ХII. Методические рекомендации по работе с дневником педагогической практики
ХII. 1. Структура дневника студента-практиканта (примерная)
Дневник педагогической практики служит для систематизации процесса практики. Дневник можно вести на компьютере с последующей распечаткой на листах формата А4, можно все записи делать в обычной тетради.
Примернаяструктурадневника:
· ФИО студента, факультет, группа;
· место прохождения практики, номер и адрес школы;
· информационная страница: фамилии, имена, отчества руководителей практики (группового руководителя от исторического факультета, группового руководителя от кафедры педагогики психологического факультета, учителя истории, классного руководителя);
· расписание уроков, расписание звонков;
· индивидуальный план практики;
· краткие ежедневные записи, отражающие содержание деятельности студента, анализ и самоанализ;
· индивидуальный отчет.
Содержание работы студента-практиканта, отраженное на страницах дневника, включает в себя следующие четыре аспекта.
Первое. Ознакомление с системой работы школы:
· учебно-материальной базой школы;
· деятельностью педагогического коллектива;
· деятельностью методических объединений учителей истории и классных руководителей.
Второе. Изучение:
· системы планирования учебно-воспитательного процесса школы, класса;
· личности учащегося и коллектива класса;
· системы учебной и внеурочной работы по предмету;
· системы внеклассной воспитательной работы классного руководителя;
· передового опыта учителей школы.
Третье. Самостоятельная работа:
· разработка и проведение учебной и внеклассной работы;
· планирование внеклассной работы по предмету;
· посещение уроков и проведение пробного урока;
· проведение внеурочных занятий по предмету;
· изготовление дидактического материала;
· организация внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности;
· ведение школьной документации;
· проведение микроисследований.
Четвертое. Самоанализ и самооценка студентом своей деятельности.
ХII. 2. Пример ведения дневниковых записей студентом-практикантом
Примерное оформление титульного листа
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
ДНЕВНИК
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТКИ-ПРАКТИКАНТКИ К.Ф.РАХМАНОВОЙ
Кафедра новой и новейшей истории, 431 гр.
Базовая школа – гимназия № 5 г. Казани; класс – 7 «Б»
Групповые руководителипрактики:
от исторического факультета В.Е.Туманин;
от кафедры педагогики О.А.Михайлова.
Казань – 2007
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Оформление ежедневных записей (примерное)
Дата | Содержание работы | Выводы |
6.09.07 | Знакомство со школой, классом, учителями, директором. Распределение по классам (мне дали 7-й А). Прослушала инструктаж. Ознакомилась с планом работы школы. | Взять учебник для 7кл. Повторить:псих.-пед. знания о подростках и знания о методике препод. в 7кл. |
10.09.07 | Знакомство с классом и учебной программой по истории. Ознакомилась с воспитательными задачами в учебном коллективе 7А класса на текущий учебный год.. | Определилась, что включу в индивидуальный план учебной и внеклассной воспитательной работы. |
11.09.07 | Посетила уроки географии, математики в 7 А классе. Наблюдала за классом. | Поняла, что интересы детей – разносторонние. |
12.09.07 | Посетила уроки русского яз., физики в 7А классе. | Методика преподавания у разных учителей – разная. |
14.09.07 | Посетила урок истории на тему: «Мануфактура». | Наблюдала за методикой. Работала над основой для характеристики класса. |
18.09.07 | Дала урок на тему: «Буржуазия нового времени». | Учащиеся активно отвечали на мои вопросы. |
20.09.07 | Дала урок на тему: «Повседневная жизнь». | Обсуждение прошло продуктивно, уч-ся сами делали выводы. |
25.09.07 | Дала урок на тему: «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке». | Удался этап изучения нового. Все меня слушали. |
27.09.07 | Дала урок на тему: «Рождение новой европейской науки». | На развитие историч. мышления работало сам-ое заполнение таблицы. |
2.10.07 | Дала урок на тему: «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства». | Трудности у меня вызвала формулировка вопросов с учетом возраста детей. |
5.10.07 | Дала урок на тему: «Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации». | Сегодня вопросы сформулировала удачно. Дети активно отвечали. |
9.10.07 | Дала урок на тему: «Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях». | Дети хорошо работали и на этапе актуализации, и при изучении нового. |
12.10.07 | Работала над подготовкой внеклассного мероприятия. | Трудно определ. задания детям с учетом их интересов и способностей. |
17.10.07 | Провела классный час на тему: «Прага – самый красивый город Европы». | Кл. час получился. Дети хорошо подготовились, им было интересно. |
19.10.07 | Работала над психолого-педагогической характеристикой. Проводила тестирование. | Характеристику написала. Оказалось сложным делать псих.-пед. выводы. |
