История становления и современные сми франции

Ж-ка Франции сыграла важную роль в развитии ми­ровой ж-ки. Именно ей принадлежит заслуга формирова­ния так называемой революционной прессы, вольнолюбивые прин­ципы деятельности которой оказали существенное влияние на общий процесс демократизации общества и, в частности, ж-ки.

Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. – “Газетт франсуаз” (“Французс­кая газета”), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник “Меркюр франсуа” (“Французский вестник”). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету “Газетт”, и ее считают лучшим изданием того времени, благодаря разнообразию тематики, литературному уровню, регулярности и длительности издания. “Журналь де саван” (“Журнал ученых”, 1665) – первое в мире издание журнального типа. Первым периодическим частным изданием стал ежемесячный журнал “Спектатэр франсэ” (“Французский зритель”, 1722). Когда появилась первая ежедневная газета “Журналь де Пари” (“Парижс­кая газета”, 1777) в Париже уже издавалось 27 газет. Газеты подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в 1629 г. Людовиком ХIII. В соответствии с ее требо­ваниями, ничто не могло быть напечатано без санкции полиции и цензора, а также запрещалось распространять издания, враж­дебные религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц. За совершение “преступлений печати” в 1660-1765 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типог­рафов, книготорговцев и газетчиков.

Однако “подлинная” история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), кото­рая стала колыбелью политической и революционно-демократи­ческой ж-ки. В 1789 г. была принята “Декларация прав человека и гражданина”, в 1791 г. – первая французская конс­титуция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1789 г. их стало 250, в 1790 – 350. Причем за каждым издани­ем стояли видные политические деятели: Мирабо – “Эта женеро” (“Генеральные штаты”), “Курьер де прованс” (“Почта Прован­са”), Бриссо – “Патриот франсе”, Демулен – “Революсьон де Франсе” и “Вьен Корделье” (“Старый Кордельер”). Газета Жана Поля Марата “Ами дю пепль” (“Друг народа”, выходила 4 года) была боевым органом революционной демократии, в ней отстаи­вались интересы революции, необходимость консолидации всех революционных сил для ее победы над интервентами. В 1790 г. он издавал газету подпольно. Позднее переименовал ее в “Га­зету Французской республики” и направлял ее усилия на пропа­ганду объединения всех революционных сил для спасения рес­публики. Робеспьер издавал с 1792 г. еженедельник “Defenseur de la constitution”, в котором высказывался за всеобщее из­бирательное право, роспуск Законодательного собрания и созыв Конвента.

С падением республики в 1794 г. фактически ликвидирова­лись гражданские свободы. Во времена Консульства и Первой империи не допускалось существование газет, не соответствующих добрым нравам и принципам правительства. Несколько свободней стала печать при Реставрации (1815-1848) – было разрешено высказывать мнения в рамках существовавшего закона. В 1831-32 гг. было возбуждено более 400 судебных дел против прессы. За всякие провинности ж-тов и редакторов сажали в тюрьму, под­вергали штрафам и прочее. Так, газета “Трибюн” была по сово­купности приговорена к 49 годам тюрьмы и 160 тыс.франков штрафа).

В 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет, разре­шенных властями. Крупнейшие из них – “Конститюсьонель” (“Конституционалист”) и “Журналь де деба” (“Газета дебатов”), которые имели тираж 16 и 13 тыс.экз.

Печать сыграла важную роль в подготовке революций 1830 и 1848 г. Широко развивалась демократическая пресса. Наиболее заметными изданиями были газеты “Реформ”, “Ревю репюбликен” В 1848 г. ж-ка Франции пользовалась почти полной свободой – за несколько недель в Париже появи­лось около 200 газет.

