Структура выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа должна содержать:

- Титульный лист (Приложение 3);

- Оглавление работы с точным наименованием всех глав и параграфов и с указанием страниц, на которых размещается начало каждого из них;

- Введение;

- Основную текстовую часть (2 или 3 главы, состоящие из параграфов);

- Выводы;

- Заключение;

- Список источников;

- Приложения.

Введениезанимает сравнительно небольшой объем выпускной квалификационной работы (3-5 стр.), но представляет собой наиболее ответственную часть исследования, поскольку в сжатой форме содержит все основные положения, обоснованию которых посвящена работа. Это: актуальность выбранной темы, проблема исследования, цель и задачи, объект и предмет исследования, степень научной разработанности проблемы исследования, методы исследования, база исследования, а также практическая значимость результатов исследования.

ü Актуальность темы выпускной квалификационной работы.

В актуальности темы исследования раскрываются противоречия, на основе которых формулируется проблема.

ü Проблема выпускной квалификационной работы.

Проблема – это существенное расхождение между желаемым и фактическим состоянием объекта и внешней среды.

Проблема должна быть сформулирована в виде проблемной ситуации (Проблема выпускной квалификационной работы заключается в противоречии между … и …).

ü Цель выпускной квалификационной работы.

В качестве цели исследования в самом обобщенном сжатом виде формулируется предполагаемый результат.

Цель формулируется с помощью глаголов («обосновать…», «определить…», «разработать» и т.д.).

ü Задачи выпускной квалификационной работы.

Задачи исследования служат реализации поставленной цели и характеризуют основные этапы исследовательской деятельности.

Задачи определяют логическую структуру выпускной квалификационной работы и ход проводимого исследования.

Задачи должны соответствовать названиям параграфов и формулируются с помощью глаголов («охарактеризовать», «проанализировать», «рассмотреть», «описать», «обобщить», «обосновать» и пр.).

Все поставленные в работе задачи должны быть решены.

ü Объект выпускной квалификационной работы.

В качестве объекта исследования рассматривается та часть практики, которая подлежит изучению. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранную для изучения.

ü Предмет выпускной квалификационной работы.

Объект и предмет необходимо рассматривать вместе.

Объект и предмет как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частной.

Предмет исследования всегда находится в границах объекта.

Часто предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

ü Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы демонстрирует, кто и в каком контексте изучал поставленную в исследовании проблему.

Этот раздел введения наглядно демонстрирует профессиональный кругозор автора исследования и еще раз подтверждал актуальность поставленной проблемы.

Указанные в данном разделе фамилии авторов должны быть отражены и в тексте работы, и в списке источников.

ü Методыисследования.

В выпускной квалификационной работе могут быть использованы следующие методы: анализ документов, контент-анализ, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, эксперимент, тестирование, моделирование, проектирование и т.д.

ü Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности. Во Введении выпускной квалификационной работы необходимо указать какими специалистами, в каких организациях и в какой мере могут быть использованы результаты исследования.

ü База выпускной квалификационной работы – это конкретная организация, в которой осуществляется опытно-экспериментальная работа.

Необходимо внимательно отнестись к выбору базы выпускной квалификационной работы. Прежде всего, это должна быть организация, где мог произойти анализируемый конфликт, либо организация, которая может принимать участие в разрешении конфликта. Однако, важно понимать, что не все организации способны предоставить условия для осуществления экспериментальной деятельности.

В заключение Введения кратко обозначается структура выпускной квалификационной работы.

Основная часть работы (две-три главы) по объему должна составлять примерно 70 % всего текста. Здесь подробно излагается ход выпускной квалификационной работы, обосновываются и формулируются ее промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Первая глававыпускной квалификационной работы отражает теоретические предпосылки исследуемой проблемы (теории, концепции, идеи, положения, подходы, которые принимаются автором в качестве базовых, исходных в процессе решения исследовательских задач и достижения поставленной в исследовании цели, а также обоснование собственной позиции автора к решению поставленной в исследовании проблемы).

Вторая глававыпускной квалификационной работы содержит в себе механизм решения поставленной проблемы и базируется на результатах, полученных в первой главе.

Вторая глава должна включать:

– анализ конкретного конфликта;

– обоснование программы (модели, алгоритма) разрешения конфликта.

Первый параграф второй главы должен содержать:

1. Описание пространственно-временных границ конфликта.

2. Характеристику участников конфликта, их цели, задачи, ресурсы.

3. Отображение хода конфликта, анализируемого по схеме:

Причина – Ход – Следствие.

В данном пункте особое внимание необходимо уделить эскалации конфликта.

4. Построение модели конфликта, в том числе используя средства визуализации данных: графики, схемы, рисунки. В данном пункте автор предлагает свою или использует имеющиеся классификации и (или) концепции конфликта.

Во втором параграфе второй главы необходимо представить обоснование программы разрешения конфликта. Программа разрешения конфликта направлена на минимизацию деструктивных последствий конфликта и оптимизацию, а также максимизацию конструктивных последствий конфликта.

Программа разрешения конфликта должна содержать следующие обязательные элементы:

1. Краткая характеристика конфликтной ситуации (описание проблемы).

2. Цели программы.

3. Задачи программы.

4. Целевая аудитория (аудитории) программы, включающая участников конфликта.

5. Методы и технологии реализации программы, отвечающие цели решения проблемы, выбранной для исследования.

6. Обеспечение программы (организационные, правовые, финансовые, информационные, материально-технические и иные ресурсы, которые необходимо привлечь для решения проблемы).

7. Конкретные мероприятия, которые будут направлены на увеличение конструктивных последствий конфликта и минимизацию деструктивных.

8. Ожидаемые результаты реализации программы.

Текст выпускной квалификационной работы, как всякий текст должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов – глав и параграфов, имеющих названия.

Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы – главы или параграфа с помощью абзацев – отступов вправо в строке при наличии новой смысловой части.

Абзацы позволяют более зримо обозначать логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композиционный прием, направленный на выделение логических акцентов, которые невозможно выделить другими способами. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему восприятию текста. Поэтому правильная разбивка текста выпускной квалификационной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Деление на более крупные части работы диктуется внутренней логикой текста. Например, если глава делиться на параграфы, последние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом.

Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу ýже общего объема составляющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количество параграфов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы.

Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или параграфа на несколько строк.

Главы завершаются краткими выводами (обобщениями) – своеобразным итогом работы.

Выводы должны подводить к восприятию и осмыслению последующего материала, что обеспечивает единство и логику работы.

В свою очередь, выводы глав в более сжатом, обобщенном виде находят отражение в заключении. При этом каждый последующий вывод должен быть логически связан с предыдущим.

Заключениевыпускной квалификационной работы должно содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты исследования.

В заключении подводятся итоги – производится сравнение ранее намеченных задач и степени их реализации, оценивается степень достижения цели исследования, формулируются выводы, выносимые на защиту.

На защиту целесообразно выносить результаты решения обозначенных во введении задач.

Заключение – основа для доклада на защите.

Вслед за заключением приводится список источников. Это перечень литературы и электронных ресурсов, использованный автором в ходе работы над темой исследования.

Список источников составляется в алфавитном порядке.

Каждый включенный в список источник должен иметь отражение в тексте выпускной квалификационной работы.

Использованная литература отражается на страницах выпускной квалификационной работы в виде ссылок в тексте и в виде постраничных сносок, расположенных на каждой странице под основным текстом.

Требования к оформлению литературы и сносок соответствуют Национальному стандарту Российской Федерации.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части выпускной квалификационной работы, помещаются в приложении.

Приложение –оригинальный материал, использованный автором работы в качестве предмета анализа или доказательства своих выводов. В приложении находят отражение все используемые автором исследования инструментальные средства (анкеты, тесты, карточки-наблюдения, вопросники для проведения интервью, бесед и т.д.), а также диаграммы, схемы, графики и пр.

В тексте работы необходимо сделать ссылки на приложение.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

Наши рекомендации