ХII. 3. Схема индивидуального плана педагогической практики
(примерная)
В первую неделю практики (во время так называемого ознакомительногопериода практики) студент составляет индивидуальный план работы на весь период практики, который утверждается групповыми руководителями. Оформлен план может быть следующим образом:
«Индивидуальный план работы на весь период практики»
№№ | Содержание работы | Сроки | Отметки учителей и руководителей о выполнении |
I | Знакомство со школой, классом: Принять участие в беседах с администрацией, учителями, классным руководителем об особенностях учебно-воспитательного процесса школы, концепции развития школы, об основных задачах учебно-воспитательной работы школы, класса; выявить особенности социума микрорайона, контингент учащихся, межличностные отношения в коллективе, уровне подготовки по предмету. Знакомство со структурой и педагогическим обеспечением ученического самоуправления | ||
II. | Учебно-воспитательная работа по предмету Изучить методику деятельности учителя: А) посетить ________ уроков в классе по _________(предмет) б) подготовить и провести _____ уроков в _____ кл. по __________ в) провести _________ дополнительных занятий с учащимися по _________________ (предмет) г) подготовить дидактические материалы к урокам по темам: ____________ д) подготовить наглядные пособия к урокам по темам: ________________ е) провести ___________ факультативных занятий по темам __________________________________________ ж) подготовить и провести внеклассное мероприятие по предмету ____________________________________ | ||
III. | Внеклассная воспитательная работа А) принять участие в подготовке и проведении общешкольного дела _________________________________ б) организовать и подготовить учащихся к участию в ______________ _______________________________ в) подготовить и провести экскурсию (куда, на какую тему) г) подготовить и провести час общения на тему: ____________________ _______________________________ д) провести (праздник, вечер, конкурс) _______________________________ е) принять участие в спортивных соревнованиях школы: _____________ | ||
IV. | Методическая работа: А) создать методическую копилку: Б) изучить учебную программу, календарно-тематический план учителя, воспитательный план классного руководителя; В) разработать конспекты уроков, факультативных занятий, занятий кружка и сценарии воспитательных мероприятий; Г) принять участие в заседании МО учителей-предметников. | ||
V. | Исследовательская работа: ______________________________ | ||
VI. | Организация мероприятий, связанных со спецификой исторического факультета |
Утверждается индивидуальный план студента
университетскими руководителями практики:
· от исторического факультета
………………………………………………………(ФИО, подпись);
· от кафедры педагогики психологического факультета
……………………………………………………….(ФИО, подпись)
ХII. 4 . Схема отчета студента о прохождении педагогической практики (примерная)
· Фамилия, имя, отчество студента. Факультет, группа, кафедра дипломной специализации.
· В какой школе и в каком классе проходила педагогическая практика. Фамилия, имя, отчество учителя истории. Фамилия, имя, отчество классного руководителя.
· Сколько посещено уроков учителей истории? Посещали ли Вы только уроки учителя, к которому прикреплены, или были на уроках других учителей истории? Чему научили эти уроки? Отличается ли методика ведения уроков у разных учителей истории? Если – да, то в чем различие, и чем оно, на Ваш взгляд, обусловлено?
· Сколько прослушано Вами уроков студентов-практикантов?
· Сколько дано уроков Вами? Какие затруднения встретились в подготовке и проведении уроков?
· Были ли Вы на уроках классного руководителя того класса, к которому прикреплены на время практики? Преподавателем какого учебного предмета является классный руководитель? Чему научили его уроки?
· С какими трудностями Вы столкнулись при изучении учащихся, при работе над психолого-педагогическими характеристиками? Чему научились в ходе выполнения этого задания практики?
· Из каких видов и форм деятельности складывалась Ваша внеклассная воспитательная работа с учащимися в качестве классного руководителя? Какое внеклассное мероприятие было проведено Вами в качестве зачетного? Сколько внеклассных воспитательных мероприятий, проведенных другими студентами-практикантами или школьными учителями, Вы посетили?
· Чему научились, выполняя функции классного руководителя? Какие трудности встретились Вам при организации внеклассной воспитательной работы в качестве классного руководителя?
· Повлияла ли педагогическая практика в школе на ваше желание (или нежелание) стать учителем?
· Что дала Вам практика в личностном плане? В плане овладения квалификацией историка? В плане овладения квалификацией преподавателя? Ваша самооценка.
· Ваши пожелания на будущее по совершенствованию практики. Общие выводы.