В 1835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мире информационное агентство “Гавас”. Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в га­зеты. В газете “Пресс” в середине 19 в. впервые была примене­на и сформулирована концепция массовой, “информационной” прессы – сращение собственно ж-ки и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы, первая рекламная ил­люстрация вышла в газете “Конститюсьонель” в 1851 г. В это же время возник жанр газетного “романа-фельетона”. В 1850 г. Луи Ашетт соз­дал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1856 г. агентство “Га­вас” стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля. Важный след в истории ж-ки Франции оставила Парижская Коммуна (1870-1871). В этот период издавалось нес­колько сот газет, листовок, политических афиш. Они носили ярко выраженные агитационно-пропагандистский характер, писа­лись и издавались преимущественно деятельными участниками революционных событий. В это время появилась традиция публи­ковать целые полосы читательских писем, как отражения связи издания с читателями, как способ привлечения их к взаимному общению.

“Золотой век” французской ж-ки – 1870-1914 гг. – вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой га­зеты, где на первой полосе всегда должна быть “кровь”. В 1903 г. газета “Пти паризьен” (“Маленький парижанин”) дости­гает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком – “самая крупная газета мира”. В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.

Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпель­ные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в пе­чати существующих законов в области распространения информа­ции передавались судам присяжных.

Революционные тенденции, характерные для Франции, вызва­ли к жизни ряд газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них “Юманите” (“Человечество”, издается с 1904 г.) сыграла важную роль в антивоенном движении, затем стала главным печатным органом французской компартии (1921).

Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечер­ней газеты “Пари суар” (“Парижский вечер”) – крупной иллюст­рированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные “Тан”, “Экю де Пари”, “Пети паризьен”, “Матен”) пошло на сотрудничество с захват­чиками (“оккупационная пресса”); другая возникла в ходе ан­тифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегаль­но. Среди них газета коммунистов “Юманите” (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало полити­ке левого коалиционного правительства, состоящего из предс­тавителей коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.

Однако с началом “холодной войны” (1946) роль прессы ле­вого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информацион­ном рынке. Монополизация охватила не только систему информа­ции, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет (“Франс либр”, “Резистанс” и “Пэи-Матен”), упали тиражи сто­личных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени выжила лишь одна – созданная в 1960 г. “Котидьен де Пари” (“Парижская ежедневная газета”).

Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов: правые еженедельники “Аспэ де ля Франс” (“Аспекты Франции”, “Ривароль”, “Каррефур” (“Перекресток”); левые издания: “Тан модерн” (“Нынешние времена”), “Франс об­серватэр” (“Французский обозреватель”), еженедельник “Экс­пресс”.

Возникла так называемая “пресса сердца”. Были популярны литературные периодические издания “Эспри” (“Дух”), “Летр франсез” (“Французская литература”), “Ревю де Пари” (“Фран­цузское обозрение”) и другие.

В 1970-е гг. возникли несколько новых газет – новая “Либерасьон”, “Матен де Пари” (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появив­шиеся в последние десятилетия бесплатные га­зеты, содержащие как ж-тские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Нынепарижские газеты издаются и распространяются преи­мущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Поэтому с 1982 г. французское прави­тельство оказывает помощь газетам общей и политической ин­формации на французском языке, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории перио­дической печати во Франции:

- пресса общей или политической направленности (82 наи­менования, включая 11 пари-жских газет);

- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 – молодежной; 7889 – технической и профессио­нальной периодики; спортивная, научная, “эротическая” и прочая периодика;

- экономическая пресса;

- пресса злобы дня и бегства от действительности (ил­люстрированные еженедельники, например, “Пари матч”);

- печать документа и статистики.

Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).

