ХII. Методические рекомендации по работе с дневником педагогической практики

ХII. 1. Структура дневника студента-практиканта (примерная)

Дневник педагогической практики служит для систематизации процесса практики. Дневник можно вести на компьютере с последующей распечаткой на листах формата А4, можно все записи делать в обычной тетради.

Примернаяструктурадневника:

· ФИО студента, факультет, группа;

· место прохождения практики, номер и адрес школы;

· информационная страница: фамилии, имена, отчества руководителей практики (группового руководителя от исторического факультета, группового руководителя от кафедры педагогики психологического факультета, учителя истории, классного руководителя);

· расписание уроков, расписание звонков;

· индивидуальный план практики;

· краткие ежедневные записи, отражающие содержание деятельности студента, анализ и самоанализ;

· индивидуальный отчет.

Содержание работы студента-практиканта, отраженное на страницах дневника, включает в себя следующие четыре аспекта.

Первое. Ознакомление с системой работы школы:

· учебно-материальной базой школы;

· деятельностью педагогического коллектива;

· деятельностью методических объединений учителей истории и классных руководителей.

Второе. Изучение:

· системы планирования учебно-воспитательного процесса школы, класса;

· личности учащегося и коллектива класса;

· системы учебной и внеурочной работы по предмету;

· системы внеклассной воспитательной работы классного руководителя;

· передового опыта учителей школы.

Третье. Самостоятельная работа:

· разработка и проведение учебной и внеклассной работы;

· планирование внеклассной работы по предмету;

· посещение уроков и проведение пробного урока;

· проведение внеурочных занятий по предмету;

· изготовление дидактического материала;

· организация внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности;

· ведение школьной документации;

· проведение микроисследований.

Четвертое. Самоанализ и самооценка студентом своей деятельности.

ХII. 2. Пример ведения дневниковых записей студентом-практикантом

Примерное оформление титульного листа

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

ДНЕВНИК

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТКИ-ПРАКТИКАНТКИ К.Ф.РАХМАНОВОЙ

Кафедра новой и новейшей истории, 431 гр.

Базовая школа – гимназия № 5 г. Казани; класс – 7 «Б»

Групповые руководителипрактики:

от исторического факультета В.Е.Туманин;

от кафедры педагогики О.А.Михайлова.

Казань – 2007

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Оформление ежедневных записей (примерное)

Дата Содержание работы Выводы
6.09.07 Знакомство со школой, классом, учителями, директором. Распределение по классам (мне дали 7-й А). Прослушала инструктаж. Ознакомилась с планом работы школы. Взять учебник для 7кл. Повторить:псих.-пед. знания о подростках и знания о методике препод. в 7кл.
10.09.07 Знакомство с классом и учебной программой по истории. Ознакомилась с воспитательными задачами в учебном коллективе 7А класса на текущий учебный год.. Определилась, что включу в индивидуальный план учебной и внеклассной воспитательной работы.
11.09.07 Посетила уроки географии, математики в 7 А классе. Наблюдала за классом. Поняла, что интересы детей – разносторонние.
12.09.07 Посетила уроки русского яз., физики в 7А классе. Методика преподавания у разных учителей – разная.
14.09.07 Посетила урок истории на тему: «Мануфактура». Наблюдала за методикой. Работала над основой для характеристики класса.
18.09.07 Дала урок на тему: «Буржуазия нового времени». Учащиеся активно отвечали на мои вопросы.
20.09.07 Дала урок на тему: «Повседневная жизнь». Обсуждение прошло продуктивно, уч-ся сами делали выводы.
25.09.07 Дала урок на тему: «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке». Удался этап изучения нового. Все меня слушали.
27.09.07 Дала урок на тему: «Рождение новой европейской науки». На развитие историч. мышления работало сам-ое заполнение таблицы.
2.10.07 Дала урок на тему: «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства». Трудности у меня вызвала формулировка вопросов с учетом возраста детей.
5.10.07 Дала урок на тему: «Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации». Сегодня вопросы сформулировала удачно. Дети активно отвечали.
9.10.07 Дала урок на тему: «Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях». Дети хорошо работали и на этапе актуализации, и при изучении нового.
12.10.07 Работала над подготовкой внеклассного мероприятия. Трудно определ. задания детям с учетом их интересов и способностей.
17.10.07 Провела классный час на тему: «Прага – самый красивый город Европы». Кл. час получился. Дети хорошо подготовились, им было интересно.
19.10.07 Работала над психолого-педагогической характеристикой. Проводила тестирование. Характеристику написала. Оказалось сложным делать псих.-пед. выводы.

