого для данного положе­ния рук.

Промежуточные — это положения, в которых руки находятся под углом 45° к основным. Описываются составным термином, Указывающим:

основное положение рук, от которого образовано данное про­межуточное;

направление, в котором руки начинают двигаться для выведе­ния в описанное положение.

Направление ладоней не указывается, если оно при принятии Промежуточного положения рук не меняется, например: руки вниз-Наружу

Положения согнутых рук делятся на стандартные, производ­ные и сложные.

Стандартные: руки на пояс, к плечам, за голову, на голову, за спину, перед грудью, перед собойПроизводные от положений прямых рук записываются так же, как и последние, с добавлением в начале термина «согнуть» и образуются путем выведения прямых рук в указанном направлении и сгибания их до отказа в локтевых суставах, кисти полусжаты в ку­лак, пальцы к плечам. Сложные положения: указывается, куда выводятся прямые руки и куда затем сгибаются, например: руки вперед, предплечья вверх; руки в стороны, предплечья вперед, ладони внутрь.

Движения руками делятся на простые, дугообразные и круги-Эти движения могут выполняться прямыми и согнутыми руками, а также предплечьями и кистями:

простые — это переведение рук из одного основного или промежуточного положения в другое, когда угловое перемещение не превышает 90°; при этом записывается только следующее положение рук, например: руки вперед — руки в стороны — руки вверх — наружу;

дугообразные — с угловым перемещением более 90°; но ме­нее 360°

Положения и движения ног записываются на основе тех же прин­ципов, что и для рук, эти записи также имеют свои особенности. Слово «нога» указывается лишь тогда, когда нельзя определить, о руке или ноге идет речь. Различают положения прямых и согнутых ног. Прямую ногу можно:

не только выводить в нужном направлении без опоры, но и ставить на носок; в обоих случаях вес остается на другой — опорной ноге, например: правую в сторону на носок, ле вую вправо на носок (рис. 33);

выставить и полностью перенести на нее вес — этс движение называется шагом, например: шаг право вперед, шаг левой вперед — внутрь.

Положения согнутых ног описывают аналогично положениям согнутых рук, только нога, в отличие от руки (рук), сгибается под прямым углом,

Головой и туловищем можно выполнять наклоны, повороты, дуговые и круговые движения:

• при записи наклонов не пишется слово «туловище», напри­мер: наклон вперед, наклон вправо; для наклонов головы — по­следняя указывается, например: наклон головы вправо;

• при записи поворотов головы и туловища эти части тела указываются, например: поворот головы направо, поворот туловища налево, а запись «поворот направо (налево)» означает, что все тело, включая стопы, поворачивается в эту сторону;

• дуговые движения не характерны для головы и туловища, при их записи указывается, как и для движений руками, начальное движение и конечное положение, например: дугой вправо наклон головы влево, дугой вперед наклон влево;

90.. Хореография в спорте – один из современных методов подготовки юных спортсменов и спортсменов международного класса на основе методики, разработанной школой классического и народного танцев.

Впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды гимнастов СССР к XVI Олимпийским играм в Мельбурне. Общепризнано, что только спортсмены, обладающие высокой культурой движения, способны выполнить технически сложные упражнения легко и непринужденно, где мы можем оценить амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения.

Задача этой работы – обобщение изучаемого студентами материала в целостную систему знаний и умений в многолетней подготовке спортсменов. Систематизируя в пособии изучаемый материал, студенты имеют возможность наглядно воспринимать и читать описание элементов хореографии с помощью доступной гимнастической терминологии, в методике обучения применять элементы для каждого года обучения, подбирать необходимые подводящие и подготовительные упражнения, знать варианты усложнения пройденного и уметь соединять с элементами классификационной программы, сочинять и графически записывать композиции и вольные упражнения, составлять план-конспект урока хореографии. Студенты получают целостное представление о системе изучения раздела хореографической подготовки, о специфике проведения урока хореографии, о выборе средств, форм и методов подготовки спортсменов. Дефицит учебной и методической литературы по хореографической подготовке спортсменов влияет на качество восприятия изучаемого материала, поэтому для более доступного изучения материала в пособии особое внимание уделяется иллюстрациям элементов экзерсиса, танцевальных движений и хореографических прыжков.

Студенты обретают правильную осанку и так называемое «чувство позы», развивают устойчивость, координацию движений, красивую линию ног, легкость и изящество выполнения элементов. В процессе занятий развиваются и физические качества: гибкость, сила, выносливость, укрепляется кардиореспираторная система.

Хореографические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, и благодаря этому у студентов воспитывается музыкальность и ритмичность, – качества, необходимые для выполнения упражнений высокой трудности.

Студенты овладевают навыком подбора средств и методов в многолетней подготовке спортсменов. В уроке хореографии следует учитывать практическую целесообразность каждого задания, а также его смысловую нагрузку. Внедрение элементов из обязательной программы, элементов индивидуальной работы у гимнастической стенки, включая висы и упоры, и на середине: перевороты, стойки, перекаты, равновесие, шпагаты и т. д.

Наши рекомендации