80-90гг. - рост газетных групп: Ашетт, Гавас, Эрсан. Увеличение концентрации. Слияние инф. И промышленного капитала. «Фигаро» поглотил «Франс суар», который теперь вечерний выпуск Фигаро. Газеты очень подорожали. «Монд» долго была во владении самой редакции, теперь АО. 90гг. - укрепление качественной прессы. «Информатен» - попытка создать альтернативную прессу А4. Через 2 года вымерла. Монд на 1 месте по распространению в других странах. Фигаро- у Эрсана, у него еще и фигаро ТВ, мадам франс, франс магазен, экономические приложения. «Ф суар» раньше была у Ашетт, потом загнулась и слили с фигаро. Есть классная фишка «Эко» -ежедневная, качественная, сама себе издательский дом. Региональная пресса увеличивает тиражи. Тенденция к еженедельникам. Бульварных (в полном смысле слова) осталось мало. Монд на интеллигентную публику. Либерасьон - левая, близко к монду. Фигаро - центристская, на бизнесменов. Из наших к монду ближе независимая газета. Публицистика уходит в еженедельники: Экспресс, Пуэн, Обсерватер нувелль. Развивается провинциальная пресса - ДНА (новости Эльзаса), «Уэст франс» (Руан).по тиражу превосходят парижские.

Французская печать находится под контролем монополистических групп.

Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книг, имеет связи с кор­порациями Великобритании, Испании, США.

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет (“Франс суар”, “Фигаро”) и другой периодики – 30% ежедневно­го национального тиража газет и 20% – провинциального. Издает три газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием.

СЭП-Коммюникасьон выпускает 60 периодических изданий, в том числе экономического и профессионального направления, а также прессу по информатике и для досуга.

Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического про­филя. Имеет связи с американским капиталом.

БАЙАР-ПРЕСС (основана в 1873 г.) занимается выпуском католической прессы.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН – общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы – парижской и про­винциальной, в частности столичной “Монд”.

СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ДЕ ЛА ПРЕСС занимается изданием эконо­мической документации.

Есть и другие – ПРУВО, АМОРИ, ФИЛИППАЧИ, ДЮПЭЙ.

Над частью прессы держит контроль крупнейшее агентство рекламы ГАВАС.

Распространением парижской прессы во Франции ведает НУ­ВЕЛЬ МЕССАЖЕРИ ДЕ ЛА ПРЕСС ПАРИЗЬЕН. Провинциальную прессу распространяют небольшие кооперативы.

Французская пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в области СМИ. Это и совместные издание, и вза­имопроникновение капиталов в информационные компании.

Из современных популярных СМИ:

“Экспресс” - популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером. Журнал ориентируется на аудиторию образованных читателей, состоящую из инженерно-технической и научной интеллигенции, врачей, деятелей культуры, руководителей предприятий, высокооплачиваемых служащих.

“Elle” (“Она”-франц.)- популярный журнал для женщин, принадлежащий издательской группе Ашетт. В настоящее время выходит в 22-х странах, в том числе в России (с 1995-го г.)

Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его рабо­ту, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законо­дательством. Будучи государственной собственностью, фран­цузское телевидение и радио до 1974 г. было подчинено Управ­лению по радиовещанию и телевидению Франции , находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. В 1974 г. бы­ла проведена реформа в сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации – три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, го­сударственное предприятие по распространению телепродукции и Институт аудиовизуальных средств.

В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и телевидении,который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается ус­ловиями функционирования радиовещания и телевидения как об­щественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации.

Законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ 1986 г. ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабель­ным ТВ более 30 млн. человек или эфирным 4 млн. человек Одному че­ловеку запрещалось контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного теле­видения. Вводил и другие ограничения прав собственности в этой сфере.

Французское радиовещание имеет государственные програм­мы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е г. систему частных местных радиостанций. Есть государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 язы­ках.

Регулярное телевещаниебыло начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 – третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

Помимо государственного ТВ создаются частные телестан­ции. В 1983 г. в стране было выдано 1268 разрешений на соз­дание частных радиостанций, с 1984 г. им было разрешено пе­редавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты име­ют свои радиостанции.

В 1986 г. были созданы две бесплатные частные националь­ные программы французского телевидения – “5” (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватиза­ция третьей программы, затем разгосударствление первой прог­раммы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы об­щественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).

Наши рекомендации