ХII. 3. Схема индивидуального плана педагогической практики

(примерная)

В первую неделю практики (во время так называемого ознакомительногопериода практики) студент составляет индивидуальный план работы на весь период практики, который утверждается групповыми руководителями. Оформлен план может быть следующим образом:

«Индивидуальный план работы на весь период практики»

№№ Содержание работы   Сроки   Отметки учителей и руководителей о выполнении  
I Знакомство со школой, классом: Принять участие в беседах с администрацией, учителями, классным руководителем об особенностях учебно-воспитательного процесса школы, концепции развития школы, об основных задачах учебно-воспитательной работы школы, класса; выявить особенности социума микрорайона, контингент учащихся, межличностные отношения в коллективе, уровне подготовки по предмету. Знакомство со структурой и педагогическим обеспечением ученического самоуправления      
II. Учебно-воспитательная работа по предмету Изучить методику деятельности учителя: А) посетить ________ уроков в классе по _________(предмет) б) подготовить и провести _____ уроков в _____ кл. по __________ в) провести _________ дополнительных занятий с учащимися по _________________ (предмет) г) подготовить дидактические материалы к урокам по темам: ____________ д) подготовить наглядные пособия к урокам по темам: ________________ е) провести ___________ факультативных занятий по темам __________________________________________ ж) подготовить и провести внеклассное мероприятие по предмету ____________________________________    
III. Внеклассная воспитательная работа А) принять участие в подготовке и проведении общешкольного дела _________________________________ б) организовать и подготовить учащихся к участию в ______________ _______________________________ в) подготовить и провести экскурсию (куда, на какую тему) г) подготовить и провести час общения на тему: ____________________ _______________________________ д) провести (праздник, вечер, конкурс) _______________________________ е) принять участие в спортивных соревнованиях школы: _____________    
IV. Методическая работа: А) создать методическую копилку: Б) изучить учебную программу, календарно-тематический план учителя, воспитательный план классного руководителя; В) разработать конспекты уроков, факультативных занятий, занятий кружка и сценарии воспитательных мероприятий; Г) принять участие в заседании МО учителей-предметников.    
V. Исследовательская работа: ______________________________    
VI. Организация мероприятий, связанных со спецификой исторического факультета    

Утверждается индивидуальный план студента

университетскими руководителями практики:

· от исторического факультета

………………………………………………………(ФИО, подпись);

· от кафедры педагогики психологического факультета

……………………………………………………….(ФИО, подпись)

ХII. 4 . Схема отчета студента о прохождении педагогической практики (примерная)

· Фамилия, имя, отчество студента. Факультет, группа, кафедра дипломной специализации.

· В какой школе и в каком классе проходила педагогическая практика. Фамилия, имя, отчество учителя истории. Фамилия, имя, отчество классного руководителя.

· Сколько посещено уроков учителей истории? Посещали ли Вы только уроки учителя, к которому прикреплены, или были на уроках других учителей истории? Чему научили эти уроки? Отличается ли методика ведения уроков у разных учителей истории? Если – да, то в чем различие, и чем оно, на Ваш взгляд, обусловлено?

· Сколько прослушано Вами уроков студентов-практикантов?

· Сколько дано уроков Вами? Какие затруднения встретились в подготовке и проведении уроков?

· Были ли Вы на уроках классного руководителя того класса, к которому прикреплены на время практики? Преподавателем какого учебного предмета является классный руководитель? Чему научили его уроки?

· С какими трудностями Вы столкнулись при изучении учащихся, при работе над психолого-педагогическими характеристиками? Чему научились в ходе выполнения этого задания практики?

· Из каких видов и форм деятельности складывалась Ваша внеклассная воспитательная работа с учащимися в качестве классного руководителя? Какое внеклассное мероприятие было проведено Вами в качестве зачетного? Сколько внеклассных воспитательных мероприятий, проведенных другими студентами-практикантами или школьными учителями, Вы посетили?

· Чему научились, выполняя функции классного руководителя? Какие трудности встретились Вам при организации внеклассной воспитательной работы в качестве классного руководителя?

· Повлияла ли педагогическая практика в школе на ваше желание (или нежелание) стать учителем?

· Что дала Вам практика в личностном плане? В плане овладения квалификацией историка? В плане овладения квалификацией преподавателя? Ваша самооценка.

· Ваши пожелания на будущее по совершенствованию практики. Общие выводы.

Наши рекомендации