Методы и формы организации учебной работы на уроках чтения
Сознательность чтения достигается всей системой работы педагога — от вводного занятия по тексту до заключительного. Рассмотрим методы и приемы, которые целесообразно применять в процессе разбора текста,
Осмысление произведения — сложный аналитико-синтетический процесс, в котором можно выделить несколько этапов.
Первый этап —понимание предметной стороны читаемого произведения, осмысление фактического материала.
Второй этап — установление причинно-следственных отношений между персонажами или событиями, определение мотивов поведения литературных героев.
Третий этап — проникновение в идейный замысел произведения, обобщенная оценка прочитанного.
Все три этапа неразрывно связаны между собой и представляют единый аналитико-синтетический процесс.
На первом этапе работы с текстом целесообразно использовать приемы, помогающие школьникам представить ситуацию, меняющиеся картины, осознать поступки действующих лиц. Например, драматизация отдельных фраз и эпизодов, работа по конструктивной картине, детское иллюстрирование, составление картинного, а потом словесного плана, пересказ прочитанного, беседа воспроизводящего характера, выборочное чтение.
На втором этапе работы с текстом определяются смысловые взаимозависимости между отдельными объектами, персонажами, их поступками. На этом этапе рекомендуются беседы аналитического характера, выборочное чтение и выборочные пересказы, словесное рисование, сравнение описаний в одном и том же и разных рассказах, сопоставление литературных персонажей, нахождение общего и различного между ними, постановка проблемно-познавательных задач, требующих доказательности суждения.
Третий этап — обобщение прочитанного, формулирование темы и идеи произведения, выражение собственного отношения к литературным героям и всему произведению. Учителю целесообразно использовать творческие задания: придумывание иного заглавия к рассказу, продолжение рассказа, высказывание собственного аргументированного суждения о персонажах и обо всем рассказе, постановка
проблем морально-этического плана, сравнение прочитанного произведения с другими рассказами по той же тематике, сопоставление прочитанного с диафильмом или кинофильмом, с произведениями изобразительного искусства.
В процессе работы с текстом учитель должен выбрать те методы и приемы, которые соответствуют задачам урока и специфике самого художественного произведения.
Виды чтения
На каждом уроке в зависимости от его цели чтение применяется в разных видах и в разных сочетаниях: сплошное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чтение цепочкой по предложению. Чтение отдельных трудных слов, чтение' предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям и наизусть применяется в 1—3-х классах, когда перед учителем стоит основная задача — выработать у детей с недостатком слуха навыки чтения.
Различные виды чтения сочетаются с беседой по содержанию, с драматизацией отдельных моментов, рассматриванием рисунков, но в центре внимания остается само чтение (учителем или самостоятельное чтение учеников).
По мнению современных методистов, в 1-м классе один текст следует прочитывать не менее пяти раз. Как же добиться, чтобы каждый раз чтение вносило в работу учащихся что-то новое и интересное? Рассмотрим проведение одного урока чтения в 1 -м классе.
Тема: рассказ «Еж».
Задача: ознакомить с содержанием рассказа.
Урок начинается с фонетической зарядки, материал которой связан с темой урока. Ученики читают:
- Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
— Я живу в густом лесу,
В норку яблоки несу.
Чтение этого шутливого стихотворения проводится коллективно и индивидуально, возможно чтение педагогом как образец. Затем проводится беседа о еже. Учащиеся рассматривают чучело ежа, рассказывают, где и когда видели его. В процессе беседы педагог объясняет ряд новых слов и выражений: еж свернулся клубком, еж не шевелится, ежиный носик. Эти слова, записанные на доске, прочитываются учениками вместе и индивидуально.
Далее учитель сам читает рассказ. Затем ученики прочитывают рассказ про себя. Выяснив, о чем этот рассказ, учитель предлагает детям читать текст вслух (с места или у стола педагога). Начинается беседа по содержанию прочитанного. Ответы учащихся сопровождаются чтением соответствующих предложений рассказа. В беседе еще раз проверяется понимание слов, они не только объясняются, но и прочитываются с соблюдением правил орфоэпии. Трудные слова (свернулся, развернулся и т. п.) составляются из разрезной азбуки и прочитываются. Завершается урок беседой о том, что нового узнали дети о еже.
