Ранняя логопедическая диагностика и коррекция отклонений в речевом развитии

В нашей стране последовательно расширяется сеть учреждений и организаций, целью которых является своевременное выявле-

ние, ранняя диагностика и медико-психолого-педагогическое со­провождение детей группы риска по развитию у них тяжелых на­рушений, в том числе и нарушений речевого развития. Отечествен­ными специалистами накоплен определенный опыт оказания ран­ней помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии (Е.А.Стребелева, Г.А.Мишина и др.), недостатки сен­сорного развития (Ю.А. Разенкова, Н.Д.Шматко, Л. А. Головчиц и др.), двигательные нарушения (Е.Ф.Архипова, О. Г. Приходько и др.), нарушения раннего эмоционального развития (Е.Р.Баен-ская, Н.Н.Либлинг и др.), отклонения речевого развития (Г.В.Чиркина, Ю.Ф.Гаркуша, О.Е.Громова и др.).

Нарушения в состоянии сенсорно-перцептивной и двигатель­ной сфер в период, соответствующий когнитивной активности и компетенции, под воздействием которых постепенно формирует­ся потребность в вербальном общении, происходит становление самостоятельной речевой деятельности детей в контексте онтоге­нетически адекватных форм общения, — все это оказывает не­посредственное влияние на их речевое развитие.

Поскольку правильная речь — важнейшая предпосылка полно­ценного развития ребенка, его социальной адаптации, выявле­ние и устранение ее нарушений необходимо проводить в возмож­но более ранние сроки.

Интерес к проблеме ранней логопедической диагностики и коррекции обусловлен рядом причин.

Во-первых, ростом числа детей раннего возраста, имеющих отклонения в развитии речи разной степени выраженности и раз­личного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым сис­темным речевым нарушениям в дошкольном возрасте, а также задерживают процесс социализации ребенка.

Во-вторых, дискуссионностью вопроса о понимании отклоне­ний (дизонтогенеза) в речевом развитии детей раннего возраста. Представляет значительные трудности определение возрастных норм речеязыкового развития детей раннего возраста, что требует полифакторного анализа онтогенеза речи. Кроме того, понима­ние отклонений в речевом развитии маленьких детей само по себе крайне нечетко.

В-третьих, существующие диагностические методики позво­ляют осуществлять выявление и квалификацию нарушений рече­вого развития, начиная в основном с младшего дошкольного воз­раста.

К группе риска относятся дети первых 2 — 3 лет жизни, имею­щие предрасположенность к появлению нарушений речевого раз­вития, чья нервная система подверглась различным неблагопри­ятным воздействиям в различные периоды их развития (прена-тальном, натальном и постнатальном), а также дети с отягощен­ной наследственностью и соматически ослабленные. Именно они





нуждаются в специальном комплексном коррекционно-логопе-дическом воздействии.

Речь таких детей характеризуется крайней ограниченностью использования языковых средств, что диагностируется как общее недоразвитие речи (по Р.Е.Левиной), механизмы возникновения которого могут быть различными. Недостаточная изученность кли­нических форм недоразвития речи, а также схожесть их проявле­ний затрудняют дифференциальную диагностику темповой задерж­ки речевого развития и его нарушенного варианта. Логопедиче­ское воздействие в этих случаях зачастую строится без учета кли­нического своеобразия нарушений, механизмов развития речи, что соответственно снижает эффективность проводимой работы. Вместе с тем любое явление, подвергающееся научному анализу, должно определяться по наиболее характерным для него призна­кам, отличающим его от других сходных явлений.

Следует учитывать, что особенностью речевых нарушений в ран­нем возрасте является их обратимость, что обусловлено высокой пластичностью детского мозга. Поэтому своевременно оказанная помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, содействовать созданию условий для дальнейшего гармоничного формирования ребенка, в значитель­ной степени ускорить ход его речевого и умственного развития.

Наши рекомендации