Равномерное чередование ударов
Упражнения, развивающие соразмерность силы ударов правой и левой рук. Пока, на данном этапе обучения, играйте не приемом тремоло, как обычно исполняются такие длительности на малом барабане, а одиночными ударами правой и левой рук, так как на первоначальном этапе обучения исполнитель еще не владеет в большинстве случаев приемом тремоло. Напоминаю обозначения аппилкатуры: "О" - правая рука; "+" - левая рука.
Восьмые длительности
Упражнения следует играть в медленном и умеренном темпах. Каждое упражнение первый раз должно звучать forte, при повторении - piano. Это замечание относится и ко всем последующим упражнениям, где нет обозначения нюансов.
Шестнадцатые ноты
Особое внимание следует обратить на моменты соединения шестандцатых нот со звуками большей длительности.
Упражнения для малого барабана (часть 2)
Леонид Гурулев
Пунктирный ритм.
Предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений для освоения пунктирного ритма. Напомню, что точка, поставленная рядом с нотой или паузой, увеличивает ее длительность на половину.
Упражнения, одинаково развивающие обе руки
Леонид Гурулев
Прежде чем перейти к изучению нового материала (игра со щетками) давайте напоследок закрепим технику игры двумя руками. Предлагаю Вам для этого несколько упражнений.
1
2
3
4
5
6
Обратите внимание на акценты. Триоли, секстоли и септоли отрабатывайте, при необходимости, отдельными "приемами".
7
Упражнения для большого и маленького барабанов
Леонид Гурулев
Для приобретения навыка координации движений при игре на ударных давайте потренируемся играть на двух барабанах одновременно. Следим, естественно, за равномерностью ударов. Начинаем разбор упражнений с более медленного темпа. Постарайтесь увидеть (услышать) ритмический рисунок, хотя и не очень сложный на этом этапе упражнений.
Упражнения для малого барабана (часть 2)
Леонид Гурулев
Пунктирный ритм.
Предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений для освоения пунктирного ритма. Напомню, что точка, поставленная рядом с нотой или паузой, увеличивает ее длительность на половину.
Упражнения для большого и малого барабанов на 3/8; 6/8; 12/8; 3/4
Леонид Гурулев
При разучивании следующих упражнений, пожалуйста, обратите серьезное внимание на акценты (напомню, знак акцента ">"). Порядок очередности ударов: L K L K L и т.д.
Упражнения с паузами
Леонид Гурулев
Эти упражнения помогут Вам лучше ориентироваться в "ритмическом" пространстве. Постарайтесь "слышать" паузы.
Упражнения с паузами - 2
Леонид Гурулев
Продолжим упражнения с применением пауз. Сегодня уже будем играть на двух барабанах: большом и малом. На прошлом занятии я рекомендовал "слышать" паузы. Во время паузы в игре постарайтесь мысленно воспроизвести "удар", как бы очень тихий "носовой" звук гм или хм (как Вам больше нравится). Ну, а теперь продолжим упражнения?
1
2
Этюды для малого барабана (I)
Леонид Гурулев
Этюды для малого барабана В. Осадчука - ценное учебно-методическое пособие, помогающее освоению и развитию различных видов исполнительской техники. Они давно вошли в практику обучения игре на ударных инструментах и широко используются на разных этапах учебного процесса.
Автор этюдов, заслуженный артист РСФСР, Василий Евсеевич Осадчук (1895-1965), - известный советский музыкант, исполнитель и педагог (солист-литаврист заслуженного коллектива РСФСР Академического симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии, а также доцент Ленинградской государственной ордена Ленина консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова). Две тетради этюдов, изданные еще при жизни автора (Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1957; Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1961) сразу стали библиографической редкостью. Кроме того, в рукописи сохранилась подготовленная к печати тетрадь этюдов, содержащая 40 пьес.
Весь этот материал положен в основу настоящего издания и выйдет в двух выпусках.. В первый включены 80 этюдов, изданных в 1957 г., и 30 из еще не издававшихся, во второй - все остальные.
В расположении материала сочетаются два принципа: возрастающей трудности и контраста (разнообразия метров, ритмических рисунков, темпов, динамики, характера). Чисто технические проблемы накладываются на задачи звукового, колористического, образного плана. Этюды могут быть предметом изучения на протяжении весьма долгого периода становления музыканта-ударника - от первых классов детской музыкальной школы до консерватории. Естественно, на разных этапах обучения будут ставиться и реализоваться задачи разного уровня: от элементарного разучивания в небольшом темпе до артистически завершенного виртуозного исполнения. Трудность того или иного этюда не стоит в прямой зависимости от заложенных в его текст проблем технического порядка (сложностей ритма, предписанного темпа). Известный парадокс заключается в том, что этюды, более простые на первый взгляд, сыграть безупречно бывает неизмеримо труднее. В самом простом этюде (на любом этапе обучения) следует стремиться к максимально осмысленному исполнению, а в этюдах с большим количеством технических задач - не упускать из виду самых "мелких", кажущихся несущественными деталей фактуры, нюансировки, агогики и т. д.
При обучении исполнителя-ударника овладение техникой игры на малом барабане в большинстве случаев является главной задачей, стоящей перед учащимся и педагогом, так как именно на этом инструменте закладываются основы техники, вырабатываются основные навыки, необходимые в дальнейшем при игре на многих других ударных инструментах. Работа над этюдами В.Осадчука, содержащими практически все технические и ритмические трудности, которые могут встретиться в партиях классического и современного репертуара, приближает учащегося к реальной ситуации оркестрового или ансамблевого звучания и, таким образом, наиболее эффективно готовит его к профессиональной деятельности.
Несколько слов об исполнении барабанной дроби (тремоло). Употребляемый здесь автором знак tr более нагляден, чем равнозначный ему и также принятый знак . При этом:
Исполняется тремоло двойками, причем количество и частота сдвоенных ударов зависят от протяженности ноты, обозначенной tr, от темпа, характера пьесы.
Две или несколько нот, охваченных знаком , тремолируются ровно, без акцентов на всем их протяжении, независимо от наличия или отсутствия между ними тактовых черт или связующих лиг.
Нота, следующая за той, что обозначена знаком tr (или ), непосредственно примыкает к ней и исполняется без паузы после тремоло.
Повторение знака tr над соседними (двумя или несколькими) нотами предполагает, что начало каждой из них либо отмечается легким акцентом, либо каждой из них предшествует люфтпауза.
Лига, связывающая ноту под знаком tr со следующей, означает безакцентное окончание тремоло, причем в медленном темпе оно может захватить часть подлигованной ноты, в то время как в быстром темпе подлигованная нота не исполняется.
Этюды для малого барабана (II)
Леонид Гурулев
Предлагаемые Вашему вниманию этюды подготавливают к исполнению барабанной дроби (тремоло). Прежде чем применять указанную аппликатуру (здесь и далее крестиком "+" обозначена левая рука, кружком "О" - правая), следует поиграть этюд традиционно, чередуя в тридцатьвторых правую и левую руки.
Тремоло играть тридцатьвторыми (двойками); их количество должно соответствовать длительности тремолируемой ноты.
Этюды для малого барабана (III)
Леонид Гурулев
Этюды для малого барабана (IV)
Леонид Гурулев
Продолжим упражнения для развития техники игры на малом барабане. Навыки, приобретенные на этих занятиях, повысят Ваше мастерство. На уроках аранжировки Дмитрий Низяев очень наглядно изобразил "возможности" игры только на одном барабане. Можно послушать этот (пример), хотя я рекомендую более подробно знакомиться и с другими занятиями (разделами) нашего сайта, чтобы Ваше музыкальное развитие не было однобоким.
Итак, пора браться за занятия, не правда ли?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Этюды для малого барабана (V)
Леонид Гурулев
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Этюды для малого барабана (VI)
Леонид Гурулев
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Этюды для малого барабана (VII)
Леонид Гурулев
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Этюды для малого барабана (VIII)
Леонид Гурулев
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10