Для развития навыков правильного чтения можно предложить следующие методы и приемы:
• чтение труднопроизносимых слов текста;
• чтение слов, фраз, отрывков текста с соблюдением правил орфоэпии, словесного и логического ударения;
• различение на слух предложений, фраз, отдельных слов;
• чтение текста по предложениям, частям, целиком;
• предварительный звуковой и слоговой анализ слова;
• выяснение значения слова;
• специальная обработка (йотирование, расстановка орфоэпических знаков) текста до его чтения;
• многократное чтение текста в различных вариантах.
В 4—6-х классах объем изучаемых литературных произведений увеличивается, и задачи уроков чтения усложняются. Не забывая о технике чтения, больше внимания уделяется пониманию идейной направленности произведения,
овладению выразительными средствами языка. Но и в этих классах по-прежнему чтение на уроке обязательно, хотя его виды несколько меняются. Чтение учителем и сплошное чтение всего текста учениками на уроках значительно сокращается, гораздо больше времени отводится самостоятельному чтению учащихся.
Для приучения детей с нарушенным слухом к самостоятельному чтению вводится опережающее чтение некоторых рассказов. Еще до работы над текстами в классе учащиеся знакомятся с их содержанием самостоятельно. В 5-м классе количество рассказов, читающихся по принципу опережающего чтения, увеличивается, а в конце 6-го класса учащиеся переходят к самостоятельному чтению произведений до их изучения в классе. Это требование не распространяется на изучение басен и лирики, с которыми впервые встречается ученик на уроке после подготовительной работы педагога.
Самостоятельным чтением учащихся обязательно руководит учитель, используя следующие приемы: рекомендации, консультации, просмотр диафильма или иллюстрированного материала по изучаемой теме.
Выразительное чтение широко применимо в школе. Оно означает умение раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в тексте, показать отношение автора к событиям и поступкам героев, передать эмоциональную тональность, присущую произведению.
Передача собственного чувства, своего отношения к изображаемому — основа выразительного чтения. Существуют и определенные правила выразительного чтения: соблюдение ритма чтения, выделение логического ударения и пауз, интонационная окрашенность. Все эти средства выразительности взаимосвязаны.
В методике чтения определяются следующие приемы обучения выразительному чтению: чтение учителя как образец; упражнения в громком чтении; подготовительная работа к выразительному чтению (специальная обработка текста); коллективная декламация; индивидуальное чтение.
Школьники вместе с педагогом выделяют слова, которые должны звучать громче или на которые падают смысловые ударения, обозначают логические и психологические паузы, выделяют части или картины, определяют настроение, с каким надо читать каждую часть, выделяют главную мысль произведения, высказывают общее впечатление о прочитанном произведении. После составления партитуры проводится тренировка в выразительном чтении. Затем ученикам предлагается составить иную партитуру чтения, выделив интонацией другие слова.
Выделяются следующие методы и приемы формирования выразительного чтения:
• различение на слух фраз со сходной и различной интонацией;
• различение на слух текстов различной интонационной окрашенности;
• упражнения в тренировке техники чтения, чтение предложений с выделением пауз, словесного и логического ударения;
• ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам предложения;
• чтение по ролям;
• заучивание наизусть;
• коллективная декламация.
Выборочное чтение учит детей с нарушенным слухом ориентироваться в тексте, выделять значимые части, отделять главное от второстепенного, подготавливает учащихся к осмыслению произведения, к доказательности своих суждений. Выборочное чтение используется после самостоятельного или коллективного чтения рассказа в классе и является переходным мостиком от восприятия сюжета к его осмыслению и анализу.
Выборочное чтение имеет несколько разновидностей, использование каждого вида обусловлено конкретными задачами, стоящими перед педагогом на уроке. Если цель урока — выяснить понимание сюжета, то выборочное чтение
применяется вместе с беседой по фактическому материалу. Конкретные вопросы нацеливают учащихся на подбор фактических данных из текста. Например, по рассказу В. Бианки «Заяц на дереве» ученикам предлагаются задания:
1) Прочитайте, что произошло с зайцем в первый, во второй и на третий день.
2) Расскажите, как заяц спасался от воды.
