Принципы обучения математике
• Сознательность и активность.
• Наглядность.
• Деятельностный подход.
• Систематичность и последовательность.
• Прочность.
• Постоянная повторяемость.
• Научность.
• Доступность.
• Связь с жизнью.
• Развивающее обучение.
• Индивидуальный и дифференцированный подход.
• Коррекционная направленность и др.
Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):
а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).
2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):
а) иллюстративно-объяснительный;
б) проблемный;
в) эвристический;
г) исследовательский и др.
3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
а) индуктивный (от частного к общему);
б) дедуктивный (от общего к частному).
4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):
а) работа под руководством педагога,
б) самостоятельная работа детей.
Особенности практического метода:
• выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;
• широкое использование дидактического материала;
• возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
• выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
• использование математических представлений в быту, игре, труде и др.
Особенности наглядного метода
Виды наглядного материала:
• демонстрационный и раздаточный;
• сюжетный и бессюжетный;
• объемный и плоскостной;
• специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);
• фабричный и самодельный.
Методические требования к применению наглядного материала:
• новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
• по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
• одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
• новый наглядный материал лучше показать детям заранее...
Требования к самодельному наглядному материалу:
• гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала);
• эстетичность;
• реальность;
• разнообразие;
• однородность;
• прочность;
• логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);
• достаточное количество...
Особенности словесного метода
Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.
Требования к речи воспитателя:
• эмоциональная;
• грамотная;
• доступная;
• четкая;
• достаточно громкая;
• приветливая;
• в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
• в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...
Требования к речи детей:
• грамотная;
• понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
• с нужными математическими терминами;
• достаточно громкая...
Приемы ФЭМП
1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
4. Вопросы к детям.
5. Словесные отчеты детей.
6. Предметно-практические и умственные действия.
7. Контроль и оценка.
Требования к вопросам воспитателя:
• точность, конкретность, лаконизм;
• логическая последовательность;
• разнообразие формулировок;
• небольшое, но достаточное количество;
• избегать подсказывающих вопросов;
• умело пользоваться дополнительными вопросами;
• давать детям время на обдумывание...
Требования к ответам детей:
• краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
• на поставленный вопрос;
• самостоятельные и осознанные;
• точные, ясные;
• достаточно громкие;
• грамматически правильные...
Что делать, если ребенок отвечает неправильно?
(В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего.)
Формы работы по математическому развитию дошкольников
Форма | Задачи | время | Охват детей | Ведущая роль |
Занятие | Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки | Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) | Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) | Воспитатель (или дефек-толог) |
Дидактическая игра | Закрепить, применить, расширить ЗУН | На занятии или вне занятий | Группа, подгруппа, один ребенок | Воспитатель и дети |
Индивидуальная работа | Уточнить ЗУН и устранить пробелы | На занятии и вне занятий | Один ребенок | Воспитатель |
Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) | Увлечь математикой, подвести итоги | 1—2 раза в году | Группа или несколько групп | Воспитатель и другие специалисты |
Самостоятельная деятельность | Повторить, применить, отработать ЗУН | Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности | Группа, подгруппа, один ребенок | Дети и воспитатель |
Средства ФЭМП
1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...
Задание для самостоятельной работы студентов
Лабораторная работа № 1: «Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений».
Лекция № 2