Принципы обучения математике

• Сознательность и активность.

• Наглядность.

• Деятельностный подход.

• Систематичность и последовательность.

• Прочность.

• Постоянная повторяемость.

• Научность.

• Доступность.

• Связь с жизнью.

• Развивающее обучение.

• Индивидуальный и дифференцированный подход.

• Коррекционная направленность и др.

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посред­ством слушания, наблюдения, практических действий):

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные дей­ствия, дидактические игры и упражнения и др.).

2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, пу­тем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

а) иллюстративно-объяснительный;

б) проблемный;

в) эвристический;

г) исследовательский и др.

3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслитель­ные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

а) работа под руководством педагога,

б) самостоятельная работа детей.

Особенности практического метода:

• выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;

• широкое использование дидактического материала;

• возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

• выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

• использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

• демонстрационный и раздаточный;

• сюжетный и бессюжетный;

• объемный и плоскостной;

• специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

• фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного мате­риала:

• новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

• по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

• одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;

• новый наглядный материал лучше показать детям заранее...

Требования к самодельному наглядному материалу:

• гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала);

• эстетичность;

• реальность;

• разнообразие;

• однородность;

• прочность;

• логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);

• достаточное количество...

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

• эмоциональная;

• грамотная;

• доступная;

• четкая;

• достаточно громкая;

• приветливая;

• в младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

• в старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

• грамотная;

• понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

• с нужными математическими терминами;

• достаточно громкая...

Приемы ФЭМП

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).

2.Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).

3.Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).

4.Вопросы к детям.

5.Словесные отчеты детей.

6.Предметно-практические и умственные действия.

7.Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

• точность, конкретность, лаконизм;

• логическая последовательность;

• разнообразие формулировок;

• небольшое, но достаточное количество;

• избегать подсказывающих вопросов;

• умело пользоваться дополнительными вопросами;

• давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

• краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

• на поставленный вопрос;

• самостоятельные и осознанные;

• точные, ясные;

• достаточно громкие;

• грамматически правильные...

Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(В младших группах необходимо исправить, попросить по­вторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сде­лать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответив­шего.)

Наши рекомендации