3) Как можно помочь зайцам, попавшим в беду?
В соответствии с поставленными вопросами школьники выбирают отрывки из рассказа и прочитывают их в классе. После чтения отрывка передают его содержание своими словами.
В младших классах выборочное чтение используется для понимания внешней, предметной стороны текста или отдельных признаков (как, например, в стихотворении А. Преображенского «Осенние приметы»). Школьники учатся выбирать из текста отдельные слова, словосочетания, фразы, с помощью которых автор словесно рисует ту или иную картину, описывает то или иное событие.
В 4—6-х классах выборочное чтение применяется не только для понимания предметной стороны текста, но и для анализа содержания, когда нужно охарактеризовать событие, ситуацию, выяснить мотивы поступков персонажа и дать им оценку. В этом случае выборочное чтение сочетается с беседой аналитического характера. Сам характер вопросов требует от учащихся выбрать из текста отдельные фразы, а иногда и отдельные слова для подтверждения высказанной мысли, для доказательности высказывания. Например, при изучении рассказа С. Аксакова «Ледоход на Белой» можно предложить выборочное чтение эпизодов (корова и собаки на льдине), выборочное чтение глаголов, передающих состояние природы. Выборочное чтение отрывков, связанных единой темой, готовит школьников к выборочному пересказу.
Выборочное чтение применимо и в процессе анализа содержания, когда рассматриваются литературные персонажи
и их характеры. Для доказательности суждений школьникам предлагается выбрать соответствующие строки из рассказа для подтверждения своей мысли. В процессе этой работы формируется умение детей с недостатком слуха анализировать текст, систематизировать фактический материал по разным параметрам.
Например, в процессе анализа рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Кормилец» обращается внимание на поведение и чувства Прошки утром, перед уходом на работу, по дороге на фабрику. Выборочное чтение выражений глаза слипались, голова давила, как котел, давит смертный сон и др. позволяет показать, как трудно было мальчику выполнять взрослую работу, как тяжело и горько было его детство.
Выборочное чтение широко применяется и в старших классах на уроках литературы. Тем важнее приучить школьников к подобной работе еще на уроках чтения в младших классах.
Драматизация
Драматизация как метод развития мыслительной активности применима в 1—4-х классах, где дети с нарушением слуха еще плохо владеют словом, а мышление носит наглядно-образный характер.
В 1—2-х классах драматизацию используют для уяснения содержания всего читаемого текста или отдельных слов и фраз. Например, в 1-м классе при чтении рассказа «День ученика» предлагается показать действием, как мальчик делает зарядку, моет лицо, чистит зубы, обедает, играет, делает уроки. Перечисленные действия и составляют основу содержания.
В 3—4-х классах читаются более сложные рассказы о природе, животных, жизни детей и взрослых. В этих случаях инсценировать рассказы полностью невозможно. Драматизация применяется для осмысления отдельных слов и фраз. Так, при чтении рассказа Б. Емельянова «Мамины руки» с помощью демонстрации действия (драматизации)
объясняется смысл слов: села... и, поеживаясь, стала кутаться в платок. В рассказе М. Артюховой «Большая береза» с помощью этого же метода объясняется состояние матери мальчика, когда она узнала о том, что он забрался на большую березу: Чашка выскользнула из маминых рук и со звоном упала на пол.
Помимо отдельных слов и фраз, с помощью драматизации объясняются некоторые отрывки из рассказов. Так, в ходе изучения рассказа Н. Носова «Живая шляпа» желательно инсценировать ситуацию, как мальчики спасались от «живой шляпы».
В 5—6-х классах драматизация применяется редко, только для осмысления отдельных ситуаций и словосочетаний. При чтении рассказов Н. Хмельник «Капитан дальнего плавания?, Л. Толстого «Акула» можно предложить инсценировать отдельные ситуации, что облегчит их осмысление школьниками.
Как видим, драматизация чаще всего используется при чтении произведений морально-этической тематики. Прием драматизации позволяет наглядно увидеть ситуацию, осмыслить ее, критически оценить поведение того или иного персонажа. Драматизация может использоваться как основной метод работы с текстом после его чтения и как вспомогательное средство, применяющееся в сочетании с другими методическими приемами.