История становления и структура системы социальной защиты во Франции
Система социальной помощи во Франции была сформирована в течение трех послевоенных десятилетий при участии государства и профсоюзов. Она является одним из вариантов модели социального страхования Бисмарка, господствующей на европейском континенте. Изначально ее планировалось строить на принципах единообразия, универсальности и всеобщности по модели английского экономиста У. Бевериджа. Однако участники отказались от присоединения к общей системе, в результате чего часть схем социального страхования с особыми условиями, действовавших до 1945 года, была сохранена. Итогом стало то, что с самого начала своего существования французская система социальной защиты носила характер компромисса между концепцией Бевериджа и принципом социального обеспечения, принятым в Германии.
Успешное развитие французской экономики вплоть до середины 70-х годов создавало материальную базу для успешного функционирования системы социального страхования, а также способствовало сохранению стабильности в обществе. Экономический кризис 70-х годов, а также структурная перестройка экономики 80-х выявили слабые стороны сложившейся системы, одной из которых был её дорогостоящий характер. Начиная с 90-х годов, темпы, с которыми развивалась экономика Франции, замедлились и стали несопоставимы с 60-70 годами. В 60-е среднегодовой прирост ВВП составлял порядка 5,7%, в 90-е же эта цифра снизилась до 1,3%. На протяжении 90-х годов в стране сохранялся очень высокий уровень безработного населения, это явление приобрело застойный характер. К 1994 государственный долг Франции составил 100% ВВП. Под воздействием демографических факторов, таких как сокращение суммарной рождаемости, увеличение средней продолжительности жизни, увеличилось общее количество получающих различные социальные пособия, и как следствие этого, ускорился рост дефицита бюджета. По данным Национального института статистики и экономических исследований, в 90-х годах уже три четверти французских семей пользовались помощью государства. При этом суммы, выделяемые государством на все виды поддержки, неуклонно росли. В период 1970-1997 года этот прирост составил 16,1%. Большая доля социальных расходов приходилась на пенсии по старости (43,5%), пособия по болезни (24,8%), семейные пособия (5,9%), компенсации на жилье (4%), пособия по безработице и оплату профессионального обучения (6,6%). Возникла острая потребность реформировать всю систему социальной защиты, обеспечивать которую стало слишком обременительно для государственного бюджета. В 1993 году правительство Франции приступило к осуществлению реформ. В 1997 году пришлось сократить расходы на социальное обеспечение, которые, тем не менее, составили более четверти ВВП [3].
В основе системы социальной защиты населения Франции лежит очень сложная организационная структура. Доля расходов на социальные программы превышает средний показатель по ЕС.
Для нее характерны следующие особенности: существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования, наличие развитой системы семейных пособий, большая роль дополнительных систем социального обеспечения, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Существенным отличием французской системы социальной защиты является ее финансирование преимущественно за счет взносов социального страхования. Существование различных страховых фондов, реализующих отдельные социальные программы, которые дополняют обязательные социальные услуги в рамках общих обязательных схем социального обеспечения. Помимо основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы социального страхования, функционирующие на основе межпрофессиональных национальных соглашений. В основе модели Бисмарка лежит принцип сбора страховых взносов, размер которых определяется в соответствии со страховыми тарифами. Однако обязанность по компенсации производственных несчастных случаев не является сферой ответственности государства, а возлагается на особые структуры - бесприбыльные корпорации публичного права, находящиеся под контролем государственных органов. Таким образом, эта модель сочетает принципы и государственной и частной форм социальной защиты. Основная идея этой системы заключается в том, что ответственный за компенсирование в результате наступления несчастного случая должен иметь возможность принимать меры по его предотвращению. Это значит, что предприниматель должен быть заинтересован в том, чтобы снизить профессиональные риски, в профилактике несчастных случаев. В системе страхования Франции, реализуемой на основе модели Бисмарка, сочетается социально-страховой тариф и социальный налог. То есть немалое значение в ней имеют и принципы, разработанные Бевериджем. Организационная структура французской модели социального страхования строится следующим образом:
1. национальная касса медицинского страхования;
2. национальная касса пенсионного страхования;
3. национальная касса семейных пособий;
4. центральное агентство обеспечения социальной защиты.
Эти организации объединены в единый национальный союз касс социального обеспечения. Принципы представительства в национальном союзе единообразны для системы социального страхования в целом: 40% составляют работники (как правило, это деятели профсоюзов), 40% - работодатели, 20% - принадлежат государству, их занимают специалисты Минтруда и Минфина, обладающие блокирующими голосами.
Во Франции существует специфическая организация - национальная касса семейных пособий. Это орган проведения демографической политики государства. В настоящее время семейные пособия поглощают порядка 2,6% ВВП Франции и имеют 128 разновидностей. В таких странах, как Швеция, Дания и Финляндия, эта система еще более развита - там на нее расходуется 4% ВВП. Бюджет национальной кассы семейных пособий во Франции сегодня превышает оборонный бюджет страны. Однако стоит отметить, что в данный момент французская система социальной защиты населения пребывает в упадке. В послевоенные годы страна переживала экономический подъем, и государство позволило себе развитие щедрой системы социального обеспечения, поддерживать которую становится все